РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол№ 8
«30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа 2021г.
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
«Роспись по ткани»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8-15 лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Ахмедова Загидат Казимпашаевна
с.Карабудахкент
2021г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе нормативных
документов:
•
Конституция Российской Федерации;
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
•
Федеральный закон РФ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998, ред. от 17.12.2009, изм. от 21.07.2011г.
•
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020
годы;
•
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;
•
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы»;
•
Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
•
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020
годы», утверждена 22.11.2012 г., № 3 2148-р;
•
Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ
от 4 сентября 2014 г. N 1726-р
Устав МБУ ДО»ЦДОД карабудахкентского района»
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы - применение полученных знаний и умений в реальной
жизни. Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться ребенку как
личность. Стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего
народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного
общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного,
раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе. Ребёнок, создающий своими руками
прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими.
Отличительная особенность заключается в том, что программа базируется на
идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной
деятельности. Отличительная особенность заключается в том, что программа базируется на
идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной
деятельности. Роспись по ткани имеет свои особенности в сравнении с
другими направлениями. Особая техника, материалы, этапы работы и оформления полотен
– всё это вызывает, с одной стороны, восхищение и желание приобщиться к прекрасному,
стать создателем живописного либо декоративного произведения, с другой стороны,
осторожность и страх, неуверенность в своих силах. Начинать всегда трудно. Но первый
шаг в содружестве с опытным педагогом-художником должен стать начальной, отправной
точкой большого творческого пути, полного открытий и свершений. Навыки и умения,
обретённые учащимися в практике росписи по ткани, становятся основой их
художественного вкуса, эстетического выбора и предпочтения во всех сферах их
дальнейшей профессиональной и бытовой деятельности. Эти знания и живописный опыт
питают процесс тематической живописной и графической композиции, становятся сильным
стимулом
творческого роста молодых художников. Задачи обучения технике росписи по ткани вполне
2
реальны, так как обучение в учреждениях дополнительного образования детей
не ограничивается пределами одного предмета, а интегрирует и другие программы. При
такой форме обучения происходят регулярные занятия с большим количеством часов, что
позволяет дать детям довольно обширную подготовку по основам изобразительной
грамоты, развить их творческие способности.
Адресат программы: возраст обучающихся 8-15 лет.
Срок освоения программы: 1 год -144часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по 2 ч перерыв между
занятиями 10 мин.
Основные задачи программы:
1. Вызвать интерес к изобразительной деятельности, в том числе к декоративноприкладному искусству, росписи по ткани.
2. Дать детям общее понятие об изобразительном и декоративно-прикладном
искусстве, его видах, задачах, закономерностях.
3. Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы и искусства.
4. Способствовать становлению творческой личности, дать фундамент единых
представлений, лежащих в основе человеческой деятельности и в искусстве.
5. Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе.
Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности
ребенка через общение с окружающим миром, его художественного воображения,
пространственного мышления, памяти, трудовых навыков, эмоционального и эстетического
отношения к творчеству.
Обучающие задачи:
• Познакомить детей с основами изобразительной деятельности, в том числе с техникой
художественной росписи ткани «холодный батик».
•
Формировать у детей практические умения и навыки выполнения росписи ткани
(холодный батик). Ознакомить детей с видами ткани для выполнения росписи по ткани, со
специальными красителями и закрепителями. Инструментами для нанесения красочного
слоя (кисть, валик, трубочки, тампон и так далее). Освоить в полном объеме весь процесс
выполнения холодного батика (эскиз, перевод рисунка на ткань, нанесение резерва,
выполнение росписи, закрепление росписи);
• Обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративноприкладного искусства.
Развивающие задачи:
• Развивать творческие способности у детей;
• Развивать внимание, память, образное мышление, фантазию;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Развивать конструктивные навыки и умения;
• Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение к своему труду.
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
• Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать
детям в их желании сделать свои работы практически значимыми.
• Предоставлять детям возможность самим создавать композиции, новые творческие
3
работы.
Прививать навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение
друг к другу и окружающим, через создание разного рода сувениров, открыток,
декоративных композиции.
Формирование трудолюбия в творчестве, жизни
Развитие коммуникативных качеств
Формирование ценностного отношения к прекрасному, сформированность
представлений об эстетических идеалах и ценностях
Формирование нравственно – эстетической ориентации
Формирование гражданственности, уважение к правам, свободам и обязанностям
человека
Способствовать развитию желания ребенка к самопознанию и самоопределению.
ОБЬЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Объем программы: 144ч.
Содержание программы:
Раздел 1. «Осенний букет»
Раздел 2. «Бабочки»
Раздел 3. «Декоративный натюрморт»
Раздел 4. «Снежинки»
Раздел 5. «Сказочный сад»
Раздел 6. «Учимся у народных мастеров»
Раздел 7. «Сакура» Панно
Раздел 8. «Платок фантазия»
Раздел 9. «Маленькие шедевры природы» панно
Изучаемые предметы:
-Основы изобразительного искусства.
- Композиция.
- Роспись.
Все темы направлены на приобщение к декоративно-прикладному творчеству, к
осознанию детьми того, что у природы можно многому научиться, у нее можно почерпнуть
разнообразные идеи для творчества. Взять в руки осенний листок, веточку, цветок,
почувствовать его красоту – это очень важно, потому что сегодня дети привыкли не
наблюдать живую природу, а видеть ее в книгах, фильмах, на экране телевизора, что не
может позволить ощутить подлинную ее красоту.
Задача научиться брать идеи у природы и стилизовать различные формы, преобразовывать
природу в элементы декора, украшая свои работы и создавая композиции из природных
форм. Делаем зарисовки и подтверждаем, что в декоративных работах можно использовать
природные элементы, именно так всегда и поступали народные мастера.
Принцип обучения: постепенное усложнение творческих работ, углубление детализации
изображаемых форм.
Способность созерцать, любоваться и восхищаться - щедрый дар природы человеку.
Человек не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и получает
импульс к собственному творчеству. Способность всматриваться и подмечать помогает
подойти к открытию тайн творящей природы.
Ребята встают перед проблемой создания творческой работы с учетом маленьких шедевров
природы. На протяжении многих столетий люди создавали что-то новое, наблюдая за
природой, растениями, насекомыми.
4
Раздел 1. «Осенний букет»
Теоретических часов 4, практических часов 12. Стилизация растительных форм
(графика). Холодный батик, панно. Наблюдение за природными явлениями; развитие
творческого воображения, повторение тем о цветоведение; Сочетание холодных и теплых
тонов, пользоваться изобразительным материалом гуашевыми и акриловыми красками.
Холодный батик, работа с эскизной частью, освежить в памяти пройденный материал.
Рисование с натуры растительных форм.
1.
Тема занятия: «Осенний букет» карандаш. одно занятие (Декоративная
композиция, сделать зарисовки, наброски растений цветов простым карандашом, передать
объем, фактуру). Материалы: простой карандаш, бумага. Метод. Материал: (наглядное
пособие, зарисовки карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Осенний букет» в цвете одно занятие. (Сделанную
декоративную композицию карандашом, начинаем расписывать гуашью, сравнить большее
и меньшее, выбираем теплую или холодную гамму, соблюсти все пропорции, показать
объем). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие,
зарисовки карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Подготовка переноса рисунка на ткань» два занятия.
(Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок карандашом на
ткань, третий этап нанесение резервирующего состава на ткань, впоследствии просушка).
Материалы: ткань, кнопки, рама, карандаш; резерв на водной основе; готовый эскиз.
Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые работы в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани осенний букет» холодный батик. три
занятия (Продолжение темы, перенесенную композицию карандашом на ткань, начинаем
расписывать акриловыми красками предназначенные для ткани, передать все оттенки
цветов, передать пространство, объем, не отклоняясь от эскиза). Материалы: акриловые
краски по ткани, кисти, эскиз в цвете. Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые
работы, рассказ).
Раздел 2. «Бабочки» Холодный батик.
Теоретических часов 4, практических часов 12. Декоративная композиция.
Умение работать на заданную тему; Рисование бабочек. Стилизация крыльев, элементы
декора. Упражнения по правильному наложению живописных мазков, работа по сырой и
сухой ткани. Составление декоративной композиции, используя тему движения цвета в
пространстве, объединяя, соединяя, выполняя фантазийную композицию.
2.
Тема занятия: «Бабочки» карандаш. одно занятие (Декоративная
композиция, сделать зарисовки, насекомых, бабочек, стилизация крыльев игра на
воображение, простым карандашом, передать объем, фактуру). Материалы: простой
карандаш, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки карандашом,
рассказ).
Продолжение темы: «Бабочки» в цвете. Два занятия (Продолжение темы
декоративная композиция: вторую композицию в карандаше начинаем расписывать
гуашевыми красками игра с цветом на воображение, передать объем, фактуру).
Материалы: гуашь, кисти, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки
карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Подготовка переноса рисунка на ткань». Одно занятие:
(Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок карандашом на
ткань, третий этап нанесение резервирующего состава на ткань, впоследствии просушка).
Материалы: ткань, кнопки, рама, карандаш; резерв на водной основе готовый эскиз.
Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые работы в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани бабочки» холодный батик.
Четыре занятия (Продолжение темы, перенесенную композицию резервом на ткань,
начинаем расписывать акриловыми красками предназначенные для ткани, передать все
оттенки цветов, передать пространство, фактуру, объем, не отклоняясь от эскиза).
Материалы: акриловые краски по ткани, кисти, эскиз в цвете. Метод. Материал:
5
(наглядное пособие, готовые работы, рассказ).
. Раздел 3. «Декоративный натюрморт»
Теоретических часов 4, практических часов 12. Холодный батик, графика,
декоративная роспись. Работа с графическими материалами: способы создания линии,
пятна, композиции; Развитие мелкой моторики рук, сосредоточенности, развитие
творческого воображения. Изображение ваз различной формы с элементами декора.
Разноплановая композиция.
3.
Тема занятия: «Декоративный натюрморт» карандаш. Одно занятие
(Декоративная композиция: сделать зарисовки ваз, кувшинов, разных бутылок: фрукты
овощи стилизовать игра на воображение, простым карандашом, передать объем, фактуру).
Материалы: простой карандаш, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие,
зарисовки карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Декоративный натюрморт» в цвет. Одно занятие
(Продолжение темы декоративная композиция: вторую композицию в карандаше начинаем
расписывать гуашевыми красками игра с цветом на воображение, передать объем,
фактуру). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие,
зарисовки карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Подготовка переноса рисунка на ткань». Два занятия
(Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок карандашом на
ткань, третий этап нанесение резервирующего состава на ткань, впоследствии просушка).
Материалы: ткань, кнопки, рама, карандаш; резерв на водной основе готовый эскиз.
Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые работы в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани декоративный натюрморт» холодный
батик. Четыре занятия (Продолжение темы, перенесенную композицию резервом на
ткань, начинаем расписывать акриловыми красками предназначенные для ткани, передать
все оттенки цветов, передать пространство, фактуру, объем, не отклоняясь от эскиза).
Материалы: акриловые краски по ткани, кисти, эскиз в цвете. Метод. Материал:
(наглядное пособие, готовые работы, рассказ).
. Раздел 4. «Снежинки».
Теоретических часов 4, практических часов 12. Умение создавать тематическую
композицию, наблюдать за природными явлениями, работа с графическим материалом,
умение использовать в работе фантазию; развитие аккуратности; применение знаний о
последовательности. Изображение снежинок, создание эскизов в карандаше и цвете.
4.
Тема занятия: «Снежинки» карандаш. Одно занятие (Декоративная
композиция: сделать зарисовки снежинок, стилизовать игра на воображение, простым
карандашом, передать фактуру, придумать узоры). Материалы: простой карандаш, бумага.
Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Снежинки» в цвете. Одно занятие (Продолжение темы
декоративная композиция: вторую композицию в карандаше начинаем расписывать
гуашевыми красками игра с цветом на воображение, передать объем, фактуру).
Материалы: гуашь, кисти, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки
карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Подготовка переноса рисунка на ткань» два занятия
(Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок карандашом
нанесение резервирующего состава на ткань, впоследствии просушка). Материалы: ткань,
кнопки, рама, карандаш; резерв, кисти, готовый эскиз. Метод. Материал: (наглядное
пособие, готовые работы в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани снежинки». Три занятия (Продолжение
темы, перенесенную композицию резервом на ткань, начинаем расписывать акриловыми
красками предназначенные для ткани, передать все оттенки цветов, передать пространство,
фактуру, объем, не отклоняясь от эскиза). Материалы: акриловые краски по ткани, кисти,
эскиз в цвете. Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые работы, рассказ).
Ь. Раздел 5. «Сказочный сад»
6
Теоретических часов 4, практических часов 12. Декоративная композиция, картина.
Аналоги цветущих деревьев. Рисование веток цветущей яблони. Композиционное
решение, пропорции листьев. Стилизация цветов и листьев. Графическое изображение.
Применение декора, работа с графическим материалом, умение использовать в работе
фантазию; развитие аккуратности.
5.
Тема занятия: «Сказочный сад» карандаш. Одно занятие (Декоративная
композиция: сделать зарисовки листьев, стилизовать ветки, цветы, игра на воображение,
простым карандашом, передать фактуру, придумать декоративную композицию).
Материалы: простой карандаш, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие,
зарисовки карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Сказочный сад» в цвете. Одно занятие (Продолжение темы
декоративная композиция: вторую композицию в карандаше начинаем расписывать
гуашевыми красками игра с цветом на воображение, передать объем, фактуру).
Материалы: гуашь, кисти, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки
карандашом, рассказ).
Продолжение темы: «Подготовка переноса рисунка на ткань» два занятия
(Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок карандашом на
ткань, третий этап нанесение резервирующего состава на ткань, впоследствии просушка).
Материалы: ткань, кнопки, рама, карандаш; резерв на водной основе готовый эскиз.
Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые работы в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани сказочный сад» холодный батик. три
занятия (Продолжение темы, перенесенную композицию резервом на ткань, начинаем
расписывать акриловыми красками предназначенные для ткани, передать все оттенки
цветов, передать пространство, фактуру, объем, не отклоняясь от эскиза). Материалы:
акриловые краски по ткани, кисти, эскиз в цвете. Метод. Материал: (наглядное пособие,
готовые работы, рассказ).
. Раздел 6. «Учимся у народных мастеров»
Теоретических часов 4, практических часов 12. Салфетка в стиле руссконародных узоров. Работа с графическими материалами: сочетание выразительных
возможностей графических материалов и красок; развитие воображения у детей.
Применение декора, умение использовать в работе фантазию; развитие аккуратности;
изучение русско-народных узоров, орнаментов.
6.
Тема
занятия:
«Народные
узоры»
карандаш.
Одно занятие (Декоративная композиция: сделать зарисовки народных узоров,
стилизовать ветки, цветы, ягоды, любой растительный материал в помощь можно
прибегнуть к аналогам народных узоров, игра на воображение, простым карандашом,
передать фактуру, придумать декоративную композицию). Материалы: простой карандаш,
бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки карандашом, аналоги
различных народных узоров, рассказ).
Продолжение
темы:
«Народные
узоры»
в
цвете.
Одно занятие (Продолжение темы декоративная композиция размер 20/20см.: вторую
композицию в карандаше начинаем расписывать гуашевыми красками игра с цветом на
воображение, передать объем, фактуру, красоту линий, четкость форм). Материалы:
гуашь, кисти, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки карандашом,
аналоги различных народных узоров, рассказ).
Продолжение
темы:
«Подготовка
переноса
рисунка
на
ткань»
Два занятия (Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок
карандашом на ткань, третий этап нанесение резервирующего состава на ткань,
впоследствии просушка). Материалы: ткань, кнопки, рама, карандаш; резерв на водной
основе готовый эскиз. Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые работы в цвете,
аналоги различных народных узоров, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани Народные узоры» холодный батик. Три
занятия (Продолжение темы, перенесенную композицию резервом на ткань, начинаем
7
расписывать акриловыми красками предназначенные для ткани, передать все оттенки
цветов с соответствием народных узоров, передать точность в рисунке, фактуру, объем, не
отклоняясь от эскиза). Материалы: акриловые краски по ткани, кисти, эскиз в цвете. Метод.
Материал: (наглядное пособие, готовые работы, аналоги различных народных узоров,
рассказ).
Раздел 7. «Сакура». Панно.
Теоретических часов 4, практических часов 12. Традиции Японии, стилизация
природных форм. Развитие аккуратности; Освоение способов создания декоративной
композиции различными способами, на заданную тему. Формирование навыков; развитие
мелкой моторики рук. Выдержать соотношение пропорций, использование разных
способов росписи. Аналоги цветущих деревьев. Рисование веток, цветов
7.
Тема занятия: «Сакура» карандаш. Одно занятие (Декоративная
композиция: сделать зарисовки деревьев стилизовать ветки, цветы, листья, игра на
воображение; простым карандашом, передать фактуру, придумать декоративную
композицию). Материалы: простой карандаш, бумага. Метод. Материал: (наглядное
пособие, зарисовки карандашом, картинки сакуры, рассказ).
Продолжение темы: «Сакура» в цвете. Одно занятие (Продолжение темы
декоративная композиция: вторую композицию в карандаше начинаем расписывать
гуашевыми красками игра с цветом на воображение, передать объем, фактуру, четкость в
форме, гармоничность и красоту цветов, веток, не отклоняясь от эскиза). Материалы:
гуашь, кисти, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки карандашом,
картинки сакуры, работы в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Подготовка переноса рисунка на ткань» Два занятия
(Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок карандашом
нанесение резервирующий состав на ткань, впоследствии просушка). Материалы: ткань,
кнопки, рама, карандаш; резерв, кисти, готовый эскиз. Метод. Материал: (наглядное
пособие, готовые работы в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани сакура» солевой батик. Три занятия.
Продолжение темы: перенесенную композицию на ткань: начинаем расписывать
акриловыми красками предназначенные для ткани, передать все оттенки цветов, передать
пространство, фактуру, объем, не отклоняясь от эскиза. Материалы: акриловые краски по
ткани, кисти, эскиз в цвете. Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые работы в цвете,
рассказ).
Раздел 8. «Платок фантазия».
Теоретических часов 4, практических часов 12. Холодный батик, с применением
морской соли. закрепление представления о гармонии цвета в композиции; умение работать
в коллективе; воспитание аккуратности; умение наблюдать натуру и создавать композицию
на основе наблюденного материала; закрепление умения работать последовательно,
освоение приемов работы акварелью. Применение новой техники в росписи ткани с
помощью морской соли.
8.
Тема занятия: «Платок фантазии». Одно занятие карандаш (Абстрактная
композиция: работа на воображение, с помощью акварели создать цветовую гамму,
монотипия, акварель по сырому, сделать фактуру, придумать декоративную композицию,
должны сделать пять работ 10/10см. в цвете). Материалы: акварель можно гуашь, бумага.
Метод. Материал: (наглядное пособие, аналоги различных абстрактных композиций,
рассказ).
Продолжение темы: «Роспись пробника акриловыми красками и делаем
фактуру морской солью» Одно занятие холодный батик. (Продолжаем расписывать
пробник акриловыми красками, предназначенными для ткани, и морская соль, соблюдаем
цветовую гамму с соответствием выбранного эскиза впоследствии просушка). Материалы:
акриловые краски, кисти, готовый эскиз в цвете. Метод. Материал: (наглядное пособие,
готовые работы на ткани пробники в цвете, рассказ)
Продолжение темы: «Подготовка переноса рисунка на ткань размеры 80/80см.»
8
Одно занятия (Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок
карандашом на ткань, третий этап нанесение резервирующего состава на ткань,
впоследствии просушка). Материалы: ткань, кнопки, рама, карандаш; резерв на водной
основе готовый эскиз. Метод. Материал: (наглядное пособие, готовые работы в цвете,
аналоги различных абстрактных композиций, готовые пробники в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани Платок фантазия» холодный батик,
размеры 80/80см. Четыре занятия (Продолжение темы, перенесенную композицию
резервом на ткань, начинаем расписывать с середины, акриловыми красками
предназначенные для ткани, передать все оттенки цветов с соответствием с эскизом,
добавляем морскую соль, передать точность в рисунке, фактуру, объем, не отклоняясь от
эскиза). Материалы: акриловые краски по ткани, кисти, морская соль, эскиз в цвете. Метод.
Материал:(наглядное пособие, готовые работы, аналоги различных абстрактных
композиций, рассказ).
. Раздел 9. «Маленькие шедевры природы» панно.
Теоретических часов 4, практических часов 12. Работа с красками в разной
технике. Умение работать в коллективе, развитие коммуникативных качеств, закрепление
умения работать по замыслу развитие творческого воображения. Способность
всматриваться и подмечать помогает подойти к открытию тайн творящей природы.
Способность созерцать, любоваться и восхищаться - щедрый дар природы человеку.
9.
Тема занятия: «Пейзаж» карандаш. Одно занятие (Построение
композиции: сделать зарисовки наброски деревьев, ветки, листья, игра на воображение;
простым карандашом, передать фактуру, придумать живописный пейзаж). Материалы:
простой карандаш, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки карандашом,
картины русских пейзажистов, рассказ).
Продолжение темы: «Пейзаж» в цвете. Одно занятие (Продолжение темы
живописная композиция: вторую композицию в карандаше начинаем расписывать
гуашевыми красками игра с цветом на воображение, передать объем, фактуру, четкость в
форме, гармоничность и красоту деревьев, веток, не отклоняясь от эскиза). Материалы:
гуашь, кисти, бумага. Метод. Материал: (наглядное пособие, зарисовки карандашом,
картины русских пейзажистов, работы в цвете, рассказ).
Продолжение темы: «Подготовка переноса рисунка на ткань» два занятия
(Ткань натянуть на раму с помощью кнопок, второй этап перенести рисунок карандашом
нанесение резервирующего состава на ткань, впоследствии просушка). Материалы: ткань,
кнопки, рама, карандаш; соль, вода, кисти, готовый эскиз. Метод. Материал: (наглядное
пособие, готовые работы в цвете, картины русских пейзажистов, рассказ).
Продолжение темы: «Роспись на ткани пейзаж». Три занятий (Продолжаем
расписывать акриловыми красками, работа с цветом, передать пространство, объем, не
отклоняясь от эскиза). Материалы: акриловые краски по ткани, кисти, эскиз в цвете. Метод.
Материал: (наглядное пособие, готовые работы в цвете, картины русских пейзажистов,
рассказ).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании первого года обучающиеся должны:
знать:
- основные инструменты изобразительного искусства, возможности языка и
выразительных средств изобразительного искусства;
- основы композиции, цветоведения;
- основные особенности в росписи по ткани, различных представителей растительного и
животного мира;
- основные приемы росписи по ткани, в том числе технику холодного батика.
9
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при
работе с различными материалами.
- о месте и роли декоративно- прикладного и изобразительного искусства в жизни
человека;
- о видах декоративно - прикладного искусства: роспись;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
уметь:
- пользоваться художественными материалами и инструментами, инструментами для
росписи по ткани;
- сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составлять
композицию;
- передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с
помощью линий и цвета.
- активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания, передавать
в рисунках свое отношение к изображаемому объекту.
- обосновывать собственную позицию и представить аргументы в ее защиту;
- планировать время на выполнение творческих задач; использовать полученные знания, умения,
навыки для выполнения самостоятельной работы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Название раздела
Количество часов
всего
теория
практика
1
«Осенний букет» карандаш, гуашь, кисть, резерв, акрил
16
4
12
2
3
«Бабочки». карандаш, гуашь, кисть, резерв, акрил
«Декоративный натюрморт» карандаш, гуашь,
кисть, резерв, акрил
«Снежинки». карандаш, гуашь, кисть, резерв,
акрил
16
16
4
4
12
12
16
4
12
«Сказочный сад». Карандаш, гуашь, кисть,
резерв, акрил
«Учимся у народных мастеров» карандаш, гуашь,
кисть, резерв, акрил
«Сакура» Панно». карандаш, гуашь, кисть,
резерв, акрил
«Платок фантазия» карандаш, гуашь, кисть,
резерв, акрил
«Маленькие шедевры природы» карандаш, гуашь,
кисть, резерв, акрил
16
4
12
16
4
12
16
4
12
16
4
12
16
4
12
итого
144
36
108
4
5
6
7
8
9
Форма
промежуто
чной
аттестаци
и
Проверо
чное
занятие
Проверочн
ое занятие
выставка
Календарный учебный график
10
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Мес Чис Врем Форма
яц ло я
занятия
прове
дения
Кол
Тема занятия
Место
Форма
ичес
проведе
контроля
тво
ния
часо
в
Комбин 2
Осенний букет» карандаш. (Наброски)
ЦДОД Наблюдение
иров.
Осенний букет» (в цвете, гуашь)
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
ров.
Подготовка переноса рисунка на ткань»
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
ров.
«Роспись на ткани осенний букет» (холодный ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
батик, картина).
ров.
«Роспись на ткани осенний букет» (холодный ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
батик, картина).
ров.
«Роспись на ткани осенний букет» (холодный ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
батик, картина).
ров.
«Роспись на ткани осенний букет» (холодный ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
батик, картина).
ров.
«Роспись на ткани осенний букет» (холодный ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
батик, картина).
ров.
«Бабочки» карандаш. (Наброски).
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
ров.
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
«Бабочки» (графика)
ров.
«Бабочки» (в цвете, теплом)
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
ров.
«Подготовка переноса рисунка на ткани»
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
ров.
«Нанесение резервирующего состава на ткань» ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
ров.
Комбини 2
«Роспись на ткани бабочки» (холодный батик) ЦДОД Наблюдение
ров.
Комбини 2
«Роспись на ткани бабочки» (холодный батик) ЦДОД Наблюдение
ров.
«Роспись на ткани бабочки», работу снимаем с ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
рамы
ров.
«Декоративный натюрморт» карандаш.
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
(Набросок)
ров.
«Декоративный натюрморт»
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
карандаш.(графика)
ров.
«Декоративный натюрморт» карандаш. (в цвете) ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
ров.
«Подготовка переноса рисунка на ткань»
Комбини 2
ЦДОД Наблюдение
ров.
Нанесение резервирующего состава на ткань» ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
ров.
«декоративный натюрморт» (холодный батик) ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
ров.
«декоративный натюрморт» (холодный батик) ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
ров.
«декоративный натюрморт», работу снимаем с ЦДОД Наблюдение
Комбини 2
рамы
ров.
11
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
2
«Снежинки» карандаш. (Наброски)
ЦДОД Наблюдение
2
«Снежинки» (графика)
ЦДОД Наблюдение
2
«Снежинки» (в цвете, холодном)
ЦДОД Наблюдение
2
«Подготовка переноса рисунка на ткань»
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани снежинки» (салфетка)
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани снежинки» (салфетка)
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани снежинки» (салфетка)
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани снежинки» (салфетка)
ЦДОД Наблюдение
2
2
«Роспись на ткани снежинки» работу снимаем с ЦДОД Наблюдение
рамы
«Сказочный сад» карандаш.(Наброски)
ЦДОД Наблюдение
2
«Сказочный сад» (графика)
ЦДОД Наблюдение
2
«Сказочный сад» (в цвете, холодном)
ЦДОД Наблюдение
2
«Подготовка переноса рисунка на ткань»
ЦДОД Наблюдение
2
«Нанесение резервирующего состава на ткань». ЦДОД Наблюдение
2
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани сказочный сад» (холодный
батик)
«Роспись на ткани сказочный сад» (холодный
батик)
«Роспись на ткани сказочный сад» (холодный
батик)
«Роспись на ткани сказочный сад» работу
снимаем с рамы
«Народные узоры» карандаш. (Наброски)
2
«Народные узоры» (графика)
ЦДОД Наблюдение
2
«Народные узоры» (в цвете, теплом)
ЦДОД Наблюдение
2
«Подготовка переноса рисунка на ткань»
ЦДОД Наблюдение
2
«Нанесение резервирующего состава на ткань». ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани Народные узоры» (салфетка) ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани Народные узоры» (салфетка) ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани Народные узоры» (салфетка) ЦДОД Наблюдение
2
2
2
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
12
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
Комбини
ров.
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани Народные узоры» работу
снимаем с рамы
«Сакура» карандаш. (Наброски)
2
«Сакура» (графика)
ЦДОД Наблюдение
2
«Сакура» (в цвете, теплом) (в цвете, холодном) ЦДОД Наблюдение
2
«Подготовка переноса рисунка на ткань»
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани сакура»
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани сакура»
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани сакура»
ЦДОД Наблюдение
2
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись пробника акриловыми красками и
делаем фактуру»
«Роспись пробника акриловыми красками и
делаем фактуру»
«Подготовка переноса рисунка на ткань
размеры 80/80см.»
«Роспись на ткани Платок фантазия» размеры
80/80см.
«Роспись на ткани Платок фантазия» размеры
80/80см.
«Роспись на ткани Платок фантазия» размеры
80/80см.
«Роспись на ткани Платок фантазия»размеры
80/80см.
«Роспись на ткани Платок фантазия»размеры
80/80см.
«пейзаж» карандаш. (Наброски)
2
« пейзаж» карандаш. (Композиция)
ЦДОД Наблюдение
2
«Подготовка переноса рисунка на ткань»
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани пейзаж»
ЦДОД Наблюдение
2
«Роспись на ткани «пейзаж»
ЦДОД Наблюдение
2
2
2
2
2
2
2
2
Выставка
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
ЦДОД Наблюдение
13
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Стартовый уровень известен при приёме в студию (беседа, просмотр личных
рисунков учащегося, работы, выполненные на первых занятиях). Результат обучения
оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и
стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о
результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.
Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей об
изобразительном искусстве, о природе, растительном и животном мире, художниках и
других людях искусства, отражающих мир природы в своих произведениях.
Оценка результатов занятий по программе осуществляется:
По уровню художественного мастерства;
По уровню теоретических знаний;
По способности взаимодействовать с другими детьми;
По способности принимать самостоятельные решения;
По широте кругозора.
Формы подведения итогов
Педагог организует обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности, что активизирует внимание обучающихся, формирует
опыт творческого общения. Организация выставок дает обучающимся возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные работы детей могут
быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
помещений.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного
процесса позволяет делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоциональной,
информационно насыщенной учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме
промежуточной аттестации декабрь-май проверочный урок.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Дидактический материал
- репродукции;
- методическая литература;
- фондовые работы;
- детские книги, аналоги,
- книги по истории изобразительного искусства;
Методы проведения занятия:
1. По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные методы (беседа, рассказ),
- наглядные методы (демонстрации пособий, иллюстраций, показ технологических
приемов),
- практические методы (упражнения, рисование на темы, выполнение творческой работы).
2. По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные методы (воспроизводящие),
- частично поисковые методы (выполнение творческих заданий),
14
- творческие методы (творческие задания по видам деятельности).
3. По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога,
- совместная работа,
- самостоятельная работа.
Помещение для занятий должно быть просторным, проветриваемым, хорошо
освещенным. Необходимо наличие столов и стульев, доска для размещения наглядного
пособия, шкафы для хранения материалов и инструментов.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.
Приоритет отдается следующим методам обучения:
практическим: упражнения, практические работы;
наглядным: использование рисунков, моделей, образцов.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит обучающихся с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
Занятие по памяти – проводится после усвоения полученных знаний в работе с
натуры; обучающемуся дает возможность тренировать зрительную память.
Тематическое занятие – обучающимся предлагается работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого
воображения.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной
темы проверить усвоение данного материала и выявить обучающихся, которым нужна
помощь педагога.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.
. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1. Гильман, Р. А. Художественная роспись ткани: учеб. пособие / Р. А. Гильман. —
М.: ВЛАДОС, 2003. — 160с.
2. Давыдов, С. Энциклопедия. Батик-техника, приемы, изделия / С. Давыдов. — М.:
АСТ - ПРЕССКНИГА, 2005. — 184 с.
3. Дворкина, И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый / И.А. Дворкина. — М.:
ОАО Радуга, 2006. — 160 с.
4. Искусство батика / пер. Е. Успенская.— М.: «Внешсигма», 2000. — 111 с.
5. Кожохина, С. К. Все о картинах на ткани / С. К. Кожохина. — Ярославль:
Академия развития, 2000. — 144 с.
15
6. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция / Г. М. Логвиненко.— М.: ВЛАДОС,
2007. — 144 с.
7. Синеглазова, М. А. Распишем ткань сами / М. А. Синеглазова. — М.: ПрофИздат,
2000. — 96 с.
8. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учеб. для уч-ся 5-8 кл. в 4 ч. / Н.
М. Сокольникова.— Обнинск: Титул, 1999. — ч. 3: Основы композиции.— 80 с.
9. Сахута, Я. М. Беларускае народнае мастацтва / Я. М. Сахута. — Минск:
Беларуская Энцыклапедыя, 1997. — 268с.
10. Учебные программы для классов с изучением специальных учебных предметов
художественно-эстетической направленности. — Минск: Национальный институт
образования, 2007. — 197 с.
Перечень средств обучения
1. Материальные: учебная аудитория «Роспись по ткани». Мастерскую необходимо
оборудовать столами, стульями, раковиной, компьютером и интерактивной доской.
2. Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия по темам, плакаты по
ДПИ, живописи и т.д.
3. Демонстрационные: работы учащихся, настенные иллюстрации.
4. Электронные и аудиовизуальные образовательные ресурсы: мультимедийные
учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы, видеофильмы
16