РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол№ 8
от «30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа 2021г
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
«ФОРТЕПИАНО»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8-15 лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Адилгереева Н.Ю.
с.Карабудахкент
2021г.
1. Пояснительная записка
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Фортепиано» (далее – программа)
составлена в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
Концепцией
развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам
(утвержден
приказом
Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
уставом учреждения;
Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к
содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами
дополнительного образования.
1.2. Программа
является
дополнительной
общеразвивающей
программой
художественной направленности.
1.3. Программа первого года обучения относится к стартовому уровню сложности
освоения образовательных результатов, второго и третьего – к базовому уровню.
Программа первого года обучения предусматривает освоение учащимися общих
сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении
представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении.
Она является переходной к базовой общеразвивающей программе обучения.
Программа второго и третьего года обучения предназначена для учащихся, имеющих
выраженный интерес к её содержанию. Она предполагает возможность осмысления
учащимися имеющегося у них опыта в выбранной деятельности, углубления
теоретических знаний и практических умений, самостоятельного переноса знаний и
умений в новую ситуацию.
1.4. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по развитию
творческих способностей учащихся, формированию широкого музыкального
кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных, творческих
и исполнительских способностей.
1.5. Назначение программы:
2
1) дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им
составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её
освоении;
2) сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной
грамотности:
рассказать о конкретном виде деятельности;
выполнять основные действия;
объяснить причины выбора данного вида деятельности.
1.6. Цель – формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической
культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в
культуротворческой деятельности через приобщение к музыкальному искусству,
обучение игре на фортепиано, развитие их исполнительских и творческих
способностей..
1.7. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с
возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой
физического состояния.
1.8. По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит
элементы развивающей творческие способности деятельности.
1.9. По уровню формирования и развития личности программа является
развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на
получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование
предметных учебных умений и универсальных учебных действий в этом виде
деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
1.10. Исходной теоретической основой программы являются положения о
предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии
с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
формировании устойчивого интереса к музыкальному искусству как форме
нравственно-эстетического воспитания;
первостепенной значимости
игры на фортепиано, как неотъемлемой части
воспитания музыканта на всех этапах обучения.
1.11. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе,
позволяющем более полно приблизить формирование знаний, умений и навыков игры
на фортепиано к индивидуальным физиологическим, психологическим и
интеллектуальным особенностям каждого учащегося, способствовать развитию общей
музыкальной грамотности учащегося и расширению его музыкального кругозора, а
также воспитанию любви к классической музыке и музыкальному творчеству.
1.12. Программа построена на технологии дифференцированного подхода,
учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
1.13. Срок реализации программы:
программа рассчитана на 1 год обучения;
общая продолжительность обучения составляет 144 часов
1.14. Режим занятий:
3
занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 45 минут с
10мин.переменой
1.15. На освоение программы стартового уровня принимаются все желающие без
предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний
(процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на
вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень полученных
учащимися знаний в рамках общего образования и осуществлять корректировку и
индивидуализацию процесса её освоения.
1.16. Возраст учащихся: 8 – 15 лет,
Организационные формы обучения – индивидуальные аудиторные занятия с созданием
творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и
возможность активизации индивидуального участия.
1.17. Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
1.18. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости.
1.19. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в
концертах Центра, муниципального района.
1.20. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
1.21. Формы подведения итогов реализации программы:
текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия
и направлен на формирование и закрепление учебных умений;
оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в
конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в
приложении № 1, базового уровня – в приложении № 2.
Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки
результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте
оценки предметных результатов.
2. Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
в течение всего периода освоения программы:
1. личностные:
формировать у учащихся собственной системы мотивов и направленности
деятельности;
формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру
общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
формировать у учащихся стремление к самореализации;
обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений,
необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
2. метапредметные – формировать у учащихся умения:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
4
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
владеть
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
работать с информацией и использовать информационные технологии в своей
деятельности.
3. образовательные (предметные):
формировать у учащихся умение воспринимать различные виды искусства как
специфическую форму познания и преобразования мира;
расширить и углубить знания учащихся о творчестве деятелей отечественной и
мировой культуры посредством её изучения и осмысления;
формировать у учащихся готовность беречь, охранять и преумножать культурные
ценности;
формировать у учащихся потребности в обогащении знаний и умений в различных
видах искусства и творческой деятельности;
способствовать воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному в
действительности, труде, общественной жизни.
1) познакомить с инструментом фортепиано, основными приемами игры;
2) способствовать овладению основными приёмами игры на фортепиано, развитию
музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
3) приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения
произведений;
4) научить:
правильной
постановке рук, пальцевой технике, приемам звукоизвлечения,
основным видам штрихов;
грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) произведения;
5) способствовать развитию музыкальных способностей: ладового чувства,
музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
4. Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Инвариантные предметные знания:
о
художественной деятельности как специфической форме познания и
преобразования мира;
о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО и другие).
5
в исполнительском искусстве:
о музыкальной и исполнительской культуре;
о
выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах
исполнительского искусства;
о технике игры на фортепиано.
Инвариантные учебные умения:
в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла
с использованием выразительных средств художественного творчества;
в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к
шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
в
восприятии произведений художественного творчества, высказывании
аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).
в исполнительском искусстве:
в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкальноисполнительских замыслов;
во владении техникой игры на фортепиано.
Специальные предметные знания:
приемы игры на фортепиано, как двигательные, так и приемы звукоизвлечения;
нотная грамота и музыкальные термины;
строение различных видов гамм (мажорные, минорные, хроматические), аккордов
(трезвучия с обращением) и арпеджио;
виды полифонии и произведений крупной формы и их строение;
различные музыкальные стили и жанры;
понимание характера исполняемых произведений;
поведение во время концерта;
Специальные учебные умения:
правильно сидеть за инструментом, правильно ставить руки;
играть гаммы до трех знаков включительно одной и двумя руками;
читать с листа произведения средней сложности;
умение подобрать несложную мелодию и аккомпанемент на слух;
самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять на фортепиано
различные произведения, учитывая особенности аппликатуры, соблюдая
динамические и агогические оттенки, приёмы игры, способы звукоизвлечения и
звуковедения;
исполнять произведения в ансамбле с педагогом или другим учащимся;
правильно вести себя на сцене.
6
Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих
универсальных учебных действий:
1) личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2) регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся
организацию своей учебной деятельности:
овладение
способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров;
3) познавательных универсальных учебных действий, включающих:
умение
ориентироваться
в
культурном
многообразии
окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
формирование доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
4) коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную
компетентность:
учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка
вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
7
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.
5. Ожидаемые результаты
Предметными результатами освоения программы являются:
инвариантными:
1) учащиеся расширят и углубят знания:
о
художественной деятельности как специфической форме познания и
преобразования мира;
о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО и другие).
в исполнительском искусстве:
о музыкальной и исполнительской культуре;
о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах искусства
игры на фортепиано;
о различных техниках игры на фортепиано;
о различных жанрах музыкального искусства;
о различных жанрах фортепианной музыки в творчестве русских и зарубежных
композиторов;
об основных понятиях музыкальной грамоты (ноты, ритм, лад, тональность,
интонация, интервалы, аккорды.
2) у учащихся продолжится формирование умений:
в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла
с использованием выразительных средств художественного творчества, различных
художественных материалов;
в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к
шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
в
восприятии произведений художественного творчества, высказывании
аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).
в исполнительском искусстве:
в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкальноисполнительских замыслов;
8
во владении техникой игры на фортепиано.
3) у учащихся будет осуществляться воспитание:
ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной
жизни;
готовности беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и
творческой деятельности.
специальными:
1) учащиеся расширят и углубят знания:
первого года обучения:
о строении инструмента, его выразительных возможностях;
о нотах и их расположении на клавиатуре;
об основах нотной грамоты;
о правилах посадки за инструментом, положении корпуса, рук, ног;
об основных способах звукоизвлечения;
об
основных приемах звукоизвлечения, названиях основных динамических
оттенков;
о
произведениях разных жанров: народных песнях, пьесах песенного и
танцевального характера, пьесах с элементами полифонии, этюдах.
о произведениях разных жанров: этюдах, разнохарактерных пьесах с элементами
полифонии.
2) у учащихся продолжится формирование умений:
первого года обучения:
правильно и удобно сидеть за инструментом;
контролировать свободу аппарата;
воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;
осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
эмоционально воспринимать музыку;
передавать характер музыкального произведения;
исполнять небольшие произведения двумя руками с использованием различных
видов звукоизвлечения и динамических оттенков.
6. Учебный план
№
п/п
1
2
3
Название раздела, темы
Вводное занятие
Постановка пианистического
аппарата
Расположение нот на нотоносце
и клавиатуре фортепиано
Количество часов
Формы
всего теория практик аттестации/контро
ля
а
2
2
4
4
наблюдение
6
9
1
5
наблюдение
4
Мелодия, фраза, цезура
6
2
4
наблюдение
5
Слуховые различия
простейших длительностей
Лад. Тональность
8
3
5
наблюдение
6
2
4
наблюдение
6
1
5
наблюдение
18
-
18
наблюдение
4
1
3
наблюдение
4
1
3
наблюдение
10
-
10
наблюдение
8
2
6
наблюдение
14
-
14
наблюдение
14 Развитие технических навыков
(упражнения, этюды, гаммы)
15 Подбор репертуара
4
-
4
наблюдение
6
-
5
наблюдение
16 Педаль и педализация
6
1
4
наблюдение
17 Полифония и её виды
8
2
6
наблюдение
18 Чтение с листа
6
-
6
наблюдение
20 Подбор репертуара
6
-
6
наблюдение
2
-
1
исполнение пьес
144
17
127
6
Основные приемы
звукоизвлечения (legato,
nonlegato, staccato)
8 Индивидуальный подбор
репертуара
9 Игра гамм одной и двумя
руками
10 Иностранные обозначения
темпов, динамики
11 Подбор репертуара
7
12 Интервалы. Аккорды.
Трезвучия и их обращения
13 Подбор репертуара
21
Итоговое занятие
Всего
6. Содержание учебного плана
Вводное занятие (2ч) Знакомство с планом работы объединения. Знакомство с
инструментом. Беседа об устройстве фортепиано, регистрах, октавах.
10
Постановка пианистического аппарата (4ч) Правильная посадка за фортепиано.
Упражнения на освобождение плечевого пояса.
Расположение нот на нотоносце и клавиатуре фортепиано (6ч) Нота и нотоносец.
Нотная запись. Октавы. Практические занятия.
Мелодия, фраза, цезура(6ч) Мелодия, из чего она состоит. Практические занятия.
Слуховые различия простейших длительностей (8ч) Длительности и счет. Понятие
ритма. Знакомство с простыми ритмическими рисунками. Практические занятия.
Лад. Тональность (3ч) Два основных лада в музыке. Основной тон, понятие
тональности. Практические занятия.
Основные приемы звукоизвлечения (legato, nonlegato, staccato) (6ч) Знакомство с
приемами звукоизвлечения. Практические занятия.
Индивидуальный подбор репертуара (18 ч) Закрепление пройденного на основе
соответствующего репертуара. Практические занятия. Индивидуальный зачет.
Игра гамм одной и двумя руками (4ч) Понятие гаммы. Правила игры гамм,
аппликатура. Практические занятия.
Иностранные обозначения темпов, динамики (4ч) Знакомство с иностранными
обозначениями музыкальных терминов. Работа над выбранным репертуаром.
Подбор репертуара (10ч) Произведения для двух рук. Практические занятия.
Интервалы. Аккорды. Трезвучия и их обращения (8 ч) Виды интервалов, аккордов.
Их обращения. Упражнения. Практические занятия.
Подбор репертуара (14ч) Работа над выбранными произведениями. Практические
занятия.
Развитие технических навыков (упражнения, этюды, гаммы) (4ч) Упражнения на
технику. Игра гамм. Этюды. Закрепление приобретенных навыков.
Подбор репертуара (6 ч) Работа над выбранными произведениями. Практические
занятия.
Педаль и педализация (6ч) Знакомство с педалью. Правила педализации. Подбор
соответствующего репертуара. Практические занятия.
Полифония и ее виды (8 ч) Полифония: история, виды. Подбор соответствующего
репертуара. Практические занятия.
Чтение с листа (6 ч) Развитие навыков чтения с листа легких пьес. Практические
занятия.
Подбор репертуара (6 ч) Работа над выбранными произведениями. Практические
занятия, репетиции.
Итоговое занятие (2 ч) Исполнение пьес.
7. Календарный учебный график
1.
2.
3.
Период освоения программы
Продолжительность учебного
года
Нерабочие праздничные дни
01 сентября – 31 мая
36 недель
11
Продолжительность освоения
1 год
программы
5. Общая продолжительность
108 учебных часов (36 учебных часов в год)
обучения
6. Время проведения учебных
ежедневно, включая выходные дни, с 8.00 до
занятий
20.00
по
расписанию,
утвержденному
директором Центра
7. Режим занятий
занятия проводятся 2 раз в неделю по 1
занятию продолжительностью 45 минут
8. Основная организационная
индивидуальные аудиторные учебные занятия
форма обучения
с индивидуальным подходом
9. Формы проведения
аудиторные практические занятия с изучением
основ теоретических знаний
10. Система и форма обучения
безоценочная система, очная форма обучения
11. Формы подведения итогов текущий контроль, осуществляемый в
реализации программы
процессе проведения каждого учебного
занятия, направленный на закрепление
материала по изучаемой теме и на
формирование учебных умений;
оценка результатов освоения программы
стартового уровня проводится педагогом в
конце учебного года без специально
отведённого времени по методике, изложенной
в приложении № 1, базового уровня – в
приложении 2.
Оценка личностных и метапредметных
результатов
самостоятельным
объектом
оценки
результатов
образовательной
деятельности не является. Они учитываются в
контексте оценки предметных результатов.
4.
8. Методическое обеспечение
Программа учебного курса строится в соответствии со следующими основными
методами:
обучения
– словесными, наглядными, практическими, объяснительноиллюстративными, репродуктивными;
воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;
Формами организации образовательного процесса являются индивидуальные
аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы,
стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность
активизации их индивидуального участия.
Формы занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ
теоретических знаний.
12
В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации
обучения, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие
у учащихся:
самостоятельности и креативности мышления;
исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
коммуникативной
культуры (умений участвовать в коллективном поиске,
аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
потребности в непрерывном образовании.
Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие,
являющееся:
моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса,
предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и
универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими
учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются
учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся,
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном,
физическом совершенствовании в ходе реализации программы.
Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных
умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.
Содержание учебных занятий определяется программой.
Учебное занятие должно:
быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и
уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и
творческих способностей их личности и информационную безопасность в
соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых
актов.
предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой
деятельности.
Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:
создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности
учащихся;
целесообразно расходовать время занятия;
применять разнообразные педагогические средства обучения;
осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и
учебных умений.
13
Учебное
занятие
должно
представлять
собой
последовательность
организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного,
итогового, рефлексивного, информационного этапов.
В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники
безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной
охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
Объектом деятельности на учебных занятиях должно быть исполнительское
искусство как форма проявления жизнедеятельности учащегося. Музыкальноэстетическое воспитание учащихся должно происходить через вовлечение их в процесс
художественного созидания.
Содержательными принципами построения учебных занятий как занятий
творчества являются:
1) создание у учащихся целостного представления об исполнительском искусстве;
2) целостность теоретической и практической творческой деятельности. Причастность
к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создаёт условия,
включающие особые психические механизмы, которые обеспечивают способность
учащихся к преобразовательной деятельности.
3) построение занятий на основе принципов доступности, индивидуального и
дифференцированного подхода, что позволит создать благоприятную для учащихся
обстановку, располагающую к творчеству, стимулировать их творческую активность.
Тематика учебных занятий предусматривает:
поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих
ценностей музыкального искусства, этико-эстетических богатств его художественных
образов;
постепенное накопление опыта игры на фортепиано;
воспитание внутреннего слуха, понимаемого как умение услышать партнёра и
интонации автора.
Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся
играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в
конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих
конкурсах.
Большую роль в качественном усвоении учебного материала играет оборудование
и оснащение учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными
и раздаточными материалами, необходимыми для выполнения учебной программы:
задания и памятки, нотные сборники, нотные тетради, наглядные пособия (нотный
стан, обозначения интервалов и аккордов).
9. Материально-техническое оснащение
1.
2.
3.
4.
5.
Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
Наличие репетиционного зала (сцена).
Фортепиано.
Музыкальный центр, ноутбук.
Нотный материал, подборка репертуара.
14
6.
7.
8.
9.
Аудиозаписи в формате MP3.
Записи выступлений, концертов.
Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
10. Литература
1. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой. [Текст] / А. Артоболевская. - М., 1985.
– 101 с.: ноты.
2. Евстигнеева, Л. А. Методика обучения игре на фортепиано [Электронный ресурс]. текстовые данные (684 Кб). - Тольяттинская консерватория, 2010.
3. Первые шаги маленького пианиста. Сост. Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина
[Текст] / Т. Взорова, Г. Баранова, А. Четвертухина. – М.: Музыка, 1989. – 93 с.: ноты.
4. Печковская, М. П. Букварь музыкальной грамоты. [Текст] / М. Печковская. – М.
международная программа образования, 1996. – 86 с.: ноты.
5. Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. [Электронный ресурс]
/ текстовые данные (4,7 Мб). - М.: Советский композитор,1986.
6. Фортепианная игра. Под редакцией А. Николаева. [Текст] / А. Николаев. – М.:
Музыка, 1988. – 189 с.: ноты.
7. Цыпин, Г. Обучение игре на фортепиано. [Электронный ресурс] / текстовые данные
(1,6 Мб). - М.:1974.
15