РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол№ 8
от «30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа 2021г
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
«Художественное вязание»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8-15 лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Казиева Умухаир Сулеймановна
с.Карабудахкент
2021г.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
«Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов для встречи с ним в ребёнке»
Ш. А. Амонашвили.
Пояснительная записка
Общение обучающихся с произведениями народного искусства, их участие в
процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для
общего художественного развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные
начала, любви и уважение к труду.
Ручное вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного
искусства, возраст которого около пяти тысячелетий. Вязаные вещи были найдены в
древних захоронениях Египта, Рима, Греции.
Попав в Европу, искусство оставалось поначалу привилегией мужчин.
Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным
проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. С 13-го века во Франции вязание
становится доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников
набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты
будущей профессии.
Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым.
Декоративно – прикладное рукодельное искусство различных народов веками не
теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.
Из всех видов рукоделия особенно выделяется вязание крючком. Научившись
элементарным приёмам вязания и моделирования, можно создавать уникальные
(модные) изделия для детей и взрослых, начиная с самых простых по
конструированию и сложности узоров.
В середине 19 в. вязание крючком стало очень популярным. Использовались
различные техники, приёмы, широко распространилось тунисское вязание (длинным
крючком), плетение на вилке полюс для шалей и покрывал, брюггские кружева из
тесьмы. Причём увлечение вязанием крючком овладело многими слоями общества –
от царственных особ обоих полов до беднейших рукодельниц. Тонкими вязаными
кружевами отделывали головные уборы, воротники, передники, бельё, носовые
платочки, полотенца, а также богатейшие наряды. Красота и изящество вязаных
изделий позволяют причислить их к истинным произведениям искусства.
Веками отточенное мастерство вязание крючком актуально и по сей день.
Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и
подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного
творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить
разнообразные изделия: сувениры, игрушки, салфетки, одежду, украшения и т. п.
В программе делается акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и
самостоятельность в большей или меньшей сфере его трудовой деятельности.
Осуществляя выбор, обучающиеся реализуют позицию субъекта, идя к результату от
внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
2
Программа «Художественное вязание» художественной направленности
вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов
художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в
свои способности.
Уровень освоения: базовый.
Актуальность программы: в современных условиях существуют потребность в
формировании у детей целостной, самодостаточной личности, обладающей широким
кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно
гармоничное существование человека в окружающем мире. В ходе освоения такого
вида деятельности как вязание, у обучающихся развивается механическая память,
внимание,
наглядно-образное
мышление,
прививается
самостоятельность,
формируются познавательные и коммуникативные умения и навыки
Практическая значимость. Обучающиеся овладеют навыками вязания
спицами, крючком, приемами конструирования и моделирования игрушек, одежды,
получают представление о различных видах рукоделия и его значении в жизни
каждого
человека.
Данная
программа
предусматривает
организацию
профессиональных проб, обучающихся в области ручного труда по изготовлению
игрушек-сувениров и других вязаных изделий.
Новизна. Программа составлена так, что в её содержание входят занятия не
только по традиционным видам рукоделия, но и используются новые приёмы и
разработки дизайнеров в области декоративно – прикладного искусства, такие как
вязаные крючком игрушки – амигуруми.
Амигуруми обычно вяжутся крючком из пряжи простым способом вязания — по
спирали и, в отличие от европейского способа вязания, круги обычно не соединяются.
Они также вяжутся крючком меньшего размера относительно толщины пряжи, чтобы
создать очень плотную ткань без каких-либо зазоров, через которые может вылезти
набивочный материал
Распространению эстетики амигуруми способствует их миловидность.
Типичные зверушки амигуруми имеют большую шарообразную голову на
цилиндрическом туловище с маленькими конечностями.
Амигуруми – это древний вид искусства.
Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II
тысячелетию до н.э. Различные игрушки находили и в захоронениях Древнего Египта,
Греции, Китая – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных. Самые
ранние игрушки Древней Руси найдены на территории древних русских городов –
Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно 10-13
веком. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы-свистульки. В этих
игрушках уже появились основные черты, присущие всему народному творчеству. Со
временем изменились и совершенствовались приёмы изготовления игрушек.
Традиции народного искусства в настоящее время продолжают жить и
развиваться в новых формах на традиционной основе. Вязаные животные, птицы,
куклы – именно в этих игрушках проявляется настроение, характер и подчёркивается
своеобразие исполнителя. Вязание крючком развивает фантазию и воображение у
детей, художественный вкус, память. Ещё одним плюсом в вязании игрушек является
то, что дети могут зарабатывать деньги, продавая свои изделия на выставках. Людей
3
привлекают яркие, своеобразные, авторские игрушки. Поэтому дети стремятся
выполнить
работу
качественно,
без
ошибок,
чтобы
игрушки
были
конкурентоспособны.
Программа способствует:
- созданию творческой атмосферы в объединении на основе взаимопонимания и
сотрудничества для выполнения коллективных и индивидуальных работ;
- развитию фантазии и воображения у детей, художественного вкуса, памяти;
- приобщению детей к национальным особенностям искусства.
Отличительные особенности программы.
Программа рассматривает художественное вязание как часть материальной и
духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия красоты и
национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего
мира, использования национальных культурных традиций.
В основе предлагаемой программы лежит принцип доверительного
сотрудничества, который рассматривает становление подобных отношений как
показатель успешности и завершённости дополнительной образовательной
деятельности, развивающей личность подростка.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностях детей.
Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного,
искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект
в обучении – индивидуальный подход.
Работа над изделиями в объединении проводится индивидуально, по звеньям и
коллективно. При изготовлении коллективной работы происходит сплочение
коллектива,
формируются
доброжелательные
отношения
между детьми,
воспитывается дисциплинированность, чувство ответственности.
Коллективное выполнение работы содействуют воспитанию общительности и
дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Адресат программы.
Программа будет интересна детям в возрасте 8-15лет, желающим развивать свои
творческие способности и эстетический вкус, осваивать различные техники
декоративно-прикладного творчества. Освоившие программу легко смогут создавать
индивидуальные шедевры, воплощая в реальность свои самые смелые творческие
задумки.
В объединении могут заниматься дети от 8 до 15 лет. Принимаются все
желающие без специального отбора.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса - в соответствии с
индивидуальным учебным планам в объединении группы могут быть одного
возраста и разновозрастные. Такие группы формируются по способностям по
интересам, являющиеся основным составом объединения (состав группы –
постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий –общее
количество учебных часов обучения составляет - 144 учебных часа, два раза в
4
неделю по 2 часа, продолжительность занятий - 45 минут с 10 минутным
перерывом.
В рабочей программе возможны изменения, согласно условиям или интересам
обучающихся и педагога: сокращать и увеличивать объем материала по отдельным
темам с учетом распределения часов, применять разнообразные формы и виды
практической деятельности. Программа реализуется в тесном сотрудничестве с
родителями.
Главная цель программы состоит в формировании у детей 8-15 лет представлений о
художественной культуре как составной части материальной и духовной культуры на
основе вовлечения их в продуктивную и творческую деятельность в сфере
декоративно-прикладного искусства.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
личностные:
- сформировать у детей устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и
самосовершенствованию в процессе обучения со сверстниками, в тяге к искусству,
культуре и традициям;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать устойчивый интерес к истории народных художественных промыслов и
ремёсел.
метапредметные:
- привить интерес к творчеству;
- развивать творческую деятельность, самостоятельность, выдумку и фантазию
ребёнка;
- развивать творческие способности, пространственное мышление, образное
представление;
- формировать самостоятельность в решении художественного конструирования и
изготовления своего изделия;
- развивать моторные навыки;
- воспитать стремление доводить начатое дело до конца;
- развивать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, упорство;
- развивать чувство сплочённости, сопричастности к общему делу.
образовательные:
- дать знания и умения по технике вязания крючком и спицами; усвоение правил
техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
5
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
- научить детей ориентироваться в многообразии народной и исторической одежды;
- привить навыки и умения работы с различными материалами и инструментами в
процессе вязания различных изделий и использование технологий;
- познакомить детей с различными доступными методами и видами работы над
поделкой;
- раскрыть перед обучающимися социальную роль декоративно-прикладного и
народного творчества;
- научить четко выполнять основные приемы вязания;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и
составлению их самостоятельно;
- научить применять полученные знания на практике.
В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима
занятий учтены «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14. Проводятся физминутки.
Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Название разделов
Всего
часов
1.
Вводное занятие.
Знакомство с
коллективом. Правила
техники безопасности.
Общие сведения об
истории возникновения
вязания.
Основные приёмы
вязания крючком.
2.
3.
4
Вязание узорного
полотна. Орнамент.
Плоские и выпуклые
столбики.
Цветоведение
Практич
ес-кие
часы
0
Формы
аттестации
контроля
2
Теорети
чес-кие
часы
2
14
2
12
Вывязывание
одного из
основных
приёмов
вязание
крючком
8
2
6
2
1
1
6
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Вязание по кругу.
Квадрат
.Многогранник.
(прихватки, сумки,
накидки).
Вязание ажурных
узоров (ракушки,
цветочки).
Одежда
Изделия для дома.
Сувениры. Украшения
(бусы, браслеты,
броши, серьги, брелоки,
пояса, кошельки).
Изготовление изделий
для выставки (игрушек
– амигуруми)
22
5
17
12
2
10
16
30
2
2
14
28
32
3
29
Выставки. Беседы.
Конкурсы.
Итоговое занятие.
Рефлексия
Итого часов:
4
2
2
2
2
─
144
25
119
Вязание
сувенира по
заданию
педагога
тестирование
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. (2 ч.)
Знакомство с группой. Правила поведения в объединении и Центре. История
развития художественного вязания. Правила техники безопасности. Инструменты и
материалы. Сведения о пряжи для вязания и её свойства. Правила безопасной работы.
Порядок и содержание работы в объединении. Знакомство с планом эвакуации в
случае чрезвычайной ситуации.
2. Основные приёмы вязания крючком. (14 ч.)
Беседа «Из истории предметов, используемых в рукоделии».
Постановка рук. Правильная осанка. Положение крючка. Положение головки крючка.
Положение нити на руке. Техника выполнения цепочки. Условные обозначения.
Графические схемы условных обозначений. Образцы вязания столбиков и воздушных
петель.
Словарь терминов: схема.
Практикум.
Освоение приёмов вязания. Зарисовка схемы воздушных петель в тетрадь.
Вязание цепочки (воздушные петли). Соединительный столбик, полустолбик, столбик
без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, цепочка из воздушных
петель замкнутая в кольцо.
7
Форма контроля: вывязывание одного из основных приёмов вязание крючком.
3. Вязание узорного полотна. (8 ч.)
Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа
вывязывания одних и тех же элементов. Понятие об орнаменте. Образцы вязания.
Словарь терминов: орнамент.
Практикум.
Вязание образцов с двумя накидами. Плоские и выпуклые столбики. Вязание
орнамента. Выполнение изделия: закладка для книг.
4.Цветоведение.
Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок,
насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические.
Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета.
Символическое значение цвета.
Практикум.
Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных
(составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.
5. Вязание по кругу. Квадрат. Многогранник. (22 ч.)
Правила вязания круга, квадрата. Прибавление и убавление петель. Показ
изделия в натуральном виде.
Практикум.
Выполнение образцов в форме круга, квадрата. Использование плоских образцов
для изготовления прихватки, детской сумочки, пуговицы, салфетки на табурет.
Соединение отдельных деталей с помощью крючка.
6. Вывязывание ажурных узоров. (12 ч.)
Прямое вязание, вязание по кругу. Использование ажурных узоров в изделиях.
Сочетание цвета в узорах. Схемы ажурных узоров. Повторение части узора, на
протяжении всего ряда.
Словарь терминов: раппорт.
Практикум.
Выполнение узоров: «ракушка», «цветочек», «рогатка», «пышный столбик» и
т.п. Зарисовка и выполнение схем ажурных узоров в тетрадь.
7. Одежда. (12 ч.)
Из истории возникновения одежды. Шарф. Выбор узора. Расчёт плотности
вязания. Цветовое решение. Отделочные работы.
Практикум.
Вязание шарфа, отделка его кистями или бахромой.
8. Изделия для дома. Сувениры. Украшения. (30 ч.)
Уют в доме. Подбор ниток. Цветовое решение. Выбор украшения. Запись
последовательности объёмных сувениров.
Словарь терминов: панно
8
Практикум.
Вязание сувениров по образцам и описаниям: кукла-грелка на чайник, очечник.
Бусы, браслеты, броши, серьги, брелоки, пояса, кошельки. Оформление изделий.
Форма контроля: вязание сувенира по заданию педагога.
9. Изготовление изделий для выставки. (Игрушки амигуруми 30 ч.)
Беседа «Тепло и уют своими руками». История происхождения. Особенности
вязания игрушек амигуруми. Подбор ниток. Цветовое решение. Выбор персонажа.
Основы дизайна.
Практикум.
Зарисовка схем, вязание изделий по образцам и описаниям: игрушки —
амигуруми.
Оформление изделий.
10. Выставки. Беседы. Конкурсы. (4 ч.)
Участие обучаемых в выставках после прохождения основных разделов
программы (внутри объединения) и итоговой выставке декоративно-прикладного
творчества в конце учебного года. Беседы, викторины по основным темам разделов
программы.
11. Итоговое занятие. (2 ч.)
Подведение итогов работы объединения за прошедший учебный год. Анализ
работ, обучающихся: выявление ошибок и удачных моментов в работе каждого
обучаемого и объединения в целом. Рефлексия (рефлексия настроения и
эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного
материала). Тестирование. Награждение лучших обучающихся объединения.
Планируемые результаты обучения
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Художественное
вязание» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения программы является формирование
следующих умений:
- познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства;
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
народное декоративно-прикладное искусство;
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
9
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям
народных промыслов;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал – умение
определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией книги (журнала);
- с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки, схемы книг
(журналов);
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с педагогом и другими детьми давать эмоциональную оценку
деятельности группы на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных
успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге
(журнале) (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебный материал,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные
образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал – умение
чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в эскизах, доступных для
изготовления изделия;
- слушать и понимать речь других.
10
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной
художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах
общения и поведения в ЦДОД и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование
следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал,
эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
К концу обученияобучающиеся должны знать:
- историю вязания и развитие декоративно-прикладного искусства;
- понятие схема;
- понятие раппорт;
- понятие панно;
- понятие орнамент;
- название петель (столбиков) и их графическое изображение;
- правила безопасности при работе с крючком и ножницами;
- определения канва, мулине, пяльца;
- свойства пряжи, различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных
и х/б;
- основы дизайна.
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- правильно держать крючок;
- вязать воздушные петли;
- вязать образцы из столбиков и воздушных петель;
- вязать различные варианты столбиков;
- вязать двухцветные узоры;
- вязать круг (квадрат);
- вязать ажурные узоры (лёгкие по степени сложности);
- рассчитывать плотность вязания;
- подбирать пряжу по цветовой гамме;
- читать простые схемы;
- изготавливать помпоны, кисти;
- вязать простые украшения, панно;
- вышивать в технике «крестик».
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации программы
Для успешного освоения образовательной программы на занятиях используется:
Кабинет для занятий – это светлое, просторное помещение, отвечающее
санитарно-гигиеническим нормам. В кабинете находятся столы и стулья для работы.
Большие окна в кабинете дают дневную освещённость, в вечернее время горит
дневной свет. Рамы легко открываются, чтобы проветривать помещение. Кабинет
оформлен детскими работами, правильно организованные места, чистота и порядок в
нём имеет большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует обучающихся,
способствует повышению культуры их труда и творческой активности.
11
Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструменты и
приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных
пособий. Столы размещены так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и
спереди. В кабинете есть гладильная доска и утюг для отпаривания вязаных изделий;
передвижная доска на которой выполняются графические работы, развешиваются
плоские наглядные пособия. Экран служит для демонстрации отдельных слайдов,
презентаций и т. д. В кабинете есть полки, где размещается выставка детских работ,
шкафы, где хранятся образцы, литература.
Оборудование рабочего места. Рабочее место для вязания должно быть хорошо
освещено, свет на работу должен падать с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь
корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35-40
см., чтобы не развивалась близорукость, и в глаза не попадали частички шерсти.
Оборудование и инструменты: крючки для вязания, спицы для вязания,
длинный крючок для тунисского вязания, иголки для шитья и вышивки различной
величины, иглы для сухого валяния, пряжа для вязания разных расцветок, нитки
катушечные разных цветов, нитки «Мулине», леска, проволока, ножницы, простые
карандаши, ткань различной фактуры, мех искусственный и натуральный, кожа, вата,
синтепон, тесьма, бусинки, бисер, стеклярус, салфетки для декупажа, грунтовка,
кисточки для нанесения клея, кисточки для раскрашивания, краска гуашь, краска для
батика, глаза и волосы для изготовления кукол, чулки, капрон, пуговицы, клей ПВА,
копировальная бумага, бумага-калька, материал для украшения изделий. Весь
материал храниться в отдельных ящиках, что обеспечивает быструю раздачу
на занятиях.
технические средства обучения (магнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер,
мультимедийный проектор, интернет и др.);
- стенды с правилами безопасного труда, инструкции, работы обучающихся
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, готовая
работа, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, портфолио,
перечень готовых работ.
Ожидаемость результатов проверяется с помощью тестов. Результаты тестов
позволяют оценить работу, выявить ошибки, недоработки. Формами подведения
итогов являются отчётные мероприятия – выставки, открытые занятия.
Оценочные материалы
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ и оценка её.
Часто используемая форма оценки – это организованный просмотр выполненных
работ, где обучающиеся сравнивают изделия, дают свою оценку и пожелания.
Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия.
Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на занятии приемов и операций и работы в
целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
12
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный),
найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого
ребенка на занятии: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и
самореализации.
Проходит промежуточная диагностика в форме:
1. Зачётные занятия по разделам.
2. Контрольный опрос:
- викторина;
- кроссворд
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и
навыков по пройденным темам; текущий - проводится в ходе учебного занятия и
закрепляющий знания по данной теме; рубежный - проводится после завершения
изучения каждого раздела; итоговый - проводится после завершения всей
образовательной программы).
Контроль в форме участия в выставках, конкурсах дает возможность определить
эффективность обучение по программе, позволяет детям, родителям, педагогу увидеть
результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Участие воспитанников объединения в выставках-конкурсах требует не только
высокого качества изготовления поделки, но и большого эмоционального напряжения.
Общая результативность обучения по программе заключается в:
появлении у обучаемых устойчивого интереса к занятиям художественно –
эстетического характера;
эмоциональном отклике обучающихся на красоту художественных изделий
мастеров;
выработке избирательного художественного – эстетического вкуса;
развитии воображения и фантазии;
приобретении навыков здорового образа жизни.
В результате обучения у воспитанников формируются такие качества личности
как доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость. На занятиях дети учатся быть
толерантными по отношению друг к другу.
Методические материалы дополнительной образовательной программы.
Особенности организации образовательного процесса – очно, в условиях
сетевого взаимодействия.
Основной формой организации образовательного процесса в объединении
является – занятие. Занятия по темам программы включают теоретическую часть и
практическое выполнение задания. Основное время на занятиях отводится
практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок
в альбоме (схемы, орнаменты, различные виды узоров). Главное, не сообщение
знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск
знаний и их обобщение. Используются следующие виды занятий: обучающие,
развивающие и воспитательные.
13
«Учебная деятельность».
Цель обучающих занятий – научить конкретным знаниям и умениям по предмету.
Предусмотрены индивидуальные занятия с одаренными детьми и детьми с
ограниченными возможностями.
В процессе обучения ставятся следующие задачи:
- использовать разнообразные приёмы работы с учётом темы, уровня подготовки
обучающегося, личного опыта индивидуальных качеств (темперамент, склад
характера, стиль и т. п.) педагога, неоднородный состав группы;
- обучающиеся должны получить, усвоить и запомнить нужную информацию;
- обучающихся нужно научить пользоваться полученными знаниями, применять их в
жизни;
- развивать творческие способности обучающихся, их самостоятельность, мышление;
- воспитывать трудолюбие, прививать нравственные качества.
Выбор методов обучения определяется с учётом возможностей каждого члена
детского коллектива, возрастных и психофизиологических возможностей детей и
подростков. Основным методом проведения занятия является практическая работа.
Этот метод активно применяется на всех этапах обучения. Основной целью
практической работы является применение теоретических знаний, обучающихся в
трудовой деятельности.
«Развивающая деятельность».
Цель развивающих занятий – сформировать и развить определённые личностные
качества обучающихся. Весь образовательный процесс в объединении носит
развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков обучающихся,
реализацию их интересов и способностей.
Используемые методы:
- словесно-наглядный – педагог предлагает обучающимся образец, который они
рассматривают, анализируют и вяжут без схемы;
- проблемно - поисковый – обучающиеся вяжут изделие по фотографии, рисунку,
картинке, учатся самостоятельно решать творческие замыслы, подбирать
необходимую пряжу для вязания и технику вязания работы.
«Воспитывающая деятельность».
На занятиях воспитательного характера происходит процесс формирования
положительного климата в детском коллективе, приобщение к нравственным и
культурным ценностям.
Используемые методы:
- игровой – педагог предлагает обучающимся различные игровые методики, которые
развивают коммуникативную, творческую деятельность членов детского коллектива;
- метод воспитания – беседы с обучающимися по разным темам программы; встречи с
интересными людьми, чьё творчество стало основой жизни; различные конкурсные и
игровые программы, викторины.
Данная программа построена на принципах: личностно-ориентированной
направленности, увлекательности творчества, доступности, индивидуальности,
преемственности, результативности, коллективности, системности, интеграции
отдельных видов декоративно-прикладного искусства.
14
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации
программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа,
объяснение, практические упражнения, творческая работа.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются методы
обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказы, беседы, демонстрация
некоторых изделий), репродуктивный (тренировочные упражнения по изготовлению
элементов или деталей изделия), проблемно поисковый (поиск ответов на
поставленный вопрос и т.п.), словесные (викторины, беседы, составления плана
устно), эвристический, основной метод проведения непосредственно образовательной
деятельности – практический.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная и групповая;
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми,
выставка, защита проектов, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое
занятие, творческая мастерская, экскурсия, ярмарка.
Для проведения успешных занятий используются технологии:
проблемного обучения – обучающиеся самостоятельно находят пути решения
той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой опыт, творческую
активность (например, при вязании прихватки, педагог сообщает только
размеры изделия, а форму, цветовое решение обучающиеся придумывают и
выбирают сами);
дифференцируемого обучения – используется метод индивидуального обучения
(изделие, связанное обучаемым индивидуально, только одно и неповторимо);
личностно-ориентированного обучения – через самообразование происходит
развитие индивидуальных способностей (высший этап обучения);
развивающего обучения – обучающиеся вовлекаются в различные виды
деятельности;
игрового обучения – через игровые ситуации, используемые педагогом,
происходит закрепление пройденного материала (конкурсы, викторины).
Дидактический материал: образцы для показа изготовленные педагогом,
детские работы, выполненные на высоком художественном уровне, сменная выставка
работ воспитанников, методические разработки, альбомы, слайды с изображением
детских творческих работ, компьютерные фильмы, альбомы с образцами по вязанию и
графическими изображениями, технологические карты изготовления различных
изделий, чертежи и выкройки; плакаты по вязанию, таблицы и схемы
последовательности работы, схемы по разделам программы; папки со схемами узоров
и схем по вязанию.
Список литературы, используемый педагогом
1. Андреева З.Д., Сорокина Л.М. Вяжем сами Киев: «Родянська школа» 1981г – 96 с.;
2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках М.: «Легпромбытиздат» 1993г – 192 с.;
3. Грушина Л.В. Живые игрушки М.: «Карапуз» 1998г. – 18 с.;
4. Ерёменко Т.И. Рукоделие М.: «Легпромбытиздат» 2000г. – 156 с.;
15
5. Ева Хамбак Вязаные цветы своими руками М.: «Мой мир» 2008г.;
6. Журналы по рукоделию Сделай сам М.: «Знание» №1 – 4 2010г.;
7. Журналы по вязанию Диана, Валя-Валентина, Игрушка, Вязание крючком, Сабрина,
Ручная работа 2003-2013 г.г.;
8. Журналы Золотая коллекция вязания крючком №1 – 5 издательская КОНТЭН
ГРУППА «Мир книги» 2006г.;
9. Изора Ваккари Францарали Вяжем цветы крючком М.: КОНТЭН ГРУППА «Мир
книги» 2009 г.;
10. Карпухина Е. Чижова Е. Вязаные игрушки М.: РОСМЭН 2008 г. – 39 с.;
11. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию М.: «Радио и Связь» 2002г. – 64
с.;
12. Курс женских рукоделий М.: А.О. «Толика» 2012г.;
13. Конышева Н.М. Чудесная мастерская 2014г.;
14. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению М.: «Прось»
1990г. – 95 с.;
15. Максимова М.В. Азбука вязания М.: ПК «Алтай» 1993г. – 240 с.;
16. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком М.: ЭКСМО – ПРЕСС 2000г. – 152
с.;
17. Нитяные игрушки СПб.: «Детство-Пресс» 2005г. – 48 с.;
18. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей Ярославль: «Академия
развития» 1997г. – 192 с.;
21. Семёнова Л.Н., Семёнова Д.А. Вязаные бусы, броши, браслеты Ростов-на-Дону:
«Феникс» 2006г. – 254 с.;
22. Симонэ Рааб Мягкие игрушки М.: «Академия развития» 2010г. – 81 с.;
23. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами М.: «Прось» 2007г. – 97 с.;
24. Тимаер А.Т. Нарядные прихватки М.: «Мой мир» 2005г.;
25. Терешкович Т.А. Рукодельница Минск: «Полымя» 1993г – 222 с..;
26. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка Минск: «Полымя» 2000г. – 192 с.;
26. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами М: «Просвещение», 2002г.
– 96 с.;
27. Фомичёва Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком М.: «Просвещение»1991г. –
95 с.;
28. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества М.: А.О. «Московские
учебники» 2009г. – 276 с.
Список литературы для обучаемых и родителей
1. Андреева З.Д., Сорокина Л.М. Вяжем сами Киев: «Родянська школа» 1981г – 96 с.;
2. Грушина Л.В. Живые игрушки М.: «Карапуз» 1998г. – 18 с.;
3. Ерёменко Т.И. Рукоделие М.: «Легпромбытиздат» 2000г. – 156 с.;
4. Ева Хамбак Вязаные цветы своими руками М.: «Мой мир» 2008г.;
5. Журналы по вязанию Диана, Валя-Валентина, Игрушка, Вязание крючком, Сабрина,
Ручная работа 2003-2013 г.г.;
6. Журналы Золотая коллекция вязания крючком №1 – 5 издательская КОНТЭН
ГРУППА «Мир книги» 2006г.;
16
7. Изора Ваккари Францарали Вяжем цветы крючком М.: КОНТЭН ГРУППА «Мир
книги» 2009 г.;
8. Карпухина Е. Чижова Е. Вязаные игрушки М.: РОСМЭН 2008 г. – 39 с.;
9. Максимова М.В. Азбука вязания М.: ПК «Алтай» 1993г. – 240 с.;
10. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком М.: ЭКСМО – ПРЕСС 2000г. – 152
с.;
11. Нитяные игрушки СПб.: «Детство-Пресс» 2005г. – 48 с.;
Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей Ярославль: «Академия развития»
1997г. – 192 с.;
12. Проневич Н.М. Вязание крючком СПб.: «Паритет» 2006г – 240 с..;
13. Ракова С. А. Вязание крючком Ярославль: Академия развития, Академия К,
Академия холдинг 2003г – 160 с.;
14. Семёнова Л.Н., Семёнова Д.А. Вязаные бусы, броши, браслеты Ростов-на-Дону:
«Феникс» 2006г. – 254 с.;
15. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами М.: «Прось» 2007г. – 97 с.
Интернет ресурсы:
https://www.liveinternet.ru/users/natali_vasilyeva/post386842516
Вязанные игрушки крючком
https://kru4ok.ru/amigurumi-kryuchkom-dajjdzhest/
Схемы Амигуруми
https://hiamigurumi.ru/
Календарный учебный график
№
п/п
Месяц
Чис
ло
Время
провед
Форма
занятия
Колво
часов
1
Теория
2
2
Теория
2
3
Практика
2
4
Практика
5
Место
проведен
ия
Ознакомительное занятие.
Учебный
Инструктаж по технике кабинет
Тема занятия
Форма контроля
Пед.наблюдение,
тестирование
безопасности.
«Из истории предметов
используемых в рукоделии».
Общие сведения о крючке
Освоение приемов вязания
Учебный
кабинет
Пед.наблюдение,
тестирование
Учебный
кабинет
2
Вязание
цепочки
воздушных петель
Учебный
кабинет
Практика
2
Соеденительный столбик.
Полустолбик.
6
Практика
2
7
Практика
2
8
Практика
2
выполнение
практ. задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
из
Учебный
кабинет
Столбики с одним и двумя Учебный
накидами.
кабинет
Пышные столбики
Учебный
кабинет
Цепочка из воздушных Учебный
петель замкнутая в кольцо
кабинет
17
Учебный
кабинет
9
Теория
2
Понятие об орнаменте.
Образцы вязания
10
Практика
2
Вязание с двумя накидами
11
Практика
2
12
Практика
2
13
Теория.
Практика.
2
14
Теория
2
Правила вязания круга
15
Практика
2
16
Практика
2
17
Практика
2
18
Теория
2
Учебный
кабинет
Изготовление сумочки
Учебный
кабинет
Изготовление
сумочки. Учебный
Соединение деталей
кабинет
Правила вязания квадрата
Учебный
кабинет
19
Практика
2
Основные приемы вязания
квадрата.
20
Практика
2
Изготовление прихватки
21
Практика
2
Изготовление прихватки
22
Практика
2
Изготовление салфетки на
табурет
23
Практика
2
Изготовление салфетки на
табурет
24
Теория.
Практика
2
25
Теория
2
26
Практика
2
Правила вязания
многогранника. Вязание
образца многогранника.
Использование
ажурных
узоров в изделиях
Схемы ажурных узоров
Выполнение узора
ракушечки .
27
Практика
2
28
Практика
2
29
Практика
2
30
Практика
2
31
Теория
2
32
Практика
2
33
Практика
2
Учебный
кабинет
Плоские
и
выпуклые Учебный
столбики
кабинет
Вязание орнамента
Учебный
Закладка для книг
кабинет
Свойства цвета
Учебный
Цветовой спектр.
кабинет
выполнение
практ.задания
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
Пед.наблюдение
тестирование
Пед.наблюдение,
тестирование
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
Пед.наблюдение
тестирование
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
Пед.наблюдение,
тестирование
Учебный
кабинет
Пед.наблюдение,
тестирование
Учебный
кабинет
Узор «Цветочек»
Учебный
кабинет
Узор «Рогатка»
Учебный
кабинет
Пышный столбик
Учебный
кабинет
Миндальный узор
Учебный
кабинет
История
возникновения Учебный
одежды
кабинет
Изготовление
шарфа Учебный
крупной вязкой
кабинет
Изготовление
детского Учебный
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
Пед.наблюдение,
тестирование
выполнение
практ.задания
выполнение
Учебный
кабинет
Вязание по кругу
18
кабинет
Учебный
кабинет
Отделка шарфа бахромой или Учебный
кистями
кабинет
Вязание шапочки
Учебный
кабинет
Вязание шапочки.
Учебный
варежек
кабинет
Вязание варежек
Учебный
кабинет
Вязание и его роль в быту.
Учебный
Сувениры. Украшения.
кабинет
Вязание кошелька
Учебный
кабинет
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
Пед.наблюдение,
тестирование
выполнение
практ.задания
2
Вязание кошелька
Практика
2
Вязание пояса.
43
Практика
2
Вязание карандашницы
44
Практика
2
Вязание карандашницы
45
Практика
2
Вязание игольницы
46
Практика
2
Вязание цветов и листиков
47
Практика
2
Вязание веточек
48
Практика
2
Изготовление деревца
цветов и листиков
49
Практика
2
Изготовление браслета
50
Практика
2
Изготовление сережек
51
Практика
2
Изготовление
телефон
чехла
на
52
Практика
2
Изготовление
телефон
чехла
на
53
Практика
2
Изготовление брелков
54
Теория
2
Знакомство
амигуруми
вязания
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
Пед.наблюдение,
тестирование
55
Теория
Практика
2
Составление
Зарисовка схем
56
Практика
2
Последовательность
выполнеия игрушки
57
Практика
2
Зайка-амигруми
Вязание деталей
58
Практика
2
Зайка-амигуруми.
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
Пед.наблюдение,
тестирование
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
34
Практика
2
35
Практика
2
36
Практика
2
37
Практика
2
38
Практика
2
39
Теория
2
40
Практика
2
41
Практика
42
шарфа
Изготовление
шарфа
19
женского
с
из
игрушками
.Особенности
эскизов
59
Практика
2
60
Практика
2
61
Практика
2
62
Практика
2
63
Практика
2
64
Практика
2
Вязание деталей
Сборка готового изделия
Неподвижное
крепление
конечностей
Сборка
зайки-амигуруми
Подвижное
крепление
конечностей
Декорирование
зайкиамигуруми
кабинет
Учебный
кабинет
практ.задания
выполнение
практ.задания
Учебный
кабинет
выполнение
практ.задания
Учебный
кабинет
Медвежонок амигуруми
Учебный
Вязание деталей
кабинет
Сборка
медвежонка Учебный
амигуруми
кабинет
Декорирование медвежонка
Учебный
кабинет
Вязание деталей «миньона»
Учебный
кабинет
Сборка деталей
Учебный
кабинет
Декорирование игрушки
Учебный
кабинет
Изготовление
игрушки Учебный
амигуруми по выбору
кабинет
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
выполнение
практ.задания
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
выполнение
практ.задания
Выставка.
65
Практика
2
66
Практика
2
67
Практика
2
68
Практика
2
69
Практика
2
Изготовление
игрушки
амигуруми по выбору
70
Теория
2
Участие на выставке ЦДОД
71
Практика
2
Посещение музея
72
Теория
2
Подведение итогов
20
Тестирование