Аджиева Д.З.

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 8
От «30»августа 2021г.

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31»августа 2021г.

Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей

Танцевальные ритмы
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 7-15 лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)

Педагог дополнительного образования: Аджиева Д.З

с.Карабудахкент
2021 год

Паспорт программы
Полное наименование

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Танцевальные ритмы»
Руководитель
Аджиева Джуварият Заирбековна, педагог
дополнительного образования
География реализации МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей
Карабудахкенткого района"
Адресат программы Обучающиеся 7 - 15 лет
Срок реализации
1год
Направленность
Художественная
программы
Цель программы
Развитие музыкально-ритмических, танцевальных
движений и исполнительских способностей детей
посредством изучения хореографического искусства
народов Северного Кавказа
Ожидаемые
 Наличие
у обучающихся базовой техники
результаты
исполнения основных танцевальных движений и
связок мужских и женских партий танцев народов
Северного Кавказа;

Умение выразить национальный колорит
посредством танцевальных движений и пластики;
 Наличие
у
обучающихся
танцевальноисполнительских
способностей,
творческого
воображения, образного мышления, актерских
способностей;

Проявление уважения к истории, быту,
национальной культуре и искусству народов
Северного Кавказа;
 Сформированность коммуникативных навыков.

2

Пояснительная записка
В духовной культуре человечества хореографическое искусство
занимает свое особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов
искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно
связан с жизнью. Еще в первобытном обществе существовали танцы,
изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные,
воинственные. Дошедшие до нас танцы рассказывают о жизни, быте и нравах
различных народов.
Народно-сценический танец - особый вид хореографического искусства,
который знакомит с истоками различных национальных танцевальных
культур, а также с условиями жизни и историей той или иной народности. Так
хореография народов Северного Кавказа отличается национальной
спецификой и своеобразием в исторической эволюции танцевальных жанров.
Кавказские танцы - часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически
нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде. Понятие
«кавказские танцы» довольно глубоко внедрилось в массовое сознание и
ассоциируется с быстрыми, зажигательными танцами, демонстрирующими
ловкость, храбрость, мужественность, воинственность и подобные качества.
Интерес к таким танцам существовал в Европе уже в прошлом веке; в
советскую эпоху он был усилен смотрами, фестивалями, олимпиадами и
растиражирован кино- и телевидением. Самые поразительные черты
танцевальной культуры кавказских народов - это их колоритность,
жизненность традиций, фольклорные особенности чеченской, ингушской,
дагестанской, грузинской, осетинской,
армянской национальностей.
Разнообразные танцевальные этюды на народном материале дают знания о
различных национальных стилях, культурных, исторических и социальных
особенностях кавказских народностей, развивают интерес к их прошлому и
настоящему, вырабатывают умение понимать и создавать народные
характеры, передавать дух народности в танце. Приобщение к богатству
танцевального творчества Кавказа имеет большое значение, способствует
формированию уважения к национальным культурным и духовным
ценностям, становлению гражданской позиции, выработке толерантных
установок и норм поведения с учетом разнообразных культурных традиций.
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная
общеразвивающая) программа «Танцевальные ритмы» дает возможность
педагогу планомерно и обоснованно выстроить процесс обучения детей и
подростков 7-15 лет основам хореографии народов Северного Кавказа, а
обучающимся дает возможность погрузиться в многогранный мир «кавказских
танцев», освоить технику, стиль и манеру исполнения, почувствовать себя
настоящими артистами.
Дополнительная образовательная программа «Танцевальные ритмы» создана и
обновлена на основании современных нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность педагогов учреждения дополнительного
образования детей:

При ее разработке учитывались следующие документы и материалы:

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от
29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года;

2.Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.4.12-51-03;

3.Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности
гражданина России. (2009г.) – М., Просвещение, 2010.

4.Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
утвержденная Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4 февраля
2010г. Пр -271 1.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. М., Просвещение,2010.

6.Модель алгоритма деятельности общеобразовательных учреждений в
условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных
актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень), РАО.

7.Примерная программа внеурочной деятельности. Основное образование. М.,
Просвещение, 2010.

6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241

«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373.

9.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей.

10. Устав МБУ ДО «ЦДОД Карабудахкентского района"».
Уровень освоения программы – базовый..
Программа имеет художественную направленность. Она нацелена на
приобщение детей к хореографическому искусству, развитие их
художественной одаренности, содействует формированию творческой
личности. Занятия кавказскими танцами позитивно влияют на нравственное и
физическое развитие детей: вырабатывается правильная и красивая осанка,
внешнему облику придается соразмерность и элегантность. Заметно
улучшается координация движений. У них вырабатывается способность
концентрации внимания, развивается память, что способствует общему
развитию обучающихся. Достигнуть успехов в кавказских танцах невозможно,
не имея высокого уровня развития выносливости, гибкости, эстетики
движений, координационных способностей.
Актуальность программы в том, что сегодня очень важно формировать
у подрастающего поколения качества толерантной личности, а также
поддерживать и сохранять национальную культуру народов, проживающих на
территории России, что особенно актуально для Республики Дагестан,

который является приграничным и стал местом проживания представителей
разных
национальностей.
Традиционное
смешанное
проживание
представителей разных национальностей и народностей порождает условия и
обстоятельства, связанные с образованием поликультурной среды - как
фактора и феномена, требующих определения основных направлений
деятельности образовательных и культурных учреждений в вопросах
взаимодействия и использования воспитательного потенциала этой среды, в
целях успешной социализации и дальнейшего развития современной
мобильной, социально - активной, толерантной личности, проявляющей
уважение к национальным традициям.
Приобщение к танцевальному искусству народов Северного Кавказа
поможет обучающимся не только научиться исполнению национальных
танцев, но и познакомиться с историей, культурой, традициями его
многочисленных народов.
Программа рассчитана на обучение детей основам народной
хореографии
северокавказского региона, постановку и исполнение
концертных номеров, приобретение специальных хореографических навыков и
определение путей их дальнейшего совершенствования.
Новизна программы заключена в том, что подбор программного
материала основан на методике преподавания народно- сценического танца с
опорой на личный практический опыт работы педагога в области народной
хореографии. На занятиях дети учатся понимать природу танца, постепенно
знакомятся с богатейшей культурой прошлого и настоящего разных народов
Северного Кавказа. Поскольку занятия объединения рассматриваются как
система общего эстетического и культурного воспитания, то программа
включает в себя не только тренировочные упражнения, определенный
репертуар и беседы по искусству, но и вопросы по правилам общественного
поведения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, она
имеет не только обучающую, познавательно-воспитательную, развивающую,
но и оздоровительную функцию. В программе представлены различные
разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика,
нетрадиционные виды упражнений. На каждом занятии отрабатывается
комплекс разминочно-тренировочных упражнений, направленных на развитие
мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, которые
позволяют предотвратить нарушения осанки, а также способствуют
коррекции в развитии опорно-двигательного аппарата и организма в целом.
Программой предусмотрено, что освоение основных еѐ разделов поможет
естественному развитию организма ребенка, морфологическому и
функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.
Обучение по программе создает необходимый двигательный режим,
положительный психологический настрой. Все это способствует укреплению
здоровья ребенка, его физическомуи умственному развитию.
Цель программы – развитие музыкально-ритмических, танцевальных
движений и исполнительских способностей детей посредством изучения

хореографического искусства народов Северного Кавказа.
Задачи:
Образовательные
:
 познакомить обучающихся с народными и региональными особенностями
хореографической культуры народов Северного Кавказа;
 познакомить обучающихся со стилевыми и жанровыми особенностями
танцев различных регионов Северного Кавказа;
 обучить базовой технике исполнения основных танцевальных движений
исвязок мужских и женских партий танцев народов Северного Кавказа;
 формировать умение понимать «язык» движений; прививать навыки
выражения собственных ощущений средствами хореографии;
 обучить умению выразить национальный колорит посредством
танцевальныхдвижений и пластики.
Развивающие:
 развивать у обучающихся силу, выносливость, гибкость, пластичность,
координацию движений, укрепление костно-мышечного аппарата;
 развивать у обучающихся танцевально-исполнительские способности и
психофизические особенности, способствующие успешной
самореализации;;
 развивать
творческое воображение, образное мышление, актерские
способности.
Воспитательные:
 воспитывать уважение к истории, быту, национальной культуре и
искусству народов Северного Кавказа;
 формировать танцевально-сценическую культуру;
 формировать у обучающихся коммуникативные навыки.
Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней
реализуется целостный подход по обучению детей национальным танцам
народов, населяющих территорию Северного Кавказа. В рамках программы
обязательно рассматривается культура народов Северного Кавказа, что дает
детям возможность понять особенности каждого этноса, войти в образ при
исполнении изучаемого танца. Особенности программы заключаются в
построении учебного репертуара на основе фольклорно-национальных
особенностей северокавказского региона. В процессе обучения используется
хореографический материал разнообразный по лексике, композиции,
характеру и манере исполнения. На занятиях обучающиеся знакомятся с
терминологией, постепенно осваивают элементы кавказских танцев, изучают
особенности национального костюма, народные обычаи.
Педагогические принципы реализации программы
Программный материал подобран с учетом основных педагогических
принципов:
 Принцип доступности программного материала (учет возрастных
особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных
для них заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием

возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий).
 Принцип «от простого – к сложному» (постепенное усложнение
изучаемого материала, постановка перед ребенком и выполнение им все более
трудных новых заданий, постепенное увеличение объема интенсивности
нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является
чередование физических нагрузок с музыкально-ритмическими играми.

Принцип систематичности (непрерывность и регулярность занятий).
 Принцип повторяемости материала (хореографические занятия требуют
повторения вырабатываемых двигательных навыков, при многократных
повторениях вырабатывается мышечная память, и ребенок может больше
внимания уделять эмоциям во время исполнения танца).
 Принцип сотворчества педагога и ребенка: (взаимодействие педагога и
родителей, родителей и обучающихся).

Обучающиеся по программе
Программа рассчитана на возрастную категорию обучающихся 7 -15
лет. Учебные группы комплектуются по возрастному признаку и
приобретенному уровню хореографических навыков. По программе могут
заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с
физическими недостатками (низкое зрение, сколиоз, плоскостопие).
Половозрастные и социальные особенности обучающихся
Возраст детей от 7 до 10 лет наиболее благоприятный для развития как
физических, так и умственных сил. Идет довольно пропорциональное
увеличение роста и веса, мышцы становятся более крепкими, происходит
активное развитие функций головного мозга, что способствует его
интенсивной работе. Изменяется соотношение между процессами возбуждения
и торможения. Процесс торможения становится сильнее, хотя возбудимость
еще достаточно велика.
Вхождение ребенка в новые условия жизни ведет к изменению его
социального статуса, у него формируется умение управлять своим
поведением. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями
зависимости и подчинениям новым правилам.
Занятия хореографией позволяют ребенку сочетать развитие понятийного
мышления с совершенствованием образного. Цели и задачи работы педагогахореографа заключаются в дальнейшем развитии координации и танцевальной
выразительности, совершенствовании и усложнении танцевальной техники,
формировании чувства мышечного самоконтроля. Дети этого возраста уже
способны осваивать разные танцевальные направления. На занятиях
хореографии в этом возрасте для педагога становится важным воспитание
волевых качеств личности, трудолюбия, развития внимательности и памяти.
В среднем возрасте (11-15 лет) развивается и укрепляется мышечная
система, формируется осанка и другие навыки правильного выполнения
технических требований; продолжается воспитание волевых качеств ребенка.
Дети этого возраста могут выполнять более сложные задания. Наблюдается
взаимное
отрицание
полов,
появляется
острая
потребность
в

самоутверждении, стремление к самостоятельности, но при этом они
отличаются
повышенной
возбудимостью,
раздражительностью,
вспыльчивостью, резкостью.
Набор детей - свободный. В объединение по интересам обучающиеся
принимаются без предварительного отбора. Основой для зачисления ребенка
является заявление родителей или лиц, их заменяющих.
Возраст обучающихся -7 -15 лет.
Количество обучающихся10-15 человек.
Форма обучения - очная.
Формы занятий – групповые (могут быть разновозрастные).
Срок реализации программы - 1год.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа с 10 мин. переменой, 4 часа в
неделю, 144 часа в год.
Ожидаемые результаты








наличие у обучающихся базовой техники исполнения основных
танцевальных движений и связок мужских и женских партий танцев
народов Северного Кавказа;
умение отличать технику исполнения северокавказских танцев от танцев
других народов;
умение выразить национальный колорит посредством танцевальных
движений и пластики;
наличие у обучающихся танцевально-исполнительских способностей,
творческого воображения, образного мышления, актерских способностей;
проявление уважения к истории, быту, национальной культуре и
искусству народов Северного Кавказа;
наличие коммуникативных навыков.

По окончании срока
реализации
программы
будут знать:
 первичные сведения об искусстве хореографии;
 позиции рук и ног;
 названия изученных движений, национальных танцев;
будут уметь:
 воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного
способасамовыражения;
 сохранять правильную осанку;
 согласовывать движения с музыкой;
 передвигаться по определенной площадке и в определенном
рисунке,запоминая изменения рисунка;
 переходить из одного движения в другое;
 держать заданный пространственный рисунок с
соблюдением интервалов;
 музыкально и выразительно изобразить импровизационный образ;
 правильно выполнять элементы партерной гимнастики;

соединять отдельные движения в хореографической композиции;
исполнять движения изученных танцевальных композиций.
Личностные результаты:
развитие
художественно-эстетическое
вкуса,
проявляющееся в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) исполнения танцевальных образов;
позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Познавательные УУД :
сохранять устойчивый интерес к хореографии, к художественным
традициям народов Кавказа, к различным видам музыкальнотворческой деятельности;
понимать основные закономерности хореографического искусства и
значение танца в жизни человека;
понимать специфику хореографического языка, уметь применять
средства танцевальной выразительности;
исполнять танцевальные комбинации, участвовать в публичных
выступлениях.
Регулятивные УУД:
находить ассоциативные связи между художественными образами в
танцеи других видов искусства;
планировать свою деятельность и анализировать результаты своей работы;
уметь производить сравнение, анализ, обобщение, находить
ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
уметь работать с разными источниками информации, проявлять
стремление к самостоятельному общению с хореографическим
искусствоми художественному самообразованию;
Коммуникативные УУД:
планировать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
адекватно воспринимать информацию, исходящую от собеседника;
следовать этическим нормам поведения;
владеть навыками межличностного взаимодействия.




















Способы проверки результативности








Вводный контроль знаний, умений и навыков обучающихся,
которыйпоможет увидеть их уровень подготовленности и сферу
интересов;
Текущий контроль. Метод наблюдения и оценки деятельности на занятии.
Промежуточный контроль. Контрольные срезы. (После изучения темы
напрактических занятиях показать, какие приобрели навыки
танцевальной деятельности на середине зала);
Итоговый контроль, (диагностика уровня обученности,
воспитанности, творческой активности по окончании учебного года);
Выступления в культурно-досуговых мероприятиях разного уровня;
Участие в конкурсах, фестивалях танцевального искусства;
Отчетный концерт.

Формы подведения итогов реализации программы
Программой предусмотрена промежуточная аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится по окончании срока реализации
программы после обучения. Форма проведения промежуточной аттестации
после обучения - отчетный концерт.
Критерии оценки
Высокий уровень (70-100%) - точное знание терминологии и правил
исполнения движений в соответствии с годом обучения, качественное и
художественно осмысленное исполнение. Точность, музыкальность и
выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов, владение
индивидуальной техникой вращений, умение работать в ансамбле и владение
навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов. Полное владение
репертуаром коллектива соответствующего года обучения.
Средний уровень (50-70%) - недостаточное владение теоретическими
знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения,
грамотное исполнение с небольшими недочетами, как в техническом плане,
таки в художественном на данном этапе обучения
Низкий уровень (менее 50%) - слабое усвоение теоретического
программного материала соответствующего года обучения, исполнение
танцевальных композиций и этюдов с большим количеством недочетов, а
именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая
техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание
методики исполнения изученных движений.
Учебный план
144часа
№
п/п

Название раздела

Всего
часов

теория

практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Основы танцевальной
культуры

4

4

-

3.

Азбука музыкального
движения

28

6

22

Формы
аттестации/
контроля
Беседа с
включением
презентации
«Хореография как
вид искусства».
Упражнения
Беседа, показ,
игровые
приемы

4.

Партерная гимнастика

30

6

24

5.

Танцы народов
Северного Кавказа
Танцевальные этюды и
игры
Постановочная
деятельность
Итоговая
аттестация
Итого

36

12

24

12

2

10

30

6

24

2

1

1

144

40

104

6.
7
8

Партерный
тренинг с
использованием
коллективных,
групповых,
парных форм
Практикумы
Групповые
этюды; игры;
Подготовка к
выступлениям
Отчетный концерт

Содержание программы
Раздел 1. Введение. Вводное занятие
Теория: Инструктаж по правилам ТБ и ППБ. Беседа с включением
презентации «Хореография -как вид искусства».
Практика: Игровые упражнения, позиционные игры на знакомство в
группе
( «Меня зовут...», «Я - это...», «Пантомима», «Круг знакомств и пожеланий»).
Раздел 2. Основы танцевальной культуры
Теория: Беседы «Что нужно для занятий танцем?», «Сценические
способности и физические данные танцора». Хореографический зал и сцена.
Понятие зрительской культуры. Понятие танцевальной культуры.
Видеопросмотр «Такие разные танцы». Анатомо-физиологические и
психологические особенности, творческие возможности обучающихся.
Практика: Первые движения под музыку. Ритмические упражнения с
музыкальным заданием. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Поклон. Тесты и упражнения, позволяющие оценить возможности. Первичная
диагностика обучающихся.
Раздел 3. Азбука музыкального движения
Теория: Мелодия и движение. Правила и логика перестроений из одних
рисунков в другие. Логика поворотов вправо и влево. Соотнесение
пространственных построений с музыкой. Ключевые понятия: «Темп»
(быстро, медленно, умеренно), «Музыкальные размеры 4/4,2/4,3/4»,
«Контрастная музыка» (быстрая-медленная, веселая-грустная), «Ритмические
рисунки».
«Перестроения». «Повороты». «Такт» и «затакт».
Практика: Игровые приемы, выполнение музыкально-ритмических
заданий и упражнений направленных на выработку навыков. Ровные
построения и перестроения. Маршировка в темпе и ритме. Движение по

направлениям вперѐд, назад, в сторону. Переступания и шаги «с приставкой».
Упражнения на координацию и развитие двигательной памяти.
Раздел 4. Партерная гимнастика
Теория: Партерный тренинг с использованием коллективных,
групповых, парных форм организации занятия.
Практика: Комбинированные учебно-тренировочные занятия:
 Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела;
 Упражнения на улучшение гибкости шеи;
 Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и
предплечья, развития подвижности локтевого сустава;
 Упражнения на подвижность суставов;
 Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
 Упражнения для улучшения гибкости позвоночника;
 Упражнение на развитие эластичности мышц ног;
 Упражнения на выработку выворотности;
 Упражнение на укрепление мышц спины и брюшного пояса;
 Упражнение на улучшение гибкости коленных суставов;
 Упражнения для развития голеностопного сустава, эластичности
мышцголени и стопы;
 Упражнения направленные на развитие координации;
 Упражнения у палки для растяжки и формирования танцевального шага;
 Упражнения для тренировки равновесия;
 Упражнения для исправления осанки;
Раздел 5. Танцы народов Северного Кавказа
Теория: Характерные особенности танца «Лезгинка». Видеопросмотры
концертных выступлений известных ансамблей кавказского танца,
видеопрезентация детских коллективов, исполняющих национальные
танцыКавказа.
Практика: Работа над композицией танца «Лезгинка». Основные ходы и
движения в танце «Лезгинка». Расположения танцующих в паре. Основные
ходы и движения. Разучивание основного хода на месте. Основные
положения и позиции рук (в сторону, вверх, вниз). Движения головы. Мимика
и жест. Движения кистей рук. Положения ног (1,2,3 позиции). Движения рук
от плеча, от локтя. Танцевальный шаг на полупальцах. Изучение «ход
движения на полупальцах». Боковые движения, по прямой. Движения по
диагонали, по кругу. Шаги с приставкой, вперед, назад, простые, с носка на
полупальцы. Переступания с носка на полупальцы. Движения шеренгой.
Поклон с продвижением вперед.
Раздел 6. Танцевальные этюды и игры
Теория: Понятия «Этюд», «Музыкальная пьеса», «Сценическое действие»,
«Импровизация», «Музыкально-танцевальная игра».
Практика: Музыкально-игровое творчество (танцевальные импровизации,
сюжетные игры под разнохарактерную музыку).Музыкально-игровые
упражнения «Найди свое место в колонне», игра «Танец Чабанов», «Ловкие
джигиты». Музыкально-пластические этюды: «Удучья» (элементы чеченского
танца). Групповые этюды «композиции кумыкского танца .Самостоятельное

сочинение сюжета на заданную тему.
Раздел 7. Постановочная деятельность
Теория: Слушание и анализ мелодий для северокавказских танцев.
Просмотр постановок известных ансамблей кавказского танца.
Практика: Постановка основных движений танца
(согласно
репертуарному плану). Отработка движений танца. Отработка сложных
моментов танца. Постановка, изучение сольного танца. Работа над
концертным репертуаром и подготовка выступления ансамбля.
Раздел 8. Итоговая аттестация
Отчетный концерт

Учебно-методическое обеспечение
Программный материал группируется по разделам «Азбука музыкального
движения», «Партерная гимнастика» «Элементы классического, народного
танца», «Танцы народов Северного Кавказа», «Танцевальные этюды и
игры»,
«Основы танцевальной культуры». На первом году обучения закладывается
фундамент для исполнительских качеств. Обучающиеся должны постепенно
постигать законы красоты и пластики движений, при этом развивать
физическую силу, выносливость, ловкость и гибкость, одновременно
усваивать основные хореографические и музыкальные понятия. Отсутствие
технической сложности, больших нагрузок дает педагогу возможность уделить
внимание культуре исполнения движений, умение ориентироваться в
пространстве, двигаться по площадке. На первом году обучения, когда
складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе,
главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности
воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как
метод обучения развития и воспитания. Роль танцевальных игр на
последующих годах обучения видоизменяется в зависимости от возраста,
творческих способностей и хореографической подготовки обучающихся.
Основные методы обучения:
 Словесный: открытый диалог, беседы с элементами рассказа о народных
обрядах, традициях, жизни и истории народа, прослушивание музыкальных
произведений с дальнейшим их обсуждением.
 Наглядные: видеофильмы о жизни и творчестве знаменитых
хореографов, просмотр выступлений ансамблей народного танца, наблюдение
за развитием репертуара творческих коллективов, показ педагогом основных
танцевальных элементов.
 Практические: коллективное творчество, выбор танца, самоанализ и
самооценка, умение импровизировать.
Формы
организации
образовательного
процесса:
групповые
тематические занятия, беседы, видеолекции, практические и тренировочные
занятия, контрольно-диагностические постановочно-репетиционные занятия
(постановки композиций), индивидуальные занятия (сольные). Среди
организационных форм работы педагога в рамках реализации данной

программы, можно выделить формы совместной работы педагога, родителей и
обучающихся (подготовка к творческим конкурсам, выступления, посещение
концертных программ, открытые занятия, мастер- классы, презентации и т.п.)
Педагогические технологии
В практической деятельности объединения успешно применяются
элементы современных педагогических технологий:
технология создания успеха на занятии (позволяет обучающимся
реализоватьсебя, пережить ситуацию успеха, повысить собственную
самооценку и свой
статус в глазах сверстников, педагога, родителей
 и окружающего социума);
 технология развивающего обучения (ориентация
учебногопроцесса на потенциальные возможности
личности и их реализация);
 технология
игрового
обучения (направлена
на
развитиекоммуникативной культуры, под которой понимается
формирование умения согласовать свою деятельность с другими,
навыков духовно окрашенного
общения,
гибкости,
контактности, восприятие окружающего мира других людей и самого
себя);
 технология дифференцированного обучения (позволяет создать
условия для выявления задатков, развитие интересов и
способностейподрастающей личности);
 здоровьесберегающие технологии;
 информационно-коммуникативные и мультимедийные технологии
-технический прогресс диктует свои правила и при проведении
занятий, знакомстве с новым материалом, слушании музыки
используются различные слайды, видеофильмы и
другойвидеоматериал.
Условия реализации программы
Материально- технические условия:
 танцевальный зал, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям;
 магнитофон,
 зеркала;
Санитарно-гигиеническое обеспечение
Санитарно-гигиеническое обеспечение деятельности по реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
(дополнительной
общеразвивающей программы) «Танцевальные ритмы» регламентируется
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей». Сохранению и укреплению здоровья обучающихся,
предотвращению утомляемости, повышению их работоспособности и
результативности продуктивной творческой деятельности способствуют:
 температурный режим;
 проветривание учебного кабинета;
 освещение согласно установленных норм;
 предупреждение утомления обучающихся;
 чередование видов деятельности;
 динамические паузы.
Список литературы для педагога
Барышникова, Т. Азбука хореографии : Методические указания в помощь
учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ
и студий / Т.Барышникова. - СПб.: Люкси, Респекс,1996.- 256с.
2. Богомолова, Л.В. Основы танцевальной культуры / Л.В. Богомолова. - М.:
1993.-86с.
3. Ванслов, В. Статьи о балете / В. Ванслов. – М.: Изд. Музыка, 1980.-189с.
4. Грикулова, Л.Н. Осетинские танцы. Орджоникидзе: Североосетинское
книжное изд-во, 1961 – 222 с.
5. Карп, П. Младшая муза / П. Карп. – М.: Изд. Детская литература, 1986.
6. Константинова, А.И. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми
дошкольного возраста / А.И. Константинова. - СПб.: Люкси, Респекс,1993.-76с.
7. Меркель, М. Вариации в зеркале
/ М. Меркель. – М.: Искусство,1984.174с.
8. Степанова, Л. Народные сюжетные танцы / Л.Степанова. - М.: 1969.-204с.
1.

1.
2.
3.
4.

Список литературы обучающихся и родителям
Барышникова, Т.
Азбука хореографии / Т. Барышникова. - М.:Рольф,
1999.-272с.
Беляков, Е. 365 развивающих игр / Е. Беляков. - М.: Рольф, 1999.- 272с.
Захаров, Р. Слово о танце / Р.Захаров. - М., «Молодая гвардия», 1979159с.
Константинова, А.И. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми
дошкольного возраста. СПб.: 1993. - 76с.

1.
2.
3.

Интернет - ресурсы
www.psychlib.ru Электронная библиотека по педагогике и психологии
www.balletmusic.ru Музыка для балета
http://pedagogic.ru Литература по педагогике

Приложение
Календарно учебный график
№
п/
п

1

теория

Кол
иче
ств
о
час
ов
2

2

Теория

2

3

Практика

2

4

Теория
Практика
Теория
Практика

2

6

Теория
Практика

2

7

Теория
Практика

2

8

Теория
Практика

9

Теория
Практика

«Контрастная музыка» (быстрая-медленная,
веселая-грустная

ЦДОД

10

Практика

Ритмические рисунки».
«Перестроения»

ЦДОД

11

Практика

Повороты». «Такт» и «затакт

ЦДОД

12

Практика

ЦДОД

13

Практика

Выполнение музыкально-ритмических
заданий и упражнений направленных на
выработку навыков. Ровные построения и
перестроения
Маршировка в темпе и ритме

14

Практика

Движение по направлениям вперѐд, назад, в
сторону.

ЦДОД

15

Практика

Переступания и шаги «с приставкой»

ЦДОД

16

Практика

Упражнения на координацию и развитие
двигательной памяти.

ЦДОД

17

Практика

Повторение пройденного материала

ЦДОД

18

Теория

ЦДОД

19

Практика

20

Практика

Партерный тренинг с использованием
коллективных, групповых,парных форм
организации занятия.
Упражнения на напряжение и расслабление
мышц тела. Упражнения на улучшение
гибкости шеи
Упражнения для улучшения эластичности
мышц плеча и предплечья,развития
подвижности локтевого сустава;

5

Месяц

Число

Время
проведе
ния
занятия

Форма
занятия

2

Тема занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Знакомство с учащимися. Объяснение основ
хореографической
дисциплины.
Ознакомление с планом работы.
Беседа «Сценические способности и
физические данные танцора». Видеопросмотр
«Такие разные танцы».
Первые движения под музыку. Ритмические
упражнения с музыкальным заданием.
Упражнения на ориентировку в пространстве
Мелодия и движение. Правила и логика
перестроений из одних рисунков в другие.
Логика
поворотов
вправо
и
влево.
Соотнесение пространственных построений с
музыкой
Ключевые понятия: «Темп» (быстро,
медленно, умеренно),

ЦДОД

Ознакомление

ЦДОД

Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся

Переступания и шаги «с приставкой».
Упражнения на координацию и развитие
двигательной памяти
«Музыкальные размеры 4/4,2/4,3/4»,

ЦДОД

ЦДОД

ЦДОД
ЦДОД
ЦДОД

ЦДОД

ЦДОД

ЦДОД
ЦДОД

Оценка
качества
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся

21

Практика

Упражнения на подвижность суставов

ЦДОД

22

Практика

Упражнения для развития гибкости плечевого
и поясного суставов

ЦДОД

23

Практика

Упражнения для улучшения гибкости
позвоночника

ЦДОД

24

Практика

Упражнение на развитие эластичности мышц
ног

ЦДОД

25

Практика

Упражнения на выработку выворотности

ЦДОД

26

теория

2

Упражнение на укрепление мышц спины и
брюшного пояса

ЦДОД

27

теория

2

Упражнение на улучшение гибкости коленных
суставов

ЦДОД

28

Практ

2

Упражнения для развития голеностопного
сустава, эластичности мышцголени и стопы

ЦДОД

29

практ

2

Упражнения направленные на развитие

30

практ

2

координации;
Упражнения у палки для растяжки
формирования танцевального шага

31

практ

2

Упражнения для тренировки равновесия;

ЦДОД

32

практ

2

Упражнения для исправления осанки

ЦДОД

33

теория

2

ЦДОД

34

Теория

Характерные особенности танца «Лезгинка».
Видеопросмотры концертных выступлений
известных ансамблей кавказского танца
Постановка
Лезгинка».
Знакомство
с
культурой танца.

35

практ

2

ЦДОД

36

практ

2

Сценический шаг. Ход по линии танца и
против линии танца. Центр зала, колонна,
линия, перестроение.
Сценический шаг. Ход по линии танца и
против линии танца.

37

практ

2

Центр зала, колонна, линия, перестроение,
интервал, опорная нога, рабочая нога.

ЦДОД

38

теория

2

Умение двигаться под музыкальный размер
2/4

ЦДОД

39

теория

2

ЦДОД

40

практ

2

Сценический шаг. Ход по линии танца и
против линии танца.
Центр зала, колонна, линия, перестроение.
Сценический шаг. Ход по линии танца и
против линии танца.

41

практ

2

Сценический шаг. Ход по линии танца и
против линии танца.

ЦДОД

42

практ

2

Центр зала, колонна, линия, перестроение,
интервал, опорная нога, рабочая нога.

ЦДОД

43

теория

2

Движения головы. Мимика и жест.

ЦДОД

ЦДОД
и

ЦДОД

ЦДОД

ЦДОД

ЦДОД

Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся

44

практ

2

Основные ходы и движения в танце «Лезгинка

ЦДОД

45

практ

2

ЦДОД

46

практ

2

47

практ

2

48

теория

2

Основные ходы и движения. Разучивание
основного
хода
на
месте Основные
положения и позиции рук (в сторону, вверх,
вниз).
Движения кистей рук. Положения ног (1,2,3
позиции). Движения рук от плеча, от локтя.
Танцевальный шаг на полупальцах
Шаги с приставкой, вперед, назад, простые, с
носка на полупальцы. Переступания с носка на
полупальцы
Положение рук, ног, головы, корпуса. Манера
исполнения.

49

практ

2

ЦДОД

50

практ

2

Боковые движения, по прямой. Движения по
диагонали, по кругу. Шаги с приставкой,
вперед, назад, простые, с носка на полупальцы
Движения шеренгой. Поклон с продвижением
вперед

51

Теория

2

Понятия «Этюд», «Музыкальная пьеса»

ЦДОД

52

Теория

2

«Сценическое действие»,

ЦДОД

ЦДОД
ЦДОД
ЦДОД

ЦДОД

«Импровизация», «Музыкально-танцевальная
игра».
53

Практика

2

Музыкально-игровые упражнения
свое место в колонне»

54

Практика

2

Игра «Танец Чабанов», «Ловкие джигиты».

ЦДОД

55

Практика

2

Разводка танцевального номера в рисунке.
Просмотр видеоматериала.

ЦДОД

56

Практика

2

Групповые
этюды
«композиции
кумыкского
танца
.Самостоятельное
сочинение сюжета на заданную тему.

ЦДОД

57

Теория

2

Знакомство с культурой кумыков Просмотр
видеоматериала.

ЦДОД

58

Теория
Практика

2

Одинарный кумыкский шаг.

ЦДОД

59

Теория
Практика

2

Положение рук, ног, головы, корпуса. Работа
над пластикой движения.

ЦДОД

60

Теория
Практика

2

Боковой женский ход
Женский ход

ЦДОД

61

Теория
Практика

2

Положение рук, ног, головы, корпуса. Работа
над пластикой движения.

ЦДОД

62

Практика

2

Мужской ход на пальцах

ЦДОД

63

Практика

2

Вид ковырялки мужской

ЦДОД

64

Практика

2

Вид припадания (притопа)

ЦДОД

65

Практика

2

Вид ковырялки

ЦДОД

66

Практика

2

Движение

рук,

ног,

головы.

«Найди

Обоюдный

ЦДОД

ЦДОД

Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка

поворот в паре.
67

Практика

2

Работа над пластикой рук. Сольные части
женской партии.

ЦДОД

68

Практика

2

ЦДОД

69

Практика

2

Положение в паре партнера и партнерши.
Основной шаг по кругу, смена мест, поворот
на месте.
Работа над финальной частью танца, чистка в
элементах движения.

70

Практика

2

Разведение и расстановка. Общий план танца.

ЦДОД

71

Практика

2

Подведение
материала

ЦДОД

72

Теория
Практика

2

Подведение итогов. Отчетный концерт

итогов.

Просмотр

видео

ЦДОД

ЦДОД

возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».