Шахакаев А

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол№
от «30» августа 2021г.

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа 2021г.

Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей

«Резьба по дереву»
Направленность: художественная
Уровень программы :стартовый
Возраст обучающихся: 9-17лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)

Педагог дополнительного образования:
Шахакаев Абдулзагир Абдулбасирович

с.Карабудахкент
2021г.

1

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Резьба по дереву»
разработана руководствуясь следующей нормативно- правовой базой:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ
от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года;
2.Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.4.12-51-03;
3.Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности
гражданина России. (2009г.) – М., Просвещение, 2010.
4.Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д. Медведевым
4 февраля 2010г. Пр -271 1.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. М., Просвещение,2010.
6.Модель алгоритма деятельности общеобразовательных учреждений в
условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов
локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень), РАО.
7.Примерная программа внеурочной деятельности. Основное образование.
М., Просвещение, 2010.
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования», утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
г. №373.
9.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей.
10. Устав МБУ ДО «ЦДОД Карабудахкентского района"».
Программа создана, как основной нормативный документ,
регламентирующий образовательный процесс в данном объединении.
Актуальность
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Резьба по
дереву» успешно решает проблему занятости подростков, в основном
мальчиков, во внеурочное время.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Резьба по дереву»
имеют возможность развиваться как духовно, так и физически.
Занятия резьбой по дереву очень увлекательны. В процессе обучения у
подростков появляется уверенность в своих возможностях, развиваются

2

навыки работы с инструментами, навыки в области графической грамоты,
активизируются внимание, память, вырабатывается чувство материала,
воспитывается эстетический вкус.
Создание собственных произведений дает обучающимся возможность
развивать творческое воображение и дизайнерские навыки.
При работе с подобным материалом дети имеют возможность
соприкоснуться с миром природы, осознать его значимость в своей жизни,
научиться его беречь. В этом заключается важная воспитательная функция
данного вида деятельности.
Педагогическая целесообразность
Художественной резьбой по дереву человек занимался еще в далекой
древности. Он считал, что дерево является посредником между человеком и
солнцем, символом благополучия, здоровья, долголетия и счастья. Создавая
предметы из дерева, человек старался показать природную красоту этого
удивительного материала.
В наше время данный вид искусства находит свое применение в украшениях
дач, беседок, в изготовлении деревянной утвари для дома и кухни - салфетниц,
конфетниц, кухонных наборов, хлебниц, подсвечников, шкатулок, скамеек и
многого другого, служащего украшением любой квартиры или дачи.
Работа с деревом может стать делом жизни человека, любимым и
увлекательным занятием, которое поможет сделать необходимые которое
поможет сделать необходимые вещи, украсить дом, сохранить бюджет семьи.
Подросткам 11 -17 лет полезны занятия с чередованием деятельности. Занятия
резьбой по дереву именно таковы, так как в процессе работы технические
операции при пользовании инструментами перемежаются с поисками
оригинальных декоративных форм, приёмов выполнения. В результате
перемены видов деятельности на разных этапах создания изделий подросток
испытывает духовное удовлетворение и радость. Работая с инструментами и
деревом, обучающиеся имеют возможность развиваться как духовно, так и
физически.
Занятия резьбой по дереву очень увлекательны. В процессе обучения у
подростков появляется уверенность в своих возможностях, развиваются
навыки работы с инструментами, навыки в области графической грамоты,
активизируются внимание, память, вырабатывается чувство материала,
воспитывается эстетический вкус. Создание собственных произведений дает
обучающимся возможность развивать творческое воображение и
дизайнерские навыки.
При работе с подобным материалом дети имеют возможность
соприкоснуться с миром природы, осознать его значимость в своей жизни,
научиться его беречь. В этом заключается важная воспитательная функция
данного вида деятельности. Основные методы работы на занятиях:
словесные, наглядные, практические.

3

Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей
программы.
Она разработана с учетом индивидуальных особенностей учащихся 11 17лет и направлен на углубление и расширение знаний по художественной
обработке дерева.
Как показывает практика, учащиеся получают знания, умения и навыки не
только по обработке и отделке материалов, но и учатся организовывать
выставки, используя различные формы представления работ, а также
приобретают и совершенствуют навыки публичных выступлений, используя
различные формы представления работ. Учатся критически относиться к
своим проектам, что формирует объективную самооценку, которая
необходима в жизни.
Содержание теоретического обучения предусматривает знакомство
воспитанников с основами материаловедения, с художественной обработкой
материалов, основами композиции, с народными промыслами России и
Дагестана.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературными и
иллюстративными материалами, раскрывающими историю художественных
промыслов, творчество народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и
практическими работами, в процессе которых воспитанники создают
собственные композиции художественных изделий.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего
и заключительного) правильного и безопасного выполнения работ, бережного
отношения к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию
материалов, эффективному использованию времени занятий.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит воспитывающий и
обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего
инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий
приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в
области художественно- технической деятельности.
Занимаясь резьбой, воспитанники на практике применяют знания и развивают
навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но
и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии,
географии, математике, экономике.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников
общей культуры труда. Она рассчитана на овладение технологическими
приемами и навыками при выполнении рабочих чертежей, прорисовки
эскизов, создания изделий и их декоративного оформления художественной
резьбой.
Программа нацелена на формирование художественного вкуса, чувства
прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности,
предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных
изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они
4

живут, учатся Структура программы предусматривает использование
следующих разделов школьного курса образовательной области
"Технология":
1.
материаловедение;
2.
технология обработки древесины;
3.
элементы машиноведения;
4.
графика;
5.
введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных
особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой
разделам. Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний
воспитанниками. Для чего в работе используются:
6.
учебники, справочники;
7.
дидактический материал;
8.
дополнительная литература.
9.
Интернет
ресурсы
Цель и задачи
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Резьба по дереву»:
развитие художественно-творческих способностей учащихся как один из факторов
социализации личности, путем освоения такого вида декоративно-прикладного
искусства как резьба по дереву

Задачи дополнительной общеразвивающей программы «Резьба по дереву»:
Образовательные
-сформировать систему знаний, умений, навыков по основам резьбы по дереву
- научить самостоятельно разрабатывать эскизы и выполнять по ним
качественные изделия из дерева
-познакомить с различными видами древесины, используемой при
изготовлении изделий и ее свойствами;
-обучить безопасным приемам работы и правилам личной гигиены.
Воспитательные
-воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность,
предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, а
также уважительное отношение к людям различных профессий и
результатам их труда; развивать художественный вкус и уважение к
народным традициям в искусстве; формировать бережное отношение к
природе.
Развивающие
Развивать:

5

-формировать познавательные интересы;
-развивать техническое мышление, пространственное воображение;
-развивать
интеллектуальные,
творческие,
коммуникативные
организаторские
способности,
-способствовать развитию внимательности и наблюдательности через
освоение навыков резьбы по дереву.

и

Организационно-педагогические условия реализации программы:
Направленность данной программы художественная. По уровню
сложности стартовая.
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная
программа 11 - 17 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Резьба по
дереву» -1 учебный год
Условия набора детей: В объединение принимаются дети, желающие
заниматься именно этим видом творчества по письменному заявлению
родителей.
Форма обучения - очная
Формы занятий:
Занятия в объединениях могут проводиться по группам или индивидуально.
Режим занятий: 1год обучения - два занятия в неделю по 2 часа9 перерыв 5
минут), всего 144 часа в учебный год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Обучающиеся, освоившие программу «Резьба по дереву» приобретают
следующие личностные, метапредметные и образовательные результаты:
Личностные результаты
- создание устойчивой мотивации к ручному труду в технике резьбы по
дереву;
- проявление необходимых качеств личности для художественно-творческой
деятельности: трудолюбие, бережливость, аккуратность,целеустремленность
художественный вкус;
- стремление активно участвовать в творческих конкурсах и выставках;
- полноценное усвоение знаний и умений, предложенных для изучения по
программе;
- проявление уважительного отношения к труду, бережного отношения к
природе и народным традициям в искусстве
- ранняя профилизация.
Метапредметные результаты
- стойкий интерес к познавательной деятельности;
- самостоятельность получения технико-технологических сведений из
разнообразных источников информации;
умение активно участвовать в индивидуальной и коллективной

6

деятельности;
- умение продуктивно использовать техническое мышление,
пространственное воображение в любой деятельности.
Предметные результаты
Знать/ понимать:
- основные технологические понятия; назначение и технологические
свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных
инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических
операций, влияние различных технологий обработки материалов и
получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов,
древесины, созданием изделий из них, получением продукции.
Уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках,
применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций
для изготовления изделия или получения продукта;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования
ручными инструментами, машинами и оборудование.
Прогнозируемые результаты обучения
знать
•
Технику безопасности при работе с режущими инструментами.
•
Историю Волховской школы резьбы по дереву.
•
Названия и предназначение основных и вспомогательных
инструментов.
•
Правила и последовательность подготовки рабочего места к работе.
•
Особенности основного материала - древесины и ее свойства.
•
Названия различных пород древесины
•
Художественные и технологические особенности геометрической
(двух- рехгранно-выемчатой) резьбы.
•
Способы отделки изделий из древесины.
•
Правила выполнения эскиза

7

уметь
•
Подготовить рабочее место к работе.
•
Пользоваться основными и вспомогательными инструментами.
•
Подготовить деревянную основу под элементы геометрической
резьбы.
•
Выполнять правку режущего инструмента.
•
Определять породу древесины и охарактеризовать ее свойства.
•
Выполнять элементы резьбы двугранных, трехгранных выемок,
скобчатых и миндалевидных углублений.
•
Создавать несложные изделия в технике трехгранно-выемчатой
резьбы.
•
Выпиливать лобзиком.

Диагностика результатов освоения программного материала проводится
по трем уровням (высокий, средний, минимальный), по полугодиям и по
двум показателям:
Теоретические знания и владение специальной терминологией
Практическая подготовка, включающая в себя:
Практические умения и навыки, предусмотренные программой.
Владение специальным оборудованием и оснащением
Творческие проявления
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил Т/Б
Аккуратность выполнения
Самостоятельность применения приемов работы

Формы и порядок подведения промежуточной и итоговой аттестации
- В течение всего периода обучения в данном детском объединении
организуются промежуточные выставки выполненных подростками
работ. Систематически обучающиеся участвуют в городских,
районных и областных выставках - конкурсах.
- Для проверки освоения теоретических знаний в течение всего года после
изучения каждой темы педагог проводит устный опрос.
- Наблюдение за развитием умений и навыков каждого ребенка проводится
также в течение всего учебного года. Данные результатов заносятся в
диагностическую карту в середине и конце учебного года.
- В конце учебного года проводится диагностика в форме контрольного
итогового занятия.
Уровень практической подготовки проверяется путем выполнения

8

контрольных заданий, включающих в себя небольшую по объёму
практическую работу с последующим рассказом обучающихся о приёмах её
выполнения. Результаты выполнения контрольного задания позволяют
педагогу оценить уровень практической подготовки.
В конце учебного года организуется итоговая выставка работ
обучающихся
Результаты итоговых контрольных заданий и тестов
заносятся в карты результативности

Учебно-тематический план
№

1
2
3
4
5

6
7

8
9

10
11
12
13

Тема

Форма
аттестации/контроля

Количество часов
всего

теория

практика

2

1

1

8

4

4

2

1

1

2

1

1

Устный опрос

Художественные и технологические
особенности геометрической (двухтрехгранно-выемчатой) резьбы. Правила
техники безопасности при работе с резцом.
Элементы и орнаменты геометрической
резьбы.
Создание несложных композиций узоров
геометрической резьбы на бумаге и перевод
созданных рисунков на деревянную основу.
Выпиливание лобзиком.

20

5

15

Устный опрос

4

1

3

практика

10

2

8

Самостоятельная
разработка эскиза

18

3

15

Создание несложных изделий в технике
трёхгранно-выемчатой резьбы. Приемы
выполнения.
Отделка изделий из древесины.
Технологические особенности отделки.
Знакомство с основными видами отделки
художественных изделий с резьбой.
Выполнение узоров геометрической
резьбы на изделиях из дерева.
Выполнение композиций по мотивам
геометрической резьбы в материале.

4

1

3

Вводное занятие. Правила техники
безопасности.
Основные сведения о древесине и её
свойствах.
Рабочее место резчика и его оборудование.
Инструменты для резьбы по дереву.

Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос

4

практика

3
1

16

4

12

практика

20

1

19

практика

20

1

19

практика

9

14

15

16

Работа по образцам.
Создание и резьба собственных
композиций по мотивам геометрической
резьбы.
Итоговое занятие. Промежуточная
аттестация:

Подведение итогов.
Всего

1. Вводное занятие.

9

практика

2

2

2

2

Тестирование по
пройденному
материалу.
Выполнение
контрольного
задания.
Обсуждение работ

10

144

1

27

117

Содержание обучения

Теория:
Народное декоративное искусство. Особенности народного искусства.
Творчество народных мастеров-резчиков по дереву.
Вводный инструктаж по технике безопасности.
2.
Основные сведения о древесине и её свойствах.
Теория:
1)
Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх
направлениях: вдоль волокон, поперёк и под углом).
2)
Свойство хвойных и лиственных пород древесины.
3)
Пороки древесины (сучки, свилеватость, косослой, грибковые
поражения) Практика:
Определение породы древесины и характеристика её свойств.
3.
Рабочее место резчика и его оборудование.
Теория:
Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от
характера выполняемых им резных работ. Знакомство с
оборудованием.
Практика:
Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение
правил по технике безопасности.
4.
Инструменты для резьбы по дереву.
Теория:
Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомления с
правилами их использования.
Практика:
Выбор инструмента для различных видов резьбы. (Зарисовки учащимися
основных видов резаков, стамесок с краткой характеристикой каждого
инструмента. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила
безопасности при работе с инструментами для резьбы).
10

Художественные и технологические особенности
геометрической (двух- трехгранно-выемчатой) резьбы. Правила
техники безопасности при работе с резцом.
Теория:
1)
Резьба двугранных выемок.
Практика:
Тренировочные упражнения по резьбе двугранных выемок.
2)
Резьба трехгранных выемок.
Практика:
Тренировочные упражнения по резьбе трёхгранных выемок.
3)
Трехгранные выемки разной формы.
Практика:
Тренировочные упражнения по резьбе трёхгранных выемок.
4)
Резьба скобчатых и миндалевидных углублений.
Практика:
Упражнения резьбы скобчатых и миндалевидных углублений.
Зачётное занятие по теме трёхгранно-выемчатой резьбы, приёмы
выполнения. Усвоение правил техники безопасности.
6.
Элементы и орнаменты геометрической резьбы.
Теория:
Знакомство с элементами и орнаментами в геометрической резьбе
(ромбы, витейка, змейка, лесенка, глазки, звёздочки, сияние,
розетки).
Практика:
Зарисовка основных элементов и орнаментов в геометрической резьбе.
7.
Создание несложных композиций узоров геометрической
резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на деревянную
основу (поверхность).
Теория:
Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и
т.д.). Практика:
Создание эскизов геометрических узоров (для оформления разделочной
доски, крышки, коробочки, пенала).
Практика:
Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из
дерева при помощи кальки, копировальной бумаги).
Зачётное занятие по теме элементы и орнаменты геометрической резьбы.
8.
Выпиливание лобзиком.
Теория:
1)
Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.
Практика:
Тренировочные упражнения по выпиливанию лобзиком.
2)
Выпиливание по внутреннему контуру.
Практика:
Приёмы выпиливания по внутреннему контуру.
5.

11

Комплексная работа по выпиливанию.
Практика:
Выпиливание лобзиком контуров на тонких дощечках.
Зачётное занятие по выпиливанию лобзиком.
Промежуточная аттестация
9.
Создание несложных изделий в технике трёхгранно-выемчатой
резьбы. Приемы выполнения.
Практика:
Изготовление кухонной лопатки (вилки). Изготовление разделочной доски.
10.
Отделка изделий из древесины.
Теория: Технологические особенности отделки.
Практика: подготовка изделий к отделке
3)

Знакомство с основными видами отделки художественных
изделий с резьбой.
Теория:
1)
Обработка напильниками.
2)
Шлифование наждачной шкуркой.
3)
Отделка выполненной резьбы морилкой.
4)
Лакирование изделия.
Практика:
Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
12.
Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева.
Практика:
Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных
композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов.
Изготовление шкатулки. Изготовление солонки, конфетницы.
13.
Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы
в материале. Работа по образцам.
Практика:
Выполнение резьбы на различных изделиях по готовому образцу.
14.
Создание и резьба собственных композиций по мотивам
геометрической резьбы.
Практика:
Создание композиций. Выполнение резьбы.
Зачётное занятие по теме: «Композиция в геометрической резьбе».
15.
Итоговое занятие. Тестирование по пройденному материалу.
Выполнение контрольного задания.
Подведение итогов. Обсуждение работ
11.

Вопросы для устного опроса на знание программного материала
обучения
10. Технику безопасности при работе с режущими инструментами.
11. Историю Волховской школы резьбы по дереву.
12

Названия и предназначение основных и вспомогательных инструментов.
Правила и последовательность подготовки рабочего места к работе.
Особенности основного материала - древесины и ее свойства.
Названия различных пород древесины
Художественные и технологические особенности геометрической
(двух- рехгранно-выемчатой) резьбы.
17. Способы отделки изделий из древесины.
18. Правила выполнения эскиза
19. Правила составления композиции рисунка
20. Особенности построения геометрического узора.
21. Правила геометрического построения
22. Структуру образовательного проекта
23. Какие элементы резьбы знаете?
24. Как определить направление резания?
25. Что называется ритмом в резьбе?
26. Чем отличается простой ритм от сложного?
27. Какие ритмические орнаменты знаете? Информационные ресурсы и
материально-техническое обеспечение.
12.
13.
14.
15.
16.

Материально-техническое обеспечение
Инструменты:
Напильники (круглый, квадратный, плоский, полукруглый); рубанки,
ножовки, лобзики, резы, стамеска, молоток, долото, дрель
Столярный верстак
Станки: токарный, слесарный, строгальный
Компьютер
Экран
Мультимедиа
Принтер
Методические и наглядные пособия. Интернет - ресурсы.

1.

Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. - «Легпромбытиздат», 1997.

2.

Беляков Н.Д. Кружок «Умелые руки». - Москва: «Учпедгиз», 1957.

3.

Виноградов А.Н. Резьба по дереву. - Минск, 2003.

4.

Волчанецкий Ю. Самоделки. - Москва: «Молодая гвардия», 1954.

5.

Глозман А.Е. Школа резьбы по дереву. - Москва: «Эксмо», 2007.

13

6.

Дементьев С.В. Резьба по дереву. - Москва, 2003.

7.

Елкин Н. Дерево рассказывает сказки. - М: «Просвещение», 1971.

8.

Коноваленко А.М. Реставрация мебели. - Санкт-Петербург, 1998.

9.

Логачёва Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. - Москва, 2005.

10. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - Москва: «Высшая школа»,
1981.
11.

Мозаика и резьба по дереву. - М: «Высшая школа», 1981.

12.

Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М., 1984.

13.

Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. - Москва, 1999.

14.

Степанов Н.С. Резьбы очарованье. - «Лениздат», 1991.

15.

Хворостов А.С. Резные работы по дереву. - Москва, 1998.

16.

Хворостов А.С. Резьба по дереву. - Москва: «Просвещение», 1985.

17.

Хильер Д. Поделки из дерева. - М: «Мой мир», 2005. 1

11

Плакаты:
«Композиция орнамента»,
«Виды орнаментов»,
«Определение направления резания», «Текстура древесины»,
«Геометрические построения, «Деление окружности, узор в круге».
«Элементы геометрической резьбы», «Узор геометрического характера»,
Сайты:
http://loiro.ru/
http://edu.lokos.net/
http://katalog.iot.ru/
http://window.edu.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://letopisi.ru/
http://letopisi.ru/
http://internet-school.ru/
http://kremlin.ru/
http://www.edu.ru/
http://ladoga-centre.spb.ru/
http://anichkov.ru/
http://dvorec-pionerov.ru/
http://vestnik.edu.ru/
http://ug.ru/
http://1september.ru/

14

http://dopobrlo.blogspot.ru/
Календарно-учебный график дополнительной общеобразовательной
программы
«Резьба по дереву»
на 2021-2022 учебный год. 1 группа
№

дата
план

1
2

Тема

Количество часов

факт

всего
1. Вводное занятие. Правила
2
техники безопасности.
2. Основные сведения о древесине и
8
её свойствах.
2

Формы
контроля

теория

практик

1

1

4
1

4
1

Рассказ
Объяснен

3

4) Знакомство с природной
текстурой древесины (срез в трёх
направлениях: вдоль волокон,
поперёк и под углом).

2

1

1

Рассказ

4

5) Свойство хвойных и лиственных 2
пород древесины.

1

1

Рассказ

5

2
6) Пороки древесины (сучки,
свилеватость, косослой, грибковые
поражения)

1

1

Рассказ

2

1

1

2

1

1

20
2

5
1

15
1

2

1

1

6
7

3. Рабочее место резчика и его
оборудование.
4. Инструменты для резьбы по
дереву.

8

9

10
11
12
13
14

5. Художественные и
технологические особенности
геометрической (двух- трехгранновыемчатой) резьбы. Правила
техники безопасности при работе с
резцом.
1) Резьба двугранных выемок.
Практикум

Объяснен
Объяснен

Объяснен

2

2) Резьба трехгранных выемок.
Практикум

2

15

Практик
Объяснен

2

1

2

3) Трехгранные выемки разной
формы.
Практикум

Рассказ
Объяснен

1
2

Практик
Объяснен

2
2

1

1
2

Практик

15

16
17

18

19

4) Резьба скобчатых и
миндалевидных углублений.
Практикум

22

23
24

25

28
29
30

1

Объяснен

Практик

2

2
Зачётное занятие по теме
трёхгранно-выемчатой резьбы,
приёмы выполнения. Усвоение
правил техники безопасности.
4
6. Элементы и орнаменты
геометрической резьбы.
2
Знакомство с элементами и
орнаментами в геометрической
резьбе (ромбы, витейка, змейка,
лесенка, глазки, звёздочки, сияние,
розетки).
Практикум
2

2

Опрос

1

3

Рассказ
Объяснен

1

1

7. Создание несложных
композиций узоров
геометрической резьбы на бумаге и
перевод созданных рисунков на
деревянную основу.
Практикум

10
2

Зачётное занятие по теме элементы 2
и орнаменты геометрической
резьбы.
8. Выпиливание лобзиком.
14

4) Выпиливание лобзиком по
внешнему контуру.
Практикум

2
2
1

2

Понятие о композиции (ритм, 2
симметрия,
выявление
центра,
равновесие и т.д.).
Практикум
2

26
27

1

2

20

21

2

2
1

6) Комплексная работа по
выпиливанию.
Зачётное занятие по
выпиливанию лобзиком

Практик
Рассказ
Объяснен

Практик
Объяснен

Практик

2

Опрос

3

11

Рассказ
Объяснен

1

1

Демонстр
2

Практик

2

2
1

2
2
2

16

1

2

2
5) Выпиливание по внутреннему
контуру.
Практикум

8
1

демонстр

1
2

1

1
2

Объяснен
Практик
Демонстр
Опрос

31

Промежуточная аттестация:
2

32

33
34

35

9. Создание несложных изделий в
технике трёхгранно-выемчатой
резьбы. Приемы выполнения.
Практикум
10. Отделка изделий из древесины.
Технологические особенности
отделки.
Практикум

36

11. Знакомство с основными
видами отделки художественных
изделий с резьбой.
1) Обработка напильниками.

37

Практикум

38

2) Шлифование наждачной
шкуркой.
Практикум

39
40

4
2

2
1
1

2
4
2

2
1
1

2

41
42
43

4) Лакирование изделия.
Практикум

44

45

12. Выполнение узоров
геометрической резьбы на
изделиях из дерева.
Практикум. Выполнение резьбы

46

Практикум. Выполнение резьбы

47

Практикум. Выполнение резьбы

48

Практикум. Выполнение резьбы

49

Практикум. Выполнение резьбы

50

Практикум. Выполнение резьбы

51

Практикум. Выполнение резьбы

52

Практикум. Выполнение резьбы

тест
Рассказ
Объяснен
демонстр
Практик
Рассказ
Объяснен
Практик

16

4

12

Рассказ
Объяснен

2

1

1

демонстр

2

Практик
демонстр

2

1

2
2

1

1
2

1

1

1

2
19
1

2
20
2

1
2

2
2

17

3
1

2

2

3) Отделка выполненной резьбы
морилкой.
Практикум

3
1

Опрос,

Практик
демонстр
Практик
демонстр
Практик
Самост.
работа

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Практик
Практик
Практик
Практик
Практик
Практик
Практик
Практик

53

Практикум. Выполнение резьбы

54

55

13. Выполнение композиций по
мотивам геометрической резьбы в
материале. Работа по образцам.
Практикум. Работа по образцам.

56

Практикум. Выполнение резьбы

57

Практикум. Выполнение резьбы

58

Практикум. Выполнение резьбы

59

Практикум. Выполнение резьбы

60
6163
64

Практикум. Выполнение резьбы
Практикум. Выполнение резьбы

65

14. Создание и резьба собственных
композиций по мотивам
геометрической резьбы.
Практикум. Выполнение резьбы

66

Практикум. Выполнение резьбы

6769
70

Практикум. Выполнение резьбы

71

72
Всего

2
16
2

1
1

15
1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

6

10
2

1
1

9
1

2

2

2

2

6

6

2
Зачётное занятие по теме:
«Композиция в геометрической
резьбе».
2
15. Итоговое занятие.
Промежуточная аттестация:
Тестирование по пройденному
материалу. Выполнение
контрольного задания.
16. Подведение итогов. Обсуждение
2
работ
144

18

2

Практик
Рассказ
Демонстр
Пр. работ
Практик
Практик
Практик
Практик
Практик
Практик
Практик
Самост.
работа

Практик
Практик
Практик

2

Опрос

2

Тест
Отчёт

контроль
2
27

117


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».