РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол№
от «30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.____________
Приказ №_______
от «31» августа 2021г.
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
«ВОЛОНТЕРЫ»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы : стартовый
Возраст обучающихся: 12-18 лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Исрапилова Лайла Салаватовна
с.Карабудахкент
2021г.
1
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования «Волонтерский
отряд» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня
2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей», СанПиН
2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям
дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Программа
дополнительного
образования
«Волонтеры»
имеет социально-педагогическую направленность.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является
важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у
детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу
социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в
настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социальнозначимую роль приобретает организация деятельности по созданию
условий для социального становления подростков, развития их социальной
активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял
общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в
реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в
новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства
общения с окружающими. Активное осуществление общественно
значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в
общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших,
самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно
выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности,
социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и
оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для
других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа «Волонтеры» предполагает включение детей в
социально-значимую деятельность, что способствует формированию их
лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности,
помогает обрести жизненный опыт.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы «Волонтеры» - социально-педагогическая.
2
Дополнительность программы «Волонтёры» по отношению к
программам общего образования заключается в том, что в основе
содержания представленной программы лежит совместная деятельность
детей и взрослого, направленная на совместное преобразование
окружающего мира, что в свою очередь приведет к формированию
гражданственности подростков.
Актуальность дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Волонтеры» выражается в том, что
«Волонтерство», как инновационный воспитательный подход в обучении и
воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и
целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта,
воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей.
Стремительные
политические,
социально-экономические
изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования
как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к
содержанию образования. В период стремительной глобализации и
информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены
ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять
соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную
позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Новизна программы заключается в организации эффективного
взаимодействия детского объединения и других субъектов социализации –
социальных партнеров – в целях нравственного развития и воспитания
учащихся. Данная программа комплексная, так как сочетает в себе
направленность не только на помощь людям пожилого возраста, ветеранам
и инвалидам, но и на помощь детям.
В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир
принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот
принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство
справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно
только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в
волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание
откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого
человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит
безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд
преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и
приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже
возможность сделать неплохую карьеру. В наше трудное время особенно
страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты. Чтобы
помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную
организацию, в детском объединении « Волонтеры», каждый может
узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания
действует лучше самого сильного лекарства.
3
Добровольчество – это реализация личностного потенциала,
самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование,
приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных
эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни.
Педагогическая
целесообразность. Программа
способствует
формированию духовно-нравственных качеств личности молодого
человека, улучшению морально-психологического состояния молодежи,
повышению культуры участия в благотворительной деятельности,
решению социальных проблем местного сообщества и как следствие –
всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации,
карьерному росту.
Отличительная особенность программы заключается в развитие
молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых
знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании
нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Срок реализации программы: 1 год
Участники программы: обучающиеся 12- 18 лет.
Программа рассчитана на 144 часа из расчета 4 часа в неделю и
состоит из двух модулей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
академических часа с 10мин.переменой. Количество детей в объединении –
15 человек.
Занятия формируют интерес к социально-значимой деятельности,
развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки,
предлагают опыт участия в социальных акциях.
Цель и задачи программы
Цель:
Формирование
позитивных
установок
обучающихся
на
добровольческую деятельность.
Задачи :
- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций,
тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
- Способствовать формированию сплоченной деятельности
коллектива волонтеров
- Развитие у обучающихся доброты, чуткости души;
- Установление дружеских доброжелательных отношений с
одногруппниками;
- Оказание внимания пожилым людям;
- Организация различных дел для детей из малообеспеченных и
неблагополучных семей;
- Оказание внимания детям- инвалидам, детям с ограниченными
возможностями здоровья.
Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за
период обучения. К концу обучения учащиеся должны знать:
историю развития волонтерского движения;
структуру и правила оформления делового письма;
4
понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
правила составления информационного буклета;
методику организации и проведения конкурсной программы,
познавательной игры, КТД;
возрастные психологические особенности людей пожилого
возраста, детей младшего школьного возраста;
правила выхода из конфликтной ситуации;
влияние психоактивных веществ на организм человека;
способы отказа от употребления психоактивных веществ.
Учащиеся должны уметь:
владеть навыками планирования и самоанализа;
уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft
Office;
разрабатывать социальные проекты;
выступать в роли организатора различных дел социальной
направленности;
эффективно
общаться
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья, пожилыми людьми;
организовывать игры на знакомство и сплочение в разных
возрастных группах;
уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться,
поддерживать разговор на заданную тему;
владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.
Оценка эффективности программы
Диагностика и отслеживание результативности программы
проводится в течение года.
5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
творческого объединения «Волонтёры»-144часа
Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока
своя тематика, которая привязана к календарю памятных и
знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать
все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к
происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение .
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с
правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет
обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам
волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою
готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её
осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических
делах
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и
внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые
люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют
знания, полученные ими в период подготовки.
Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ
Беседа с учащимися о влияние алкоголя на организм, какие
существуют виды зависимостей (химическая - алкоголизм, наркомания,
табакокурение; нехимическая - эмоциональная, и др.). Алкоголь и закон
(употребление алкоголя как незаконное действие). Ответственность за
употребление алкоголя, физиологическая и моральная зависимость.
Беседа с волонтёрами о влиянии курения на организм человека.
Проведение акции «Скажи, нет сигарете!» (создание листовок и плакатов)
Возможные способы отказа от курения, негативное влияние курения на
организм человека. Разработка и проведение тренинг – игры по
профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей.
Влияние наркотиков на судьбу человека. Проведение выставки
рисунков и плакатов «Нет наркотикам!».
1.4. Планируемые результаты:
Результаты первого уровня (социально-значимые знания):
- приобретения ребятами социальных знаний о порядке проведения
акций, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения, о
ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты
второго
уровня (развитие
социально-значимых
отношений):
- получение ребятами опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества, целостного отношения к социальной
реальности в целом.
Результаты третьего уровня (приобретении обучающимися опыта
социально-значимого действия):
6
-получения ребятами опыта самостоятельного общественного
действия (проведение социальных акций, свободно распространять
информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели,
задачи; создавать проекты; выступать с инициативами по различным
вопросам общественной жизни; организовывать и проводить конкурсы,
лекции, мастер-классы и т.п. осуществлять информационную, рекламную,
и полиграфическую деятельность в целях сохранения, пропаганды и
распространения знаний в области воспитания подрастающего поколения
и формирования личности с учетом современных информационных
технологий);
- формирование умения определять общие цели и пути их
достижения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать свое собственное поведение и поведение
окружающих;
- овладение навыком осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации;
- осуществление поиска, первичного анализа и использования
правовой информации;
- освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии.
Учебно-тематический план
Тема
Количество
В том числе
часов
теория
практика
Волонтерское движение в
52
теория
России.
Участие в благотворительных
80
практика
акциях, практических делах
Работа волонтеров по пропаганде
ЗОЖ
ИТОГО
12
Теория + практика
144
Форма работы по реализации программы:
- подготовка и проведения коллективно-творческих дел;
- проведения психологических тренингов, бесед.
- интеллектуальные, ролевые и подвижные игры;
- проведение профильных часов по развитию практических навыков (игры,
уличная работа ( проведение соц. опросов, поделки, оформление и прочие);
7
- проведения акций и операций по пропаганде здорового образа жизни;
- участие в районных и общественных мероприятиях.
Оценка эффективности программы
Диагностика и отслеживание результативности программы проводится в
течение года.
Аттестация обучающихся:
Входной (стартовый) контроль оценки знаний и умений обучающихся
проводится в сентябре. Текущий контроль по освоению дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в
течение всего периода обучения.
Промежуточная аттестация проводится в декабрь -январь по
итогам освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле-мае по окончании
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
8
Календарный учебный график
№
Месяц/
число
Время
проведения
занятий
Форма
Кол.
час.
Темы занятий
Место
провед-я
Форма
контроля
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
Коллективная
работа
2
Введение в образовательную программу
«Волонтёры». Инструктаж по ТБ
Беседа
2
История волонтерской (добровольческой)
благотворительной деятельности в России .
Занятие-лекция
2
История волонтерской (добровольческой)
благотворительной деятельности за
рубежом.
Права и обязанности волонтёра
Занятие-лекция
Занятиеобсуждение
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
2
Подготовка материала, тренинги на
сплочение
Круглый стол
Коллоквиум
24.09.2021
Занятие-тренинг
2
9.
27.09.2021
10.
01.10.2021
Занятие2
обсуждение
Коллективная форма 2
11.
04.10.2021
Акция
1.
01.09.2021
2.
03.09.2021
3.
06.09.2021
4.
10.09.2021
5.
13.09.2021
6.
17.09.2021
7.
20.09.2021
8.
2
2
2
2
Обсуждение вопросов по теме:
«Волонтёрство в Карабудахкентском
районе»
Волонтерская инициатива «Береги свой
край»
Создание видео презентации на
местном материале.
Подготовка к изготовлению открыток к
Дню пожилого человека
Поздравление пожилых людей с праздником
9
Занятие-лекция
Взаимоаттест
ация
Собеседовани е
Тестирование
Взаимоаттест
ация
Практика
Фотоотчёт
Занятие2
обсуждение
Коллективная форма 2
12.
08.09.2021
13.
11.10.2021
14.
15.10.2021
15.
18.10.2021
Учебнопознавательная
работа
Акция
16.
22.10.2021
Коллективная форма 2
17.
25.10.2021
18.
29.10.2021
Учебно2
познавательная
работа
Коллективная форма 2
19.
01.11.2021
Трудовой десант
20.
21.
05.11.2021
08.11.2021
Акция
2
Коллективная форма 2
22.
12.11.2021
2
23.
15.11.2021
24.
19.11.2021
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
Трудовой десант
25.
22.11.2021
Учебно-
2
2
«Днём пожилого человека»
Что значит для человека счастье, и изчего
оно состоит.
Подготовка ко Дню учителя, изготовление
открыток для педагогов
Организационно-правовые аспекты
деятельности волонтеров
Поздравление и вручение открыток своим
учителям ко Дню учителя
Волонтерское движение в России
«Спешите делать добрые дела!»
Тестирование
Практика
Беседа
Практика
Практическая
работа
Викторина
Помощь в подготовке школьного праздника
«Золотая осень»
Участие в школьном празднике «Золотая
осень»
«Осенний марафон добрых дел – 2021»
Проведение мероприятия посвященного
Дню народного единства, беседа «История
возникновения праздника».
Социальные аспекты и виды волонтерской
(добровольческой)
деятельности в молодежной среде
Игра «За что мы в ответе перед нашей
планетой?»
Практическая
работа
Фотоотчет
2
Экологический десант «Сделаем
территорию школы чистой!»
2
Локальная нормативно-правовая база
Трудовая
деятельность,
фотоотчёт
Беседа
2
2
10
Фотоотчет
Беседа
Беседа
Игровые
технологии
познавательная
работа
Коллективнотворческая форма
26.
26.11.2021
2
27.
29.11.2021
Акция
2
28.
03.12.2021
Благотворительная
акция
2
29.
06.12.2021
Трудовой десант
2
30.
10.12.2021
2
31.
13.12.2021
32.
17.12.2021
33.
20.12.2021
34.
24.12.2021
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
Дискуссия,
круглый стол
Собеседование,
круглый стол
Трудовой десант
35.
27.12.2021
2
36.
10.01.2022
Учебнопознавательная
работа
Акция
37.
14.01.2022
Учебнопознавательная
работа
2
организации работы волонтерской
(добровольческой) группы.
Подготовка к изготовлению
поздравительных открыток и подарков ко
дню Матери.
Синичкин день. Развешивание кормушек
для птиц на территории
Акция посвящённая Дня инвалида 3 декабря
« Я и ты – мы все равны». Оказание помощи
людям с ограниченными возможностями.
Экологический десант «Сделаем
территорию парков чистой»
«Кто такой волонтёр, кодекс волонтёра»
Актовый зал
фотоотчёт
Фотоотчёт
Фотоотчёт
Трудовая
деятельность
Опрос,
зачётная беседа
2
Анкетирование на тему «Наши права и
обязанности, знаем ли мы их»
Анкетирова
ние
2
Толерантность – качество волонтёра
Беседа
2
Всемирный день волонтёров
Беседа
2
Экологический десант «Сделаем территории
памятников чистой»
Территория школы
Влияние алкоголя на организм человека
Трудовая
деятельность
Проведение акции «Мир без алкоголя!»
Выставка рисунков и плакатов.
Влияние курения на организм человека.
Фотоотчёт
2
11
Беседа
Беседа
38.
17.01.2022
Акция
2
Проведение акции «Скажи сигарете нет!»
Конкурс рисунков.
Влияние наркотиков на судьбу человека
Фотоотчёт
39.
21.01.2022
2
40.
24.01.2022
Учебнопознавательная
работа
Акция
Проведение акции «Наркотикам нет!»
Создание листовок.
Акция «Кормушка».
Фотоотчёт
41.
28.01.2022
2
42.
31.01.2022
43.
04.02.2022
44.
07.02.2022
Благотворительная
акция
Коллективнотворческая
деятельность
Коллективнотворческая
деятельность
Трудовой десант
2
Подготовка поздравительных открыток для
школьного библиотекаря
Практическая
работа
2
Принципы волонтерской деятельности,
личностные качества волонтеров
Беседа
2
«Вахта памяти», уборка памятника воинам
Афганской войны
Изготовление подарков для людей с
ограниченными возможностями. «Портфель
пожеланий»
Влияние алкоголя на организм . Виды
зависимостей
Трудовая
деятельность
Практическая
работа
45.
11.02.2022
2
46.
14.02.2022
47.
18.02.2022
48.
21.02.2022
49.
28.02.2022
50.
04.03.2022
Коллективнотворческая
деятельность
Учебнопознавательная
работа
Коллективная
форма
Коллективнотворческая
деятельность
Трудовая
деятельность
Коллективнотворческая
деятельность
2
Акция «Покормите птиц зимой»
2
Подготовка и изготовление открыток
труженикам тыла ВОВ с Днём Защитника
отечества
Уход за комнатными цветами, растущими в
школе
Изготовление сувениров для ветеранов
педагогического труда, поздравление их с
Международным женским днём
Благотворитель
ная акция
Практическая
работа
2
2
2
2
12
Беседа
Фотоотчёт
Беседа
Трудовая
деятельность
Коллективная
работа,
фотоотчёт
51.
11.03.2022
52.
14.03.2022
53.
18.03.2022
54.
21.03.2022
55.
25.03.2022
56.
28.03.2022
57.
01.04.2022
58.
04.04.2022
59.
08.04.2022
60.
11.04.2022
61.
62.
15.04.2022
18.04.2022
Учебнопознавательная
работа
Коллективнотворческая
деятельность
Акция
2
День спонтанного проявления доброты
“Добру пусть откроется сердце ”
Викторина
2
Коллективная
работа,
фотоотчёт
Беседа, акция
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
Учебнопознавательная
работа
Благотворительная
акция
2
Подготовка и проведение мероприятия
посвящённого Дню Земли. Акция «Мы за
чистую планету»
Составление коллективного проекта
«Благоустройство школьного двора и
посёлка».
Ремонт книг школьной библиотеки
2
Международный день милосердия. “Будьте
милосердным”
Собеседование
2
Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»
Коллективная
работа
2
Оформление листовок с обращением к
жителям посёлка о сохранении чистоты и
вручение их жителям
Участие к акции «Ветеран живёт рядом».
Помощь вдовам ветеранов
Практическая
работа
Коллективнотворческая
деятельность
Учебнопознавательная
работа
Занятие-лекция
Занятиеобсуждение
2
Подготовка к акции «Вахта памяти»
2
Подготовка информации и рассказы о
родственниках участниках ВОВ
Собеседование
2
2
«Мудрость- молодому поколению».
Флешмоб «Если хочешь быть
здоров»
Тестирование
Наблюдение
2
13
Практическая
работа
Трудовая
деятельность,
фотоотчёт
Практическая
работа
63.
22.04.2022
Занятие-практикум
2
64.
25.04.2022
2
65.
06.05.2022
Интегрированное
занятие
Трудовой десант
66.
09.05.2022
Благотворительная
акция
2
67.
13.05.2022
2
68.
16.05.2022
2
Аллея славы
Наблюдение
69.
20.05.2022
2
Создание презентации по итогам занятий.
Собеседовани е
70.
23.05.2022
2
Праздник «Волонтер-это здорово!»
71.
27.05.2022
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие
Занятие-практикум
Участие в торжественном шествии и
митинге посвященному дню Победы.
Возложение цветов к памятнику воинам
ВОВ
Колледж культуры
2
Практикум «Помоги другому».
72.
30.05.2022
Занятие-практикум
2
Фото и видео отчеты
Подготовка и представление проекта
«Копилка наших дел»
Выявление мнения на улучшение
общения между людьми и природой.
«Вахта памяти». Уборка памятника
14
Круглый стол
Тестирование
Трудовая
деятельность
Фотоотчёт
Наблюдение
Круглый стол
Взаимоаттест
ация
Взаимоаттест
ация
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В процессе реализации программы используются такие
методические приемы, как мотивация и стимулирование, когда на первых
занятиях педагог формирует интерес воспитанников к обучению и к себе,
создавая ситуацию успеха, используя при этом: словесные, наглядные,
аудиовизуальные, практические занятия; познавательные игры; методы
эмоционального стимулирования; творческие задания; анализ, обобщение,
систематизация полученных знаний и умений; проблемные поисковые
формы занятий; выполнение работ под руководством педагога;
дозированная помощь; самостоятельная работа, контроль в виде
экспертизы, анализа и коррекции.
Методы занятий характеризуются постепенным смещением
акцентов с репродуктивных на саморазвивающиеся, продуктивные, с
фронтальных на групповые и индивидуальные.
Наряду с традиционными формами организации учебных занятий,
программой предусмотрены и нетрадиционные:
-волонтерская инициатива;
-флешмобы;
-акции;
- защита творческого проекта;
- тренинги знакомства, общения, эрудиции;
- конкурсы мастерства, интеллектуальные игры, викторины.
Занятия оснащены информационным материалом, дидактическим и
раздаточным материалом, деловыми и развивающими играми,
фотоальбомами.
обеспечение учебными помещениями: кабинет, занятия
проводятся по утверждённому расписанию;
кадровое обеспечение программы: желательно, чтобы
педагог имел высшее образование, соответствие квалификационной
категории, опыт профессиональной деятельности и знание современных
педагогических технологий;
материально-техническое обеспечение программы:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- краски (акварель, гуашь);
15
- ножницы;
- цветная бумага;
- кисти;
- клей;
- ватманы.
информационное обеспечение программы – сотрудничество с
молодежными организациями.
Формы аттестации
Согласно учебному плану результативность освоения
отслеживается и фиксируется в форме:
- готовых работ учащихся;
- -материалов анкетирования и тестирования;
-фото;
- портфолио;
- отзывов детей и родителей.
программы
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью
разнообразных мето дов и методик:
- собеседование с членами объединения;
- анализ проводимых в объединении мероприятий;
- диагностика обученности по разделам программы;
- методика
«Воспитанность
качеств
личности.
Включенное
педагогическое наблюдение»;
- методика «Мотивация выбора объединения»;
- методика «Групповая
сплочённость
коллектива. Определение
индекса групповой
сплочённости по К. Сишора»;
- методика «Удовлетворенность качеством образовательных услуг
детей и родителей» (анкетирование).
16
Список литературы
1.
Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический
сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М:
«ACADEMIA», 2000.-160с.
2. Зебрева, В.А. Теория и методика экологического образования детей.
Учебно-методическое пособие. / В.А. Зебрева. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 288 с.
3. Махенева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе.
Методическое пособие. / М.Д. Махенева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.
4. Психологические программы развития личности в подростковом и
старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. - М.:
Академический Проект,2002. -128с.
5. Сорочинская, Е.Н. Детское движение в современном обществе/ Е.Н.
Сорочинская. — Ростов- на-Дону, 1993.-117 с.
6.
Степанчук, Н.А. Модели экологического образования: программы,
рекомендации, уроки/ Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2011.- 295 с.
17