РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол№ 8
от «30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.___________
Приказ №
От «31» августа 2021г.
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
« Ритмы Кавказа»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся:5-12лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Бийболатова Зубалжат Бадрутдиновна
с.Карабудахкент
2021г.
Пояснительная записка:
Программа дополнительного образования по кавказским танцам имеет
художественную направленность и ориентирована на поддержание вековых традиций и
самобытной кавказской культуры через искусство танцев народов Кавказа.
Программа написана с учетом рекомендаций Министерства Образования и науки
Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей, на основании письма от 11 декабря 2006 г. N 06–1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей». Учебный материал
пересмотрен и обновлен в соответствии с Законом Российской Федерации № - 273 ФЗ «Об
образовании Российской Федерации» от 29.12.2012, постановлением от 04.07.2014года №41 об
утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к
устройству, содержанию и организаций режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Актуальность. Данная общеобразовательная программа обусловлена необходимостью
приобщения и поддержания народных корней детьми и подростками кавказской
национальности, проживающими на территории России. Приобщение к искусству
национальной хореографии в широком смысле помогает обучающимся не только
познакомиться и научиться элементам классического и народно–характерного танца,
связанных с жизненным укладом народов, но и с обычаями, обрядами, с историей
национального костюма, образами народного творчества, музыкальной культурой.
Воспитательная функция программы направлена на сохранение народных корней, культуру,
традиции, способствует укреплению и развитию любви к малой родине, тем самым формируя
нравственные устои, воспитывая в духе национальных традиций.
Программа разработана с учетом принципов системности и доступности, является
целостной и реалистичной, поскольку содержание всех разделов согласовано и
систематизировано с учетом достижения прогнозируемого результата.
Педагогическая целесообразность:
Образовательный процесс по данной общеобразовательной программе основывается на
системном и последовательном обучении, развитии и эстетическом воспитании обучающихся.
Цель программы: развитие творческих способностей детей через погружение в
традиции и обычаи народов Кавказа посредством хореографии.
Задачи программы:
познавательная:
формировать танцевальные умения и навыки на основе кавказских
танцев;
познакомить с музыкальным и хореографическим репертуаром народов
Кавказа;
развивающая:
формировать и улучшать музыкальный слух, координацию движений,
чувство ритма, память, внимание, художественный вкус и фантазию, стремление к
творческой самореализации;
2
воспитательная:
воспитывать духовно – нравственные качества личности на основе
приобщения к традициям народов Кавказа;
воспитывать трудолюбие и вырабатывать чувство коллективизма.
Общеобразовательная хореографическая программа рассчитана на обучение детей в
течение 1 года. Возраст обучающихся – 5 – 12 лет. Программа рассчитана на 144 часа в год,
по 2 часа два раза в неделю с 10 мин переменой. Занятия организуются два раза в неделю.
Продолжительность одного занятия устанавливается с учетом возрастных и психофизических
особенностей, допустимой нагрузки. Для детей 5-8 лет занятие длится 30 минут с перерывом
на 15 минут, для детей 8-18 лет- 45 минут с перерывом 15 минут. Численный состав учебной
группы составляет не менее 12-15 человек.
Формы занятий:
учебные групповые занятия;
контрольные занятия;
открытые занятия;
конкурсы.
Методы обучения:
показ;
словесное (образное) объяснение;
сравнение;
повторение
Ведущим методам обучения детей является:
демонстрация формируемых навыков (практический показ);
объяснение методики исполнения движения;
демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).
Отличие данной программы от взятой за основу программы «Кавказские танцы»
состоит в том, что при обучении и постановке известных танцев вводятся нестандартные
приемы и комбинации танцевальных движений, что обогащает хореографический рисунок.
Также имеет место расширение репертуара с введением элементов и последующей постановки
дагестанского танца.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года обучающиеся должны знать :
виды сценической площадки;
движения и связки горского танца;
движения и связки кавказского танца;
историю возникновения кавказских народных танцев;
особенности дуэтной основы танца;
что такое импровизация.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь :
3
технически грамотно исполнять танцы горского характера, кавказский танец
«Лезгинка».
исполнить дуэт изученных танцев;
выражать образ с помощью движений;
правильно надеть сценический костюм, его элементы.
Формы фиксации результатов.
Педагогом ведется мониторинг усвоения образовательной программы, в
котором учитывается усвоение умений и навыков, уровень физического развития,
творческих способностей и личностный рост ребенка.
Педагогом проводятся контрольные занятия, на которых оценивается усвоение
теоретического и практического пройденного хореографического материала.
Одной из важнейших оценок творческой деятельности детского коллектива является
выступления перед зрительным залом. По данной программе, начиная с третьего года
обучения, предусмотрены первые публичные выступления детей. В конце года
проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги, родители, зрители.
Способ проверки.
•
раз в полугодие проводятся зачетные занятия;
•
один раз в год проводится открытое занятие для родителей;
•
по итогам года проводится отчетный концерт;
•
систематическое участие в районных, окружных, городских конкурсах, фестивалях,
концертах, праздничных мероприятиях с отдельными концертными номерами.
Материал программы включает несколько основных разделов:
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты;
2. Хореографическая азбука;
3. Танцевальный репертуар.
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» включает ритмические
упражнения и музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения
этого раздела способствуют развитию музыкальности, чувства ритма, слуха, умения
координировать свои движения с музыкой.
Раздел «Хореографическая азбука» включает изучение основных позиций и
движений классического и народно – характерного танца. Эти упражнения способствуют
гармоничному развитию тела, культуры движений, технического мастерства, вырабатывают
осанку, развивают гибкость, пластичность, координацию движений.
Раздел «Танцевальный репертуар» включает изучение народных танцев. В процессе
их разучивания педагог добивается эмоционального и выразительного исполнения, передачи
особенностей национального колорита.
Цель: привитие знаний и навыков по технике классического экзерсиса и кавказского
народного танца, знакомство с основами сценической культуры.
Задачи: воспитание любви к танцу, развитие танцевальных способностей:
музыкальности; координации движений; пластики.
4
Учебно – тематический план 1 года обучения.
№
п\п
Тема занятия
1.
Вводное занятие.
Инструктаж.
2
1
1
2.
Беседа о познании
истории и
культуры народов
Северного Кавказа.
2
1
1
3.
Музыкальная
грамота.
Стандартнокавказская
программа
12
2
10
19
7
12
5.
Ритм и
музыкальность
2
1
1
6.
Подготовка к
началу движения.
12
3
9
7.
Хореография
изучаемых фигур
(равнение, позиция
ступней, шаги)
4
1
3
8.
Освоение
танцевального
шага.
14
2
12
9.
Хореография
изучаемых фигур
(построение,
позиция стоп,
технический
Общефизическая
подготовка.
5
1
4
10
2
8
4.
10.
Количество часов
Всего Теория Практ
часов
ика
Форма
организац
ии
занятий
Беседа,
опрос,
анкетиров
ание.
Информа
ция,
беседа,
прослуши
вание
музыки.
Форма
контроля
Анкетиров
ание, опрос
Опрос
Информа
ция,
показ,
прослуши
вание
музыки.
Информа
ция,
показ,
отработка
движений
.
Информа
ция,
показ,
отработка
движений
Наблюдени
е,
отслеживан
ие
правильнос
ти
выполнени
я
движений.
11.
Хореографическа
я подготовка
6
2
4
12.
Постановка
сюжетных танцев
54
3
51
Содержание
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в образовательном
учреждении. Ознакомление с планом работы на год.
2. Тема: Беседа о познании истории и культуры народов Северного Кавказа.
Теория: Ознакомление с культурой и традициями народов Северного
Кавказа.
Знакомство с танцевальной культурой изучаемых танцев.
3. Тема: Музыкальная грамота.
Теория: Рассказ об элементах музыкальной грамоты. Понятие такта, сильных
и слабых долей, длительности, счета.
Практика: Прослушивание музыки с определением тактов, сильных и
слабых долей, счета и длительности.
4. Тема: Стандартно-кавказская программа
Теория: Знакомство с характерными и техническими музыкальными
особенностями танцев кавказской программы.
Практика: Постановка корпуса. Изучение позиции стоп, равнения,
величины поворота, подъемов и опусканий, характерных для
изучаемых фигур.
5. Тема: Ритм и музыкальность
Теория: Рассказ о характерных технических и музыкальных
особенностей танцев народов Кавказа.
Практика: Длительность движений, скоростные сочетания движений,
одновременное восприятие музыки и двигательной реакции.
6. Тема: Подготовка к началу движения.
Теория: Беседа с обучающимися о различных схемах выхода на сцену.
Практика:Начало танца. Приглашение на танец. Выход на танец,
выход в круг, танцевать на месте. Выход в колонну.
Различные схемы выхода на сцену: с правого угла сцены, по диагонали, с
середины сцены.
7. Тема: Хореография изучаемых фигур
Теория: Рассказ о характерных технических и музыкальных
особенностей танцев народов Кавказа.
Практика: Изучаемые фигуры: равнение, позиция ступней, шаг
8. Тема: Освоение танцевального шага.
Теория: Беседы о значении физической культуры, хореографических упражнений
для достижения результатов в танцевальном искусстве.
Практика: Танцевальные шаги: простой, переменный, с притопом, простая дробь,
повороты на месте, скольжение ногами в танце, быстрая четкая дробь – бег коня.
10. Тема: Хореографическая подготовка
Теория: Беседа о значении физической культуры, сохранении здоровья, а
также правильного исполнения танцевальных движений.
Практика: Повторение пройденных элементов в увеличенном количестве.
Развитие силы ног и стопы путем изучения упражнений на полупальцах.
11. Тема: Постановка танца
Теория: История кавказского танца «Лезгинка»
Практика: Танец «Лезгинка» и постановка танца «Лезгинка». Разучивание
движений ног, рук. Повтор движений за руководителем.
12. Тема: Итоговое занятие
Теория:
Практик
а:
Методика
Специфика работы в хореографическом объединении не позволяет четко разграничить
тематические части. Так, на одном занятии могут изучаться элементы классического,
историко-бытового и народного танца.
В первые годы занятий педагог должен обратить особое внимание на осанку детей, на
постановку корпуса, головы, рук, ног, выправить ряд физических недостатков (сутулость,
искривление позвоночника, косолапость). В процессе тренировки на середине зала должны
быть выработаны следующие качества: равновесие, подвижность (гибкость) стопы и
корпуса, мягкость и плавность движений, сила мышц, навыки координации движения рук,
ног, головы, корпуса.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что танцевальное обучение детей нельзя
сводить лишь к «воспитанию тела», развитию только технических способностей. Не менее
важно давать детям знания по истории хореографии, ее видах и жанрах, особенностях
«танцевального языка», художественного образа, воспитывать художественный вкус детей,
стимулировать их творческую фантазию.
Учебный материал следует проходить в следующей последовательности:
1. Общая подготовительная гимнастика на середине зала;
2. Разучивание составных частей танцевальных приемов;
3. Разучивание и разработка простых, а после и сложных соединений танцевальных
приемов;
4. Разучивание и разработка танцевальных этюдов и отдельных танцевальных
фрагментов.
5. Постановка и разучивание танца.
Материально – техническое обеспечение творческого объединения:
1.
Репетиционный зал
2.
Кавказская музык
3.
Концертные костюмы соответственно репертуар
4.
Аудиотехника.
5.
Записи выступлений хореографических коллективов.
Структурная схема занятия:
На всех этапах обучения занятия проводятся по следующей схеме:
1. Подготовительная
часть. a.
Разминка:
построение в колонну по одному;
поклон;
марш;
ход с носка на полную стопу ноги;
ход с пятки на носок;
ход на высоких полупальцах;
- бег с разновидностями (с вытягиванием пальцев, с высоким подниманием
колена, с выбрасыванием ног на 45градусов, мелкий бег на полупальцах);
подскоки с вытянутыми ногами.
b. Упражнения на середине
зала: - позиции рук I, П и Ш;
- перевод рук из позиции в позицию;
- упражнения для головы: наклоны, повороты, вращения;
упражнения для плечевого пояса: вращение плеч вперед и назад, отдельно и
попеременно, подъем и опускание плеч;
- подскоки, прыжки по 6-й позиции, с вытянутым носком;
- упражнения для рук и ног из поз и движений народного танца:
веревочка, присядка.
ритмические упражнения: хлопки в ладоши, удар на 3 и 4
четверти, приставные шаги вправо и влево;
2. Основная часть.
a. Основные танцевальные ходы по кругу:
- одинарный ход поджиманием ноги;
- тройной ход;
- основные ходы танца «Лезгинка»,
- основной ход танцев «Аварский», «Лакский», «Кумыкский» и др;
b. Разучивание танцевальных движений кавказских танцев.
c. Постановочная работа.
3. Заключительная часть. Танцевально – игровые упражнения.
Используемая литература:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии — М. «Айрес-пресс», 2000.
2. Бейган Л. Грим (практическое руководство) — М. «Искусство», 1997.
3. Буданова Г. Материалы по определению качества обучения в дополнительном
образовании — М. «Просвещение», 1999.
4. Гварамадзе Л. Грузинский танцевальный фольклор — Т. «Хеловнеба», 1987.
5. Грикурова Л. Осетинские танцы — «Северо-Осетинское книжное издательство», 1961 г.
6. Джавришвили Д. Грузинские народные танцы — Т. «Ганатлеба», 1975.
7. Зацепина К., Климова А., Толстая Н., Фампанянц Е. «Народно - сценический танец» —
М. «Просвещение»,1996.
8. Колесов Д., Хрипкова А. Гигиена и здоровье — М. «Просвещение», 1984.
9. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца — М. «Лань», 2010.
10. Психология физической культуры и спорта/ под ред. Родионова А — М. Академия,
2010 г.
11. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное
развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического
образования детей» — М. «Радость»,2011.
12. Чеккети Г. Полный учебник классического танца — М. АСТ, 2007
13. Этнокультурное образование в Москве. Выпуск 11. Под редакцией Л. Курнешова — М.
Центр «Школьная книга», 2004.
Приложение
Календарно учебный график
№
п/п
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол
часов
1
теория
2
2
теория
2
3
теория
2
4
практ
2
5
практ
2
6
теория
7
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Хореографический
класс
Ознакомление
Хореографический
класс
Оценка
качества
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
2
Знакомство с учащимися.
Объяснение
основ
хореографической
дисциплины.
Ознакомление с планом
работы.
Определение и передача в
движении
характера
музыки
(веселый,
грустный);
Темпа
(медленный,
быстрый);
Определение и передача в
движении
характера
музыки жанров музыки (
песня, танец)
Определение и передача в
движении
характера
музыки
темпа
(медленный,
быстрый);
Определение и передача в
движении
характера
музыки жанров музыки (
песня, танец)
упражнения для рук
Хореографический
класс
теория
2
упражнения для ног
Хореографический
класс
8
Практ
2
Хореографический
класс
9
практ
2
10
практ
2
11
практ
2
12
практ
2
упражнения для
рук,
упражнения для развития
осанки
упражнения
для
ног,
упражнения для развития
осанки
упражнения
для
выворотности
ног,
развитие тазобедренного
сустава;
упражнения для гибкости
спины ( «мостик», «стойка
на лопатках);
Упражнения для развития
гибкости
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
13
практ
2
упражнения для развития
осанки
Хореографический
класс
14
практ
2
Хореографический
класс
15
практ
2
16
практ
2
17
практ
2
упражнения для ног
(сокращенная, вытянутая
стопа);
упражнения для развития
осанки
(«черепаха
жираф»);
упражнения
для
выворотности
ног,
развитие тазобедренного
сустава;
упражнения для гибкости
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
Оценка
спины ( «мостик», «стойка
на лопатках);
упражнение для развития
танцевального шага шпагат
упражнение для развития
танцевального шага растяжка
построение круг в круге,
положение в парах;
класс
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
18
практ
2
19
практ
2
20
теория
2
21
практ
2
построение круг в круге,
положение в парах;
Хореографический
класс
22
теория
2
Хореографический
класс
23
практ
2
24
теория
2
25
практ
2
26
теория
2
27
теория
2
28
практ
2
29
практ
2
30
практ
2
31
практ
2
32
теория
2
Первая, вторая, третья
позиции рук и 1, 2, 3, 4, 5
позиции ног;
Первая, вторая, третья
позиции рук и 1, 2, 3, 4, 5
позиции ног;
Изучение
и
понятие
музыкального размера 2/4,
3/4, 4/4
движение правый и левый
боковой галоп,положение
партнера и партнерши в
паре. Положение головы,
рук, ног. Правильность
постановки корпуса.
Разбор
основных
элементов,
которые
способствуют
к
правильной походке и
осанке на сцене.
Объяснение элементов для
мимики и сценического
образа обучающегося.
Упражнения для развития
осанки
(«черепаха
жираф»);
Упражнения для гибкости
спины ( «мостик», «стойка
на лопатках);
упражнения для
гибкости спины (
«мостик», «стойка на
лопатках);
Упражнение для развития
танцевального
шага
(шпагат, «растяжка»).
Умение двигаться под
музыкальный размер 4/4
33
теория
2
Хореографический
класс
34
практ
2
35
практ
2
36
практ
2
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца. Центр зала,
колонна,
линия,
перестроение.
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Центр
зала,
колонна,
линия,
перестроение,
интервал, опорная нога,
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
37
теория
2
38
теория
2
39
практ
2
40
практ
2
41
практ
2
42
теория
2
43
практ
44
рабочая нога.
Умение двигаться под
музыкальный размер 2/4
Хореографический
класс
Хореографический
класс
2
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Центр зала, колонна,
линия, перестроение.
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Центр
зала,
колонна,
линия,
перестроение,
интервал, опорная нога,
рабочая нога.
Постановка концертного
номера
«Лезгинка».
Знакомство с культурой
танца.
Движение медленный шаг
практ
2
Движение двойной шаг
Хореографический
класс
45
практ
2
Движение ковырялка
Хореографический
класс
46
практ
2
Движение
месте
47
теория
2
Положение
рук,
головы, корпуса.
48
практ
2
49
практ
2
50
теория
2
51
практ
2
52
практ
2
53
практ
2
54
практ
2
55
практ
2
56
теория
2
57
теория
2
поворот
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
на
Хореографический
класс
ног,
Хореографический
класс
Поворот
под
рукой.
Положение
в
паре
партнера и партнерши.
Вальсовая дорожка в паре.
Хореографический
класс
Закрытое
и открытое
положение в партнера и
партнерши.
Работа
корпуса.
Закрытое
и открытое
положение в партнера и
партнерши.
Работа
корпуса.
Правый
пошаговый
поворот по 3 и 6 позиции
ног.
Левый
пошаговый
поворот по 3 и 6 позиции
Хореографический
класс
Положение
в
паре.
Поворот
головы,
Положение
рук,
ног,
корпуса.
Разводка
танцевального
номера
в
рисунке.
Просмотр
видеоматериала.
Постановка концертного
номера «Девичий танец».
Хореографический
класс
Знакомство с культурой
данной
народности.
Просмотр
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
58
практ
2
59
практ
2
60
практ
2
61
практ
2
62
практ
2
63
практ
2
64
практ
2
65
практ
66
видеоматериала.
Одинарный
лезгинский
шаг.
Хореографический
класс
Положение
рук,
ног,
головы, корпуса. Работа
над пластикой движения.
Одинарный ход
Хореографический
класс
Положение
рук,
ног,
головы, корпуса. Работа
над пластикой движения.
Лезгинский
одинарный
падебаск.
Хореографический
класс
Лезгинский
двойной
падебаск с поворотом
головы.
Ковырялка с одинарным
выбросом ноги.
Хореографический
класс
2
Ковырялка с двойным
выбросом ноги.
Хореографический
класс
практ
2
Хореографический
класс
67
практ
2
68
практ
2
69
практ
2
70
практ
2
Движение
рук,
ног,
головы.
Обоюдный
поворот в паре.
Работа над пластикой рук.
Сольные части женской
партии.
Положение
в
паре
партнера и партнерши.
Основной шаг по кругу,
смена мест, поворот на
месте.
Работа над финальной
частью танца, чистка в
элементах движения.
Разведение и расстановка.
Общий план танца.
71
практ
2
Хореографический
класс
72
практ
2
Подведение
итогов.
Просмотр
видео
материала
Подведение
итогов.
Повтор
пройденного
материала.
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол№ 8
от «30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.___________
Приказ №
От «31» августа 2021г.
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
« Ритмы Кавказа»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся:5-12лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Бийболатова Зубалжат Бадрутдиновна
с.Карабудахкент
2021г.
Пояснительная записка:
Программа дополнительного образования по кавказским танцам имеет
художественную направленность и ориентирована на поддержание вековых традиций и
самобытной кавказской культуры через искусство танцев народов Кавказа.
Программа написана с учетом рекомендаций Министерства Образования и науки
Российской Федерации, департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей, на основании письма от 11 декабря 2006 г. N 06–1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей». Учебный материал
пересмотрен и обновлен в соответствии с Законом Российской Федерации № - 273 ФЗ «Об
образовании Российской Федерации» от 29.12.2012, постановлением от 04.07.2014года №41 об
утверждении САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к
устройству, содержанию и организаций режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Актуальность. Данная общеобразовательная программа обусловлена необходимостью
приобщения и поддержания народных корней детьми и подростками кавказской
национальности, проживающими на территории России. Приобщение к искусству
национальной хореографии в широком смысле помогает обучающимся не только
познакомиться и научиться элементам классического и народно–характерного танца,
связанных с жизненным укладом народов, но и с обычаями, обрядами, с историей
национального костюма, образами народного творчества, музыкальной культурой.
Воспитательная функция программы направлена на сохранение народных корней, культуру,
традиции, способствует укреплению и развитию любви к малой родине, тем самым формируя
нравственные устои, воспитывая в духе национальных традиций.
Программа разработана с учетом принципов системности и доступности, является
целостной и реалистичной, поскольку содержание всех разделов согласовано и
систематизировано с учетом достижения прогнозируемого результата.
Педагогическая целесообразность:
Образовательный процесс по данной общеобразовательной программе основывается на
системном и последовательном обучении, развитии и эстетическом воспитании обучающихся.
Цель программы: развитие творческих способностей детей через погружение в
традиции и обычаи народов Кавказа посредством хореографии.
Задачи программы:
познавательная:
формировать танцевальные умения и навыки на основе кавказских
танцев;
познакомить с музыкальным и хореографическим репертуаром народов
Кавказа;
развивающая:
формировать и улучшать музыкальный слух, координацию движений,
чувство ритма, память, внимание, художественный вкус и фантазию, стремление к
творческой самореализации;
2
воспитательная:
воспитывать духовно – нравственные качества личности на основе
приобщения к традициям народов Кавказа;
воспитывать трудолюбие и вырабатывать чувство коллективизма.
Общеобразовательная хореографическая программа рассчитана на обучение детей в
течение 1 года. Возраст обучающихся – 5 – 12 лет. Программа рассчитана на 144 часа в год,
по 2 часа два раза в неделю с 10 мин переменой. Занятия организуются два раза в неделю.
Продолжительность одного занятия устанавливается с учетом возрастных и психофизических
особенностей, допустимой нагрузки. Для детей 5-8 лет занятие длится 30 минут с перерывом
на 15 минут, для детей 8-18 лет- 45 минут с перерывом 15 минут. Численный состав учебной
группы составляет не менее 12-15 человек.
Формы занятий:
учебные групповые занятия;
контрольные занятия;
открытые занятия;
конкурсы.
Методы обучения:
показ;
словесное (образное) объяснение;
сравнение;
повторение
Ведущим методам обучения детей является:
демонстрация формируемых навыков (практический показ);
объяснение методики исполнения движения;
демонстрация иллюстраций(видеоматериалы).
Отличие данной программы от взятой за основу программы «Кавказские танцы»
состоит в том, что при обучении и постановке известных танцев вводятся нестандартные
приемы и комбинации танцевальных движений, что обогащает хореографический рисунок.
Также имеет место расширение репертуара с введением элементов и последующей постановки
дагестанского танца.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года обучающиеся должны знать :
виды сценической площадки;
движения и связки горского танца;
движения и связки кавказского танца;
историю возникновения кавказских народных танцев;
особенности дуэтной основы танца;
что такое импровизация.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь :
3
технически грамотно исполнять танцы горского характера, кавказский танец
«Лезгинка».
исполнить дуэт изученных танцев;
выражать образ с помощью движений;
правильно надеть сценический костюм, его элементы.
Формы фиксации результатов.
Педагогом ведется мониторинг усвоения образовательной программы, в
котором учитывается усвоение умений и навыков, уровень физического развития,
творческих способностей и личностный рост ребенка.
Педагогом проводятся контрольные занятия, на которых оценивается усвоение
теоретического и практического пройденного хореографического материала.
Одной из важнейших оценок творческой деятельности детского коллектива является
выступления перед зрительным залом. По данной программе, начиная с третьего года
обучения, предусмотрены первые публичные выступления детей. В конце года
проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги, родители, зрители.
Способ проверки.
•
раз в полугодие проводятся зачетные занятия;
•
один раз в год проводится открытое занятие для родителей;
•
по итогам года проводится отчетный концерт;
•
систематическое участие в районных, окружных, городских конкурсах, фестивалях,
концертах, праздничных мероприятиях с отдельными концертными номерами.
Материал программы включает несколько основных разделов:
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты;
2. Хореографическая азбука;
3. Танцевальный репертуар.
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» включает ритмические
упражнения и музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения
этого раздела способствуют развитию музыкальности, чувства ритма, слуха, умения
координировать свои движения с музыкой.
Раздел «Хореографическая азбука» включает изучение основных позиций и
движений классического и народно – характерного танца. Эти упражнения способствуют
гармоничному развитию тела, культуры движений, технического мастерства, вырабатывают
осанку, развивают гибкость, пластичность, координацию движений.
Раздел «Танцевальный репертуар» включает изучение народных танцев. В процессе
их разучивания педагог добивается эмоционального и выразительного исполнения, передачи
особенностей национального колорита.
Цель: привитие знаний и навыков по технике классического экзерсиса и кавказского
народного танца, знакомство с основами сценической культуры.
Задачи: воспитание любви к танцу, развитие танцевальных способностей:
музыкальности; координации движений; пластики.
4
Учебно – тематический план 1 года обучения.
№
п\п
Тема занятия
1.
Вводное занятие.
Инструктаж.
2
1
1
2.
Беседа о познании
истории и
культуры народов
Северного Кавказа.
2
1
1
3.
Музыкальная
грамота.
Стандартнокавказская
программа
12
2
10
19
7
12
5.
Ритм и
музыкальность
2
1
1
6.
Подготовка к
началу движения.
12
3
9
7.
Хореография
изучаемых фигур
(равнение, позиция
ступней, шаги)
4
1
3
8.
Освоение
танцевального
шага.
14
2
12
9.
Хореография
изучаемых фигур
(построение,
позиция стоп,
технический
Общефизическая
подготовка.
5
1
4
10
2
8
4.
10.
Количество часов
Всего Теория Практ
часов
ика
Форма
организац
ии
занятий
Беседа,
опрос,
анкетиров
ание.
Информа
ция,
беседа,
прослуши
вание
музыки.
Форма
контроля
Анкетиров
ание, опрос
Опрос
Информа
ция,
показ,
прослуши
вание
музыки.
Информа
ция,
показ,
отработка
движений
.
Информа
ция,
показ,
отработка
движений
Наблюдени
е,
отслеживан
ие
правильнос
ти
выполнени
я
движений.
11.
Хореографическа
я подготовка
6
2
4
12.
Постановка
сюжетных танцев
54
3
51
Содержание
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в образовательном
учреждении. Ознакомление с планом работы на год.
2. Тема: Беседа о познании истории и культуры народов Северного Кавказа.
Теория: Ознакомление с культурой и традициями народов Северного
Кавказа.
Знакомство с танцевальной культурой изучаемых танцев.
3. Тема: Музыкальная грамота.
Теория: Рассказ об элементах музыкальной грамоты. Понятие такта, сильных
и слабых долей, длительности, счета.
Практика: Прослушивание музыки с определением тактов, сильных и
слабых долей, счета и длительности.
4. Тема: Стандартно-кавказская программа
Теория: Знакомство с характерными и техническими музыкальными
особенностями танцев кавказской программы.
Практика: Постановка корпуса. Изучение позиции стоп, равнения,
величины поворота, подъемов и опусканий, характерных для
изучаемых фигур.
5. Тема: Ритм и музыкальность
Теория: Рассказ о характерных технических и музыкальных
особенностей танцев народов Кавказа.
Практика: Длительность движений, скоростные сочетания движений,
одновременное восприятие музыки и двигательной реакции.
6. Тема: Подготовка к началу движения.
Теория: Беседа с обучающимися о различных схемах выхода на сцену.
Практика:Начало танца. Приглашение на танец. Выход на танец,
выход в круг, танцевать на месте. Выход в колонну.
Различные схемы выхода на сцену: с правого угла сцены, по диагонали, с
середины сцены.
7. Тема: Хореография изучаемых фигур
Теория: Рассказ о характерных технических и музыкальных
особенностей танцев народов Кавказа.
Практика: Изучаемые фигуры: равнение, позиция ступней, шаг
8. Тема: Освоение танцевального шага.
Теория: Беседы о значении физической культуры, хореографических упражнений
для достижения результатов в танцевальном искусстве.
Практика: Танцевальные шаги: простой, переменный, с притопом, простая дробь,
повороты на месте, скольжение ногами в танце, быстрая четкая дробь – бег коня.
10. Тема: Хореографическая подготовка
Теория: Беседа о значении физической культуры, сохранении здоровья, а
также правильного исполнения танцевальных движений.
Практика: Повторение пройденных элементов в увеличенном количестве.
Развитие силы ног и стопы путем изучения упражнений на полупальцах.
11. Тема: Постановка танца
Теория: История кавказского танца «Лезгинка»
Практика: Танец «Лезгинка» и постановка танца «Лезгинка». Разучивание
движений ног, рук. Повтор движений за руководителем.
12. Тема: Итоговое занятие
Теория:
Практик
а:
Методика
Специфика работы в хореографическом объединении не позволяет четко разграничить
тематические части. Так, на одном занятии могут изучаться элементы классического,
историко-бытового и народного танца.
В первые годы занятий педагог должен обратить особое внимание на осанку детей, на
постановку корпуса, головы, рук, ног, выправить ряд физических недостатков (сутулость,
искривление позвоночника, косолапость). В процессе тренировки на середине зала должны
быть выработаны следующие качества: равновесие, подвижность (гибкость) стопы и
корпуса, мягкость и плавность движений, сила мышц, навыки координации движения рук,
ног, головы, корпуса.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что танцевальное обучение детей нельзя
сводить лишь к «воспитанию тела», развитию только технических способностей. Не менее
важно давать детям знания по истории хореографии, ее видах и жанрах, особенностях
«танцевального языка», художественного образа, воспитывать художественный вкус детей,
стимулировать их творческую фантазию.
Учебный материал следует проходить в следующей последовательности:
1. Общая подготовительная гимнастика на середине зала;
2. Разучивание составных частей танцевальных приемов;
3. Разучивание и разработка простых, а после и сложных соединений танцевальных
приемов;
4. Разучивание и разработка танцевальных этюдов и отдельных танцевальных
фрагментов.
5. Постановка и разучивание танца.
Материально – техническое обеспечение творческого объединения:
1.
Репетиционный зал
2.
Кавказская музык
3.
Концертные костюмы соответственно репертуар
4.
Аудиотехника.
5.
Записи выступлений хореографических коллективов.
Структурная схема занятия:
На всех этапах обучения занятия проводятся по следующей схеме:
1. Подготовительная
часть. a.
Разминка:
построение в колонну по одному;
поклон;
марш;
ход с носка на полную стопу ноги;
ход с пятки на носок;
ход на высоких полупальцах;
- бег с разновидностями (с вытягиванием пальцев, с высоким подниманием
колена, с выбрасыванием ног на 45градусов, мелкий бег на полупальцах);
подскоки с вытянутыми ногами.
b. Упражнения на середине
зала: - позиции рук I, П и Ш;
- перевод рук из позиции в позицию;
- упражнения для головы: наклоны, повороты, вращения;
упражнения для плечевого пояса: вращение плеч вперед и назад, отдельно и
попеременно, подъем и опускание плеч;
- подскоки, прыжки по 6-й позиции, с вытянутым носком;
- упражнения для рук и ног из поз и движений народного танца:
веревочка, присядка.
ритмические упражнения: хлопки в ладоши, удар на 3 и 4
четверти, приставные шаги вправо и влево;
2. Основная часть.
a. Основные танцевальные ходы по кругу:
- одинарный ход поджиманием ноги;
- тройной ход;
- основные ходы танца «Лезгинка»,
- основной ход танцев «Аварский», «Лакский», «Кумыкский» и др;
b. Разучивание танцевальных движений кавказских танцев.
c. Постановочная работа.
3. Заключительная часть. Танцевально – игровые упражнения.
Используемая литература:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии — М. «Айрес-пресс», 2000.
2. Бейган Л. Грим (практическое руководство) — М. «Искусство», 1997.
3. Буданова Г. Материалы по определению качества обучения в дополнительном
образовании — М. «Просвещение», 1999.
4. Гварамадзе Л. Грузинский танцевальный фольклор — Т. «Хеловнеба», 1987.
5. Грикурова Л. Осетинские танцы — «Северо-Осетинское книжное издательство», 1961 г.
6. Джавришвили Д. Грузинские народные танцы — Т. «Ганатлеба», 1975.
7. Зацепина К., Климова А., Толстая Н., Фампанянц Е. «Народно - сценический танец» —
М. «Просвещение»,1996.
8. Колесов Д., Хрипкова А. Гигиена и здоровье — М. «Просвещение», 1984.
9. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца — М. «Лань», 2010.
10. Психология физической культуры и спорта/ под ред. Родионова А — М. Академия,
2010 г.
11. Сборник материалов городской научно-практической конференции «Личностное
развитие воспитанников в системе дополнительного художественно-эстетического
образования детей» — М. «Радость»,2011.
12. Чеккети Г. Полный учебник классического танца — М. АСТ, 2007
13. Этнокультурное образование в Москве. Выпуск 11. Под редакцией Л. Курнешова — М.
Центр «Школьная книга», 2004.
Приложение
Календарно учебный график
№
п/п
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Кол
часов
1
теория
2
2
теория
2
3
теория
2
4
практ
2
5
практ
2
6
теория
7
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Хореографический
класс
Ознакомление
Хореографический
класс
Оценка
качества
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
2
Знакомство с учащимися.
Объяснение
основ
хореографической
дисциплины.
Ознакомление с планом
работы.
Определение и передача в
движении
характера
музыки
(веселый,
грустный);
Темпа
(медленный,
быстрый);
Определение и передача в
движении
характера
музыки жанров музыки (
песня, танец)
Определение и передача в
движении
характера
музыки
темпа
(медленный,
быстрый);
Определение и передача в
движении
характера
музыки жанров музыки (
песня, танец)
упражнения для рук
Хореографический
класс
теория
2
упражнения для ног
Хореографический
класс
8
Практ
2
Хореографический
класс
9
практ
2
10
практ
2
11
практ
2
12
практ
2
упражнения для
рук,
упражнения для развития
осанки
упражнения
для
ног,
упражнения для развития
осанки
упражнения
для
выворотности
ног,
развитие тазобедренного
сустава;
упражнения для гибкости
спины ( «мостик», «стойка
на лопатках);
Упражнения для развития
гибкости
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
13
практ
2
упражнения для развития
осанки
Хореографический
класс
14
практ
2
Хореографический
класс
15
практ
2
16
практ
2
17
практ
2
упражнения для ног
(сокращенная, вытянутая
стопа);
упражнения для развития
осанки
(«черепаха
жираф»);
упражнения
для
выворотности
ног,
развитие тазобедренного
сустава;
упражнения для гибкости
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
Оценка
спины ( «мостик», «стойка
на лопатках);
упражнение для развития
танцевального шага шпагат
упражнение для развития
танцевального шага растяжка
построение круг в круге,
положение в парах;
класс
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
18
практ
2
19
практ
2
20
теория
2
21
практ
2
построение круг в круге,
положение в парах;
Хореографический
класс
22
теория
2
Хореографический
класс
23
практ
2
24
теория
2
25
практ
2
26
теория
2
27
теория
2
28
практ
2
29
практ
2
30
практ
2
31
практ
2
32
теория
2
Первая, вторая, третья
позиции рук и 1, 2, 3, 4, 5
позиции ног;
Первая, вторая, третья
позиции рук и 1, 2, 3, 4, 5
позиции ног;
Изучение
и
понятие
музыкального размера 2/4,
3/4, 4/4
движение правый и левый
боковой галоп,положение
партнера и партнерши в
паре. Положение головы,
рук, ног. Правильность
постановки корпуса.
Разбор
основных
элементов,
которые
способствуют
к
правильной походке и
осанке на сцене.
Объяснение элементов для
мимики и сценического
образа обучающегося.
Упражнения для развития
осанки
(«черепаха
жираф»);
Упражнения для гибкости
спины ( «мостик», «стойка
на лопатках);
упражнения для
гибкости спины (
«мостик», «стойка на
лопатках);
Упражнение для развития
танцевального
шага
(шпагат, «растяжка»).
Умение двигаться под
музыкальный размер 4/4
33
теория
2
Хореографический
класс
34
практ
2
35
практ
2
36
практ
2
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца. Центр зала,
колонна,
линия,
перестроение.
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Центр
зала,
колонна,
линия,
перестроение,
интервал, опорная нога,
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
37
теория
2
38
теория
2
39
практ
2
40
практ
2
41
практ
2
42
теория
2
43
практ
44
рабочая нога.
Умение двигаться под
музыкальный размер 2/4
Хореографический
класс
Хореографический
класс
2
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Центр зала, колонна,
линия, перестроение.
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Сценический шаг. Ход по
линии танца и против
линии танца.
Центр
зала,
колонна,
линия,
перестроение,
интервал, опорная нога,
рабочая нога.
Постановка концертного
номера
«Лезгинка».
Знакомство с культурой
танца.
Движение медленный шаг
практ
2
Движение двойной шаг
Хореографический
класс
45
практ
2
Движение ковырялка
Хореографический
класс
46
практ
2
Движение
месте
47
теория
2
Положение
рук,
головы, корпуса.
48
практ
2
49
практ
2
50
теория
2
51
практ
2
52
практ
2
53
практ
2
54
практ
2
55
практ
2
56
теория
2
57
теория
2
поворот
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
на
Хореографический
класс
ног,
Хореографический
класс
Поворот
под
рукой.
Положение
в
паре
партнера и партнерши.
Вальсовая дорожка в паре.
Хореографический
класс
Закрытое
и открытое
положение в партнера и
партнерши.
Работа
корпуса.
Закрытое
и открытое
положение в партнера и
партнерши.
Работа
корпуса.
Правый
пошаговый
поворот по 3 и 6 позиции
ног.
Левый
пошаговый
поворот по 3 и 6 позиции
Хореографический
класс
Положение
в
паре.
Поворот
головы,
Положение
рук,
ног,
корпуса.
Разводка
танцевального
номера
в
рисунке.
Просмотр
видеоматериала.
Постановка концертного
номера «Девичий танец».
Хореографический
класс
Знакомство с культурой
данной
народности.
Просмотр
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
58
практ
2
59
практ
2
60
практ
2
61
практ
2
62
практ
2
63
практ
2
64
практ
2
65
практ
66
видеоматериала.
Одинарный
лезгинский
шаг.
Хореографический
класс
Положение
рук,
ног,
головы, корпуса. Работа
над пластикой движения.
Одинарный ход
Хореографический
класс
Положение
рук,
ног,
головы, корпуса. Работа
над пластикой движения.
Лезгинский
одинарный
падебаск.
Хореографический
класс
Лезгинский
двойной
падебаск с поворотом
головы.
Ковырялка с одинарным
выбросом ноги.
Хореографический
класс
2
Ковырялка с двойным
выбросом ноги.
Хореографический
класс
практ
2
Хореографический
класс
67
практ
2
68
практ
2
69
практ
2
70
практ
2
Движение
рук,
ног,
головы.
Обоюдный
поворот в паре.
Работа над пластикой рук.
Сольные части женской
партии.
Положение
в
паре
партнера и партнерши.
Основной шаг по кругу,
смена мест, поворот на
месте.
Работа над финальной
частью танца, чистка в
элементах движения.
Разведение и расстановка.
Общий план танца.
71
практ
2
Хореографический
класс
72
практ
2
Подведение
итогов.
Просмотр
видео
материала
Подведение
итогов.
Повтор
пройденного
материала.
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Хореографический
класс
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся