РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол№ 8
от «30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа2021г.
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
«Наш край»
Направленность: туристско- краеведческая
Уровень программы :стартовый
Возраст обучающихся: 8-12лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Самадов Бавутдин Самадович
с.Карабудахкент
2021г.
Явления социальной патологии в молодежной среде: преступность,
алкоголизм, суицид, наркомания - стали сегодня, к великому сожалению,
привычным делом. Думается, основная причина кроется в том, что наше
общество потеряло свой главный ориентир - патриотизм, который является
стержнем любой государственности.
Формирование гражданина, патриота начинается в детском возрасте
с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традициям. На
основе этих общих длявсех чувств формируется и укрепляется высокое
чувство любви к Родине.
Поэтому развитие у детей чувства любви к близким, к родному краю
становится одним из важнейших направлений в деле патриотического
воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам - один
из компонентов патриотического воспитания.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению
народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому
разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации
патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является
актуальной задачей.
Безграничны просторы нашей Родины. Но у каждого человека есть
место, где он родился, вдохнул воздух своего Отечества, открыл глаза и
увидел мир, произнес первое слово, сделал первый шаг, прикоснулся к своей
земле, пережил первую радость и первое огорчение. Для каждого из нас
Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и
неприметного, вжизни каждого из нас навсегда, до последнего нашего
дыхания входит что-то единственное и незаменимое, как грудь матери, как её
прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в
себе живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического
становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу
душу, волнует нас, как первый животворный источник, с которого каждый из
нас начался. По словам В. А. Сухомлинского: «То, что упущено в детстве
никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». Это
правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно
эстетического воспитания.
Значит,
базой
патриотического
воспитания
является
нравственное,
эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В
процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на
котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к
своему Отечеству.
Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо
определенной территории. Объектами ознакомления является социальноэкономическое, политическое, историческое и культурное развитие села,
города, района, края; природные условия; растительный и животный мир
и
т. д. Занятия краеведением способствуют нравственному, эстетическому и
физическому воспитанию детей, всестороннему росту и развитию их
способностей.
Школьный
возраст
отличается
повышенным
интересом
к
окружающему, познанию каких-либо явлений. Ребенок создает личностную,
пространственную реальность, по-своему открывая окружающий мир и себя
в нем. Только на основе национальной культуры, истории и традициях
общества
конкретного
региона
возможен
перевод
общечеловеческих
ценностей в личностные ценности каждого ребенка.
Прикладной
аспект
краеведения
способствует
формированию
личности с активной жизненной позицией, хранителя и созидателя природы
и культуры понимающего и любящего свою малую Родину, свое отечество
для дальнейшего формирования и личностного роста детей.
Реализация программы предполагает воспитание любви к малой
Родине и России; развитие познавательных интересов детей, их творчества,
способностей;
формирование
эстетических
чувств,
трудовых,
изобразительных умений и навыков и в конечном итоге – формирование
начал национального самосознания ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа "Наш край" разработана
на основе нормативных документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Концепции развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей».
3. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (Проект Минобрнауки РФ ФГАУ
«ФИРО» 2015 г.)
4. Методических рекомендаций по разработке и оформлению
общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного
образования детей и рабочих программ по курсов внеурочной
деятельности» ( Минобрнауки РД ГБУ ДО РД Малая академия наук РД
от 03.09.2019)
5. Устава МБУ ДО «ЦДОД Карабудахкентского района».
Направленность программы туристско-краеведческая
Срок реализации программы – 1 год.
Данная программа реализуется на базе МБУ ДО "ЦДОД Карабудахкентского
района»
Основной контингент:
– учащиеся младшего и среднего возраста
(8-12 лет);
Занятия проводятся – 4 часа в неделю -по 2 часа 2 раза в неделю,
продолжительность занятий - 45 минут с 10 минутным перерывом.
Актуальность: программа определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании учащихся, основанные на их приобщении к
истории родного края.
Новизна программы состоит в том, что ее основа местный региональный
компонент, который ранее не подлежал изучению, взаимосвязь туристскокраеведческой и художественно-эстетического направлений.
Педагогическая целесообразность: ориентировка на требования общества,
раскрытие возможностей личностного роста учащегося.
Особенность программы: создание педагогом условий для активной
самореализации, креативности учащихся, интеграция занятий, работа с
родителями, сотрудничество с социумом.
Цель данной программы: формирование у детей школьного возраста
гуманитарных ценностей посредством краеведения; воспитание всесторонне
развитой
личности,интересующейся
исследовательской
краеведением,
деятельностью,стремящейся
увлеченной
принести
поисково-
пользу
своему
Отечеству;формирование активной гражданской позиции.
Задачи:
Образовательные:
- дать общее представление о качественном своеобразии своего региона,
его природной, историко-культурной, хозяйственной ценности;углубить и
расширить знания учащихся по истории села Уллубийаул;
-вооружение обучающихся необходимыми
практическими умениями и
навыками самостоятельной работы с различными источниками информации
,развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской
деятельности обучающихся
-
формировать
географическую
культуру,
как
составную
часть
общечеловеческой ценности;
Воспитательные:
-воспитание бережного отношения к природе;
-воспитание целеустремленности ,упорства в достижении цели;
-воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности
земляков понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
-сформировать чувство коллективизма.
Развивающие:
-содействовать развитию логического мышления и памяти;
-развивать умения творческой деятельности;
-способствовать сохранению здоровья;
-стимулирование стремления знать как можно больше о своем родном крае и
его людях.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды
занятий:
* Изучение родного края;
* Охрана природы;
* Историческое краеведение;
* Памятники истории и культуры;
* Патриотическая работа;
* Записи историко-краеведческих наблюдений;
* Литературно-краеведческая деятельность;
* Организация и проведение целевых прогулок, экскурсий;
* Творческая деятельность;
* Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях.
Специфика работы по данной программе:
•
Стратегической целью является формирование чувства патриотизма,
формирование базиса культуры личности ребенка.
•
Ключевой категорией формирования базиса является «отношение».
Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить
созидательно-гармоничный характер.
•
Отношение ребенка
поиска
и
к окружающему миру проявляется в процессе
выражения
собственной
индивидуальности
–
самоактуализации, что выражается в его творчестве.
•
Творческая
деятельность
ребенка
является
не
самоцелью,
а
эффективным средством формирования эстетического отношения к
миру, развития
художественных
способностей, любви
краю, знание его истории и культуры.
к родному
Общедидактические принципы программы:
• Научность;
• Систематичность и последовательность;
• Доступность;
• Наглядность;
• Прочность;
• Целесообразность;
• Сознательность и активность.
Принципы педагогической системы:
• Единство сознания и практики, развитие психических процессов в
деятельности;
• Принципы гуманизма;
• Принципы комплексности;
• Принцип индивидуального подхода;
•
Специфические принципы:
• Принципы взаимосвязи краеведения с разными видами искусства:
поэтическим, музыкальным, художественным творчеством;
• Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы:
развитие речи, ознакомление с окружающим миром;
• Принцип сезонности;
• Принцип единства и взаимообусловленности восприятия,
исполнительства и творчества.
Условия для реализации данной программы:
• Отбор и наличие материала;
• Социально-эмоциональные условия (создание у ребенка чувства
внешней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки
взрослыми его творческих начинаний);
• Интеллектуальные условия, (создаются путем решения творческих
задач);
• Мастерство и профессионализм педагога.
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
• Целевые прогулки и экскурсии;
• Наблюдение;
• Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;
• Беседы;
• Использование художественных произведений;
• Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;
• Использование аудио и видео материалов;
•
Встречи с интересными людьми и т.д.
Программа
«Наш
край»
разработана
психологических особенностей детей.
с
учетом
возрастных
и
Построение занятий программы
предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает
постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков,
т.е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети
могут свободно реализовать полученные знания на практике.
Данная программа заключает в себе неиссякаемые возможности для общего
образования, нравственного, эстетического и физического воспитания детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
•
Заинтересовать детей процессом исторического познания;
•
Воспитать патриота и гражданина своего родного края и Отечества;
•
Возрождение традиций своего народа;
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Вводное занятие.
Всего
часов
2
Теория Практика Форма аттестации или
контроля
2
Беседа, демонстрация
1
2
Моя родина – Россия.
2
2
3
Мой край – Дагестан.
6
2
4
Беседа, демонстрация
4
Мои соседи-земляки.
12
4
8
Беседа, демонстрация
5
Моя колыбель – Уллубийаул.
20
6
14
Беседа, демонстрация
6
Исторические личности,
знаменитые люди села .
28
8
20
Беседа, демонстрация
7
Достойный сын своего народаУ.Д.Буйнакский
32
10
22
Беседа, демонстрация
8
Крупные предприятия нашего села
6
2
4
Беседа, демонстрация
9
Исторические сведения, мифы и
6
2
4
Беседа, демонстрация
10
Устное народное творчество.
8
2
6
Беседа, демонстрация
11
Старинные обряды, обычаи и
традиции села.
18
4
8
Беседа, демонстрация
12
Итоговое занятие.
4
2
2
Тестирование.Викторина
Всего:
144
46
98
20
Беседа, демонстрация
Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы на год обучения.
Инструктаж по технике безопасности
Тема 2. Моя Родина – Россия.
Российская Федерация на карте мира, территориальноадминистративное деление России.
Тема 3.Мой край – Дагестан.
Республика Дагестан в составе Российской Федерации;
Рельеф, флора, фауна. Многообразие наречий и народностей
Тема 4. Мои соседи-земляки.
Наш район на карте Республики Дагестан. Поселения и села района.
Рельеф, климат. Многообразие диалектов. Места памятных событий;
Коммуникации федерального, регионального и местного значения. Карта
района.
Тема 5. Моя колыбель – Уллубийаул.
Наше село на карте района. Краткий экскурс в историю села
Карта нашего села. Поселения. Рельеф.
Флора и фауна. Климат. Достопримечательности села.
Тема 6. Исторические личности, знаменитые люди села.
Шамхалы-владыки из рода курейшидов.
Крымшамхалы Тарковские – владетели Буйнака;
Наши земляки до революции.
Чопан-шамхал. Амалатбек. Зубаир-бек и Укаил-бек Тарковские.
У.Д.Буйнакский.
Тема 7. Достойный сын своего народа.
Биография У.Д.Буйнакского. Студенческие годы. Революционная
деятельность. Письма к Тату. Арест. Речь на суде. Расстрел. Посещение
памятных мест в селе, связанных с У. Д. Буйнакским. Посещение, дома, в
котором родился У. Д. Буйнакский.
Тема 8. Крупные предприятия нашего села.
ГУП "Буйнакский";
Уллубийаульская СОШ;
Дом-музей У. Д. Буйнакского.
Тема 9. Исторические сведения, мифы и легенды села.
Поучительные рассказы.
Вымышленные рассказы.
Тема 10. Устное народное творчество.
Этнос и особенности творчества.
Пословицы и поговорки.
Песни.
Тема 11. Старинные обряды, обычаи и традиции села.
Куначество.
Почитание старших.
Сватовство.
Свадебные обряды.
Кумовство.
«Выжигание зимы».
Тема 12. Итоговое занятие.
Повторение пройденного материала.
Архивирование материала.
В процессе освоения программы обучающиеся должны:
•
Приобрести
знания
об
истории Карабудахкентского района и
с.Уллубийаул, об исторических личностях и знаменитых людях
•
Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с
профессиями и деятельностью тружеников района и села.
•
Изучить историю района и села, начиная с XVI века по сегодняшний день.
•
Углубить знания о растительном и животном мире района и села, среде
обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.
•
Узнать о реках, протекающих по нашему району, горах, возвышающихся
над нашими селами; охране водных ресурсов.
•
Научиться работать с картой района и села.
•
Познакомиться с памятниками истории, архитектуры района и села,
событиями, в честь которых возникли архитектурные сооружения.
с
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ И
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алиев К. М. "Кумыкский энциклопедический словарь", 2012. //Махачкала.
Алиев К. М. "Таргу-Наме. Лексикон", 2001. //Махачкала.
Алиев К. М. На службе просвещения. Кумыкская национальная печать.
(материалы и исследования), 2007. //Махачкала.
Магомедов З. "Великие Бойнаки", 2008. //Махачкала.
Краеведческий бюллетень"Тарки-Тау" (краеведческое общество "АнжиКала"), 2013. Выпуск 1.//Махачкала.
Краеведческий бюллетень"Тарки-Тау" (краеведческое общество "АнжиКала"), 2014. Выпуск 2.//Махачкала.
Периодическая
печать:
республиканская
газета
"Ёлдаш",
журнал
"Тангчолпан", районная газета "Районну яшаву" ("Будни района").
Архивные материалы Дома-музея им. У. Д. Буйнакского в селе.
Рукописные материалы старожилов.
https://islamdag.ru/istoriya/30990
http://kumukia.ru/person?pid=1715
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0
%BD_%D0%B8%D0%B1%D0%BD_%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%
B0%D0%B9
http://wikipedia.ru.nina.az/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%B0%D0%BB%
D0%B0%D1%82%D0%B1%D0%B5%D0%BA_%D0%91%D1%83%D0%B9%D0%BD%D
0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
http://www.moidagestan.ru/famous/bujnakskij_ullubij_daniyalovich
http://www.museum.ru/M1213
http://kumukia.ru/article-9097.html
Календарный учебный график на 2021-2022
№
Ме Число Вр
сяц
ем
п/п
я
пр
ов
ед
Форма
занятия
Ко Тема занятия
лво
час
ов
Место
проведения
Форма
контроля
1
Теория
2
Беседа на тему «Что
изучает краеведение»
Инструктаж по технике
безопасности
Учебный
кабинет
Беседа
2
Теория
2
Моя родина – Россия.
Учебный
РФ на карте мира, тер.-адм. кабинет
деление.
Беседа
3
Теория
2
Мой край – Дагестан.
Учебный
А) РД в РФ;
кабинет
Б) рельеф, флора, фауна;
В) многообразие наречий и
народностей.
Беседа
4
. Теория
2
Мой край – Дагестан.
А) РД в РФ;
Б) рельеф, флора, фауна;
В) многообразие наречий и
народностей.
Беседа
5
Практика
2
Мой край – Дагестан.
Учебный
А) РД в РФ;
кабинет
Б) рельеф, флора, фауна;
В) многообразие наречий и
народностей.
Тестирование.
6
. Теория
2
Мои соседи-земляки.
А) наш район на карте РД,
села района;
Б) рельеф, климат;
В) многообразие
диалектов;
Г) места памятных
событий;
Беседа
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Д) комм-и фед., рег.
местного значения;
Е) карта района.
7
. Теория
2
Мои соседи-земляки.
А) наш район на карте РД,
села района;
Б) рельеф, климат;
В) многообразие
диалектов;
Г) места памятных
событий;
Д) комм-и фед., рег.
местного значения;
Е) карта района.
Учебный
кабинет
Беседа
810
Практика
6
Мои соседи-земляки.
А) наш район на карте РД,
села района;
Б) рельеф, климат;
В) многообразие
диалектов;
Г) места памятных
событий;
Д) комм-и фед., рег.
местного значения;
Е) карта района.
Учебный
кабинет
Беседа.
11
Теория
2
Моя колыбель –
Уллубийаул.
А) наше село на карте
района;
Б) краткий экскурс в
историю села;
Учебный
кабинет
Беседа
12
Теория
2
Моя колыбель –
Уллубийаул.
В) карта нашего села;
Г) поселения, рельеф;
Учебный
кабинет
Беседа
13
Теория
2
Моя колыбель –
Учебный
Уллубийаул.
кабинет
Д) флора и фауна;
Е) климат;
Ж) достопримечательности
села.
Беседа
1415
Практика
4
Моя колыбель –
Уллубийаул.
Тестирование
Викторина
Учебный
кабинет
Экскурсия
1618
Практика
6
Экскурсия
села
на
окраину Учебный
кабинет
1920
Практика
4
Моя колыбель –
Уллубийаул.
Учебный
кабинет
Реферат
2122
Теория
4
Исторические личности,
знаменитые люди села.
А) шамхалы – владыки из
рода курейшидов;
Учебный
кабинет
Беседа
2324
Теория
4
Исторические личности,
знаменитые люди села.
Б) крымшамхалы
Тарковские – владетели
Буйнака;
Учебный
кабинет
Беседа
2526
Теория
4
Исторические личности,
знаменитые люди села.
В) Чопан-шамхал;
Учебный
кабинет
Беседа
2728
Теория
4
Исторические личности,
знаменитые люди села.
Исторические личности,
знаменитые люди села.
Г) Солтанмут;
Учебный
кабинет
Викторина
2930
Теория
4
Исторические личности,
знаменитые люди села
Д) Амалатбек;
Учебный
кабинет
Беседа
3132
Практика
4
Исторические личности,
знаменитые люди села
Е) Зубаир-бек и Укаил-бек;
Учебный
кабинет
Практика
3335
Практика
6
Экскурсия на кладбище,
где захоронены шамхалы
Тарковские
Учебный
кабинет
Экскурсия
36
Теория
2
Повторение пройденного
материала
Учебный
кабинет
Беседа
3738
Теория
4
Учебный
кабинет
Беседа
39
Теория
2
Достойный сын своего
народа – У. Д. Буйнакский
А) биография
У.Д.Буйнакского;
Достойный сын своего
народа.
Б) студенческие годы;
Учебный
кабинет
Беседа
40
Теория
2
Достойный сын своего
народа.
В) революционная
деятельность;
Учебный
кабинет
Беседа
Самостоятельная работа
Беседа
41
Практика
2
Достойный сын своего
народа.
Г) письма к Тату;
Учебный
кабинет
Демонстрация
42
Теория
2
Достойный сын своего
народа.
Д) арест;
Учебный
кабинет
Беседа
43
Теория
2
Достойный сын своего
народа.
Е) речь на суде;
Учебный
кабинет
Беседа
4446
Практика
6
Достойный сын своего
народа.
З) посещение памятных
мест в селе;
Учебный
кабинет
Беседа
4749
Практика
6
Достойный сын своего
народа.
И) посещение дома, в
котором он родился.
Учебный
кабинет
Беседа
Экскурсия
5051
Практика
4
Достойный сын своего
народа – У.Д. Буйнакский
Учебный
кабинет
Викторина
5253
Практика
4
Достойный сын своего
народа – У.Д. Буйнакский
Учебный
кабинет
Тестирование
54
Теория
2
Крупные предприятия
нашего села:
А) ГУП "Буйнакский";
Б) ДОУ №12 "Фиалка"
Учебный
кабинет
Беседа
55
Теория
2
Крупные предприятия
нашего села:
В) Уллубийаульская СОШ;
Учебный
кабинет
Беседа
56
Теория
2
Крупные предприятия
нашего села:
Учебный
кабинет
Беседа
Учебный
кабинет
Беседа
Закрепление
пройденного материала
Г) Дом-музей У. Д.
Буйнакского
57
Теория
2
Исторические сведения,
мифы и легенды села.
А) поучительные рассказы;
58
Теория
2
Исторические сведения,
мифы и легенды села.
Б) вымышленные рассказы.
Учебный
кабинет
Беседа
59
Практика
2
Исторические сведения,
мифы и легенды села.
Учебный
кабинет
Демонстрация
Устное народное
творчество.
А) этнос и особенности
творчества;
Устное народное
творчество.
Б) пословицы и поговорки;
Учебный
кабинет
Демонстрация
Учебный
кабинет
Демонстрация
Учебный
кабинет
Демонстрация
Рассказы старожилов.
60
Практика
2
61
Практика
2
62
Практика
2
Устное народное
творчество.
В) песни.
63
Теория
Практика
2
Старинные обряды, обычаи Учебный
и традиции села.
кабинет
А) куначество;
Беседа
64
Теория
2
Старинные обряды, обычаи Учебный
и традиции села.
кабинет
Б) почитание старших;
Беседа
65
Практика
2
Старинные обряды, обычаи Учебный
и традиции села.
кабинет
В) сватовство;
Беседа
66
Практика
2
Старинные обряды, обычаи Учебный
и традиции села.
кабинет
Г) свадебные обряды;
Выставка
67
Теория
Практика
2
Старинные обряды, обычаи Учебный
и традиции села.
кабинет
Д) кумовство;
Беседа
68
Теория
Практика
2
Старинные обряды, обычаи Учебный
и традиции села.
кабинет
Е) «выжигание зимы».
Демонстрация
6970
Практика
4
Викторина по изученной Учебный
теме
кабинет
Тестирование
7172
Практика
4
Итоговое занятие.
А) повторение
пройденного материала;
Б) архивирование
материала.
Беседа
Учебный
кабинет