РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
протокол№ 8
от «30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа 2021г.
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
«ФУТБОЛ»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 7-15лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования: Каранаев М.К
с.Карабудахкент
2021г.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Футбол»
Пояснительная записка
Направленность - физкультурно-спортивная.
Уровень усвоения программы – общекультурный, который предполагает формирование
общей культуры учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей в физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Актуальность программы соответствует государственной политике в области
дополнительного образования и ориентирована на удовлетворение образовательных
потребностей детей и родителей. Занятия футболом способствуют развитию у детей
интереса к спорту, позволяет совершенствовать и поддерживать свою физическую форму,
воспитывают волевые качества, целеустремленность, дисциплинированность, решительность
действий в принятии решения, способность продолжать борьбу в трудной ситуации,
настойчивость, упорство в достижении цели. Также воспитывают спортивное трудолюбие
(выполнение больших объемов интенсивных и соревновательных нагрузок ради решения
индивидуальных и коллективных задач); интеллектуальное воспитание (овладение
специальными занятиями в области теории и методики тренировки, анатомии, физиологии,
психологии, гигиены и других смежных со спортом дисциплинах, формирование
творческого отношения к труду и занятиям спортом); воспитывают чувства ответственности
за порученное дело. В процессе занятий футболом формируются выраженные черты
характера и свойства личности, чтобы достичь высоких результатов не только в футболе, но
и в жизни.
Цель программы – формирование разностороннего физического развития и укрепление
здоровья учащихся посредством игры в футбол, а также воспитание гармоничной,
социально-активной личности.
Задачи
Обучающие:
Дать учащимся необходимый объем знаний по теории и методики футбола;
Обучить детей основам техники игры в футбол, тактическим взаимодействиям в игре;
Обучить учащихся посредством игры в футбол правилам здорового образа жизни;
Обучить детей командному взаимодействию.
Развивающие:
Развить координацию, физическую выносливость, пластику;
Развить привычку к здоровому образу жизни.
Развить интерес к занятию футболом;
Развить гибкость и быстроту реакции;
Развить внимание;
Развить уверенность в себе.
Воспитательные:
Воспитать нравственные качества личности;
Формировать коммуникативный потенциал личности;
Воспитать умение тренироваться в коллективе;
Сформировать тягу к самосовершенствованию;
Воспитать умение принимать решения.
Условия реализации программы
Данная программа «Футбол» предназначена для объединений дополнительного образования,
где проводятся занятия для учащихся, имеющих склонность к занятиям различного вида
спорта. Программа рассчитана на учащихся 7-15 лет (мальчиков), которые принимаются без
специального отбора по собеседованию с заключением от врача. Программа рассчитана на 1
год обучения.
Группа комплектуется в количестве из 15 -20 человек;
.
Кадровое обеспечение. По данной программе может работать педагог дополнительного
образования, имеющий средне-специальное или высшее педагогическое образование.
прошедший курсы переподготовки по направлению педагога дополнительного образования,.
Материально-техническое обеспечение
1. Оборудованный спортивный зал для занятий в зимний, весенний, летний и осенний
период;
2. Спортивный инвентарь (мячи, футбольные фишки, стойки и т.д.);
3. Спортивная площадка для занятий футболом, оборудованная воротами с сеткой (по
возможности).
Форма организации занятий: групповая.
Основной формой проведения занятий является традиционная форма, включающая в себя
теоретические и практические аспекты (тренировки).
Программа предполагает освоение определенногоминимума знаний, умений и
навыков.
Итоговый контроль
Программа предусматривает промежуточный и итоговый контроль результатов
обучения детей.
В начале обучения (середина сентября) проводится тестирование учащихся с целью
определения их физической подготовки. Промежуточный контроль проводится в виде
текущего контроля в течение всего учебного года. Он предусматривает 1 раз в полгода
зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении
контрольных упражнений, а также участие в районных или городских соревнованиях по
футболу.
Итоговый контроль проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме
учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в
соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также
открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного
мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов
обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Планируемые результаты
Учащиеся прошедшие полный курс по данной программе получат сведения об игре в
футбол, ее специфике и особенностях. По окончании обучения по программе учащиеся
получат представления о футбольной технике и игре в целом во всех ее аспектах, смогут
демонстрировать свои умения на поле, а также поймут, что игра в футбол это
интеллектуальная игра, в которой необходимо мыслить.
Предметные результаты:
Знать об основных правилах игры в футбол;
Знать о способах движений и передвижений в футболе;
Уметь выполнять удары по воротам с обеих ног;
Уметь самостоятельно проводить разминку перед занятием;
Знать об особенностях физической подготовки (офп и спф);
Уметь останавливать мяч при передачах и ударах;
Выполнять жонглирование мячом;
Знать о правилах поведения на поле во время матча;
Иметь запас футбольных финтов и уметь с их помощью обыгрывать игроков;
Знать об особенностях футбольных покрытий.
Метапредметные результаты:
Иметь представления о различных футбольных чемпионатах;
Знать о нормах поведения во время матча и вне его;
Иметь навыки работы в команде – находить компромиссы и общие решения,
разрешать конфликтные ситуации;
Уметь оценивать уровень сложности упражнений в соответствии с возможностями
своего организма.
Личностные результаты:
Самостоятельно развивать дисциплинированность, внимательность, а также
трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Позитивно оценивать свои способности и навыки в футболе;
Быть ориентированным на творческий подход в решении различных задач;
Иметь навык сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками.
Выполнять различные игровые комбинации с мячом.
Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
Учебный план
Количество часов
теория
практика
Раздел
программы
Формирование
группы
Вводное
занятие.
Техника
безопасности
Физическая
подготовка
Техникотактическая
подготовка
Теоретическая
подготовка
Итоговое
занятие
Форма контроля
всего
6
6
УТЗ (учебнотренировочное
занятие
2
2
УТЗ
2
52
54
Тестирование
2
72
74
УТЗ
6
Опрос
УТЗ
6
2
2
Календарно-тематическое
планирование, гр.№1
2021-2022 учебный год
Даты
занятий
объединения
Раздел программы
Тема занятий
теория
Раздел 1
Вводное занятие. Инструктаж
по Технике безопасности
2
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
практика
всего
2
Ведение мяча на скорости
2
2
Ведение мяча в движении
2
2
Передача мяча на скорости
2
2
Игры в парах.
2
2
2
2
Игра в пас в два-три касания.
Раздел 4
(теоретическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 4
(теоретическая
подготовка)
Понятие обыгрыша и
командной игры
2
2
Общая физическая
подготовка (ОФП).
2
Ведение мяча на скорости
2
2
Финты и обводка
2
2
2
2
2
2
Передача мяча на скорости
Удары в движении
Упражнения на развитие
силовых и скоростных
качеств
2
Удары в движении
2
2
2
2
2
2
2
Ведение мяча на скорости
Игра в одно-два касания
Обыгрыш как составляющая
часть игры в футбол
2
2
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
Товарищеские игры СК
«Волна»
2
2
Товарищеские игры СК
«Волна»
2
2
Ведение мяча на скорости
2
2
2
2
Ведение мяча в движении
2
2
Финты и обводка
2
2
Финты и обводка
2
2
2
2
Ведение мяча на скорости
2
2
ОФП бег 60м
2
2
2
2
2
2
ОФП бег 60м
2
2
Игровые квадраты
2
2
2
2
Техника ударов
2
2
Передачи в парах
2
2
Обработка мяча в парах
Удары в движении в парах
Финты и обводка
Финты и обводка
Передачи в движении
2
Игровые квадраты
2
Игровая тренировка
2
2
Передачи в движении
2
2
7
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 4
(теоретическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
2
2
2
2
Техника ударов
Передачи в парах
Игровые квадраты
2
2
Игровая тренировка
2
2
Удары в движении в парах
2
2
ОФП бег 60м
2
2
Удары в движении
2
2
Финты и обводка
2
2
ОФП бег 60м
2
2
Движения с мячом
2
2
Финты и обводка
2
2
Удары в движении
2
2
Прием мяча в парах
2
2
Удары в парах
2
2
Финты и обводка
2
2
2
2
2
2
Ведение мяча на скорости
2
2
Игра в одно-два касания
2
2
Передачи в парах
Игровые квадраты
Обыгрыш как составляющая
часть игры в футбол
Игровая тренировка
8
2
2
2
2
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 3 (техникотактическая
подготовка)
Раздел 2 (физическая
подготовка)
Раздел 5 (итоговое
занятие)
2
2
2
2
2
2
Ведение мяча в движении
2
2
Удары в движении в парах
2
2
Товарищеские игры СК
«Волна»
Товарищеские игры СК
«Волна»
Ведение мяча на скорости
Ведение мяча на скорости
2
2
ОФП бег 60м
2
2
Финты и обводка
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Удары в движении
2
2
Итоговое занятие
2
Финты и обводка
Финты и обводка
Ведение мяча на скорости
Финты и обводка
Итого
9
18
126
2
144
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по пожарной и технической
безопасности
Теория: Зачем нужно соблюдать правила пожарной и технической безопасности. Какие
последствия могут быть, если они не соблюдаются. Страховка и самостраховка во время
выполнения тренировочных упражнений. Выучить и выполнять правила техники
безопасности во время всего периода занятий.
Раздел 2. Физическая подготовка
Теория: Знакомство с общеразвивающими и специальными физическими упражнениями,
и спортивными играми с элементами футбола.
Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения в
висах и упорах. Легкоатлетические упражнения. Подвижные игры. Специальная
физическая подготовка – целенаправленное развитие быстроты, скорости, ловкости,
скоростно-силовых качеств. Развитие специальной физической подготовки по различным
направлениям в футболе. Игровые и тренировочные упражнения (теннис-болл, ускорения
и игровые квадраты).
Раздел 3. Технико-тактическая подготовка
Теория: Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий
в футболе. Коллективная и индивидуальная игра и их сочетание. Индивидуальные и
групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол».
Упражнения для развития умения «видеть поле», выполнение заданий по зрительному
сигналу. Тренировочные игры.
Практика: Техника передвижения. Удары по мячу ногой, головой. Техника ведения мяча.
Техника обманного движения. Тренировочные игры. Развитие технических навыков и
умений работать стопой, технические упражнения на развитие данных способностей.
Обучение навыкам пластичного футбола, отработка приемов на развитие данных навыков.
Развитие координации и правильного движения в футболе, отработка упражнений на
развитие данных качеств. Изучение финтов и обводки в футболе. Совершенствование
умений игры один на один. Улучшение скоростно-силовых качеств путем отработки игр
на маленьком пространстве. Ведение мяча как основа игры в футбол.
Раздел 4. Теоретическая подготовка
Теория: Классификация и терминология технических приемов игры в футбол. История
игры (кто изобрел и когда). В чем основная суть игры. История Российского футбола.
Премьер-лига и футбольные клубы России. Какие турниры и первенства бывают.
Формирование знаний о спорте №1 в мире. Изучение комбинационных взаимодействий в
футболе. Теоретические занятия по действиям игрока на позиции во время матча и
тренировок.
Раздел 5. Итоговое занятие
Практика: Выступление на соревнованиях районного и городского масштабов. Игровая
тренировка.
Методическое обеспечение образовательной программы
№
п/п
Раздел/тема
Формы занятий
1
Правила
техники
безопасности
УТЗ (учебнотренировочное
занятие)
2
Физическая
подготовка
Тренировка
3
Правила игры,
организация
соревнований,
система их
проведения
УТЗ
4
Техническая
подготовка
Тренировка
5
Тактическая
подготовка
Тренировка
Приемы и
методы
При изучении
данной темы
используется
объяснение.
Также
используется
метод
иллюстрации
Нагляднопрактические
методы – при
выполнении
общефиз.уприй
При изучении
данной темы
используется
объяснение.
Также
используется
метод
иллюстрации
Нагляднопрактические
методы – при
отработке
техн.приемов
При изучении
данной темы
используется
объяснение.
Также
используется
метод
иллюстрации
11
Дидактический
материал
Формы
подведения
итогов
Памятка
Опрос,
тестирование
----------
Тестирование,
зачет
Памятка, схема,
таблица
Контрольное
занятие
---------
Открытое
занятие, зачет
Схема, модели
Тестирование,
открытое
занятие
Отслеживание результативности учащихся
Критерии уровня усвоения программы
Физическая подготовка:
Умение выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах
(различные виды растяжек на развитие и подготовку опорно-двигательного
аппарата для занятий футболом);
Легкоатлетические упражнения (челночный бег, бег 60, 100 метров, различные
виды ускорений, прыжки в длину с разбега и с места);
Подвижные игры (командное взаимодействие с элементами различных игр);
Выполнение нормативов специальной физической подготовки – целенаправленное
развитие быстроты, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств (нормативы по
бегу 30, 60 и 100 метров, прыжков в длину с места и с разбега, подтягивание и
отжимание);
Игровые и тренировочные упражнения (теннис-болл, ускорения и др.)
Техническая подготовка
Умение выполнять удары по мячу ногой, головой (техника выполнения);
Техника ведения мяча (подход к мячу и касание);
Техника обманного движения. Тренировочные игры (умение выполнять дриблинг,
игровая тренировка с элементами обводки);
Развитие координации и правильного движения в футболе (ведение мяча на
скорости, понимание правильности движений в футболе посредством медленного
выполнения упражнений с мячом);
Изучение финтов и обводки в футболе. Совершенствование умений игры один на
один;
Улучшение скоростно-силовых качеств путем отработки игр на маленьком
пространстве;
Выполнение контрольных нормативов по жонглированию мячом.
Тактическая подготовка
Развитие в тактике и тактических взаимодействиях на поле (разбор действий
учащихся в процессе игры и вне ее);
Умение взаимодействовать и понимать коллективную и индивидуальную игру и ее
сочетание (Индивидуальные и групповые тактические действия);
Командная тактика игры в «мини-футбол»;
Умение «видеть поле», выполнение заданий по зрительному сигналу.
Тренировочные игры.
Уровень усвоения программы:
Низкий;
Средний;
Высокий.
Форма проведения итогового контроля учащихся проводится в конце года
обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной
физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного,
муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с
последующим совместным анализом проведенного мероприятия. Итоговый контроль
проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения
сведений для совершенствования программы и методов обучения.
12
Учебно-методические и информационно обеспечение программы.
Нормативно-правовые основания разработки дополнительных общеразвивающих программ
Дополнительная образовательная программа «Футбол» создана и обновлена на основании
современных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагогов учреждения
дополнительного образования детей:
•
Конституция Российской Федерации;
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Федеральный закон РФ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998, ред. от 17.12.2009, изм. от 21.07.2011г.
•
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020
годы;
•
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики
в области образования и науки»;
•
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012-2017 годы»;
•
Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
•
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020
годы», утверждена 22.11.2012 г., № 3 2148-р;
•
Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от
4 сентября 2014 г. N 1726-р
Информационные источники
Заваров А.: Футбол. - СПб: Питер, 2010;
Кузнецов А.А.: Футбол. Настольная книга детского тренера. - М.: Олимпия,
Человек, 2010
Антипов А.В.: Диагностика и тренировка двигательных способностей в детскоюношеском футболе. - М.: Советский спорт, 2008;
Футбол. - М.: Терра-Спорт, 2004;
Гольдес И.100 легенд мирового футбола. Вып.1 / Гольдес Игорь Вячеславович. М.: Новое дело, 2003;
под ред.: Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова ; рец.: С.Ю. Тюленьков, А.Я. Гомельский:
Спортивные игры : совершенствование спортивного мастерства. - М.: Академия,
2008;
Андреев С.Н.: Мини-футбол в школе. - М.: Советский спорт, 2006;
Монаков Г.В.: Подготовка футболистов. - М.: Советский спорт, 2007;
Литвиненко, А.Ю. Футбол: поурочные программы для учебно-тренировочных
занятий 1-го и 2-го годов обучения ДЮСШ и СДЮШОР. - М.: Российский
футбольный союз; Терра-Спорт, 2008;
Wikipedia.org. Свободная энциклопедия на русском языке;
www.ffspb.ru – сайт федерации футбола СПБ;
footballstory.ru/ - сайт истории футбола;
http://www.teoriya.ru/ - теория и практика физической культуры;
13
http://amfr.ru/edu/mishka/ - сайт ассоциации мини – футбола России.
Общероссийский проект мини - футбол в школу;
http://www-rohan.sdsu.edu/dept/coachsci/index.htm - наука о тренерской работ
14