РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол№ 8
«30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа 2021г.
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
«Поющие сердца»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 7-15 лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Магомедова Юлдуз Хаджимурадовна
с.Карабудахкент
2021г.
Содержание
Комплекс
основных
характеристик
дополнительной с. 3
общеразвивающей программы «Поющие сердца»
1.1. Пояснительная записка
с. 3
1.2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы
с. 5
«Поющие сердца»
I.
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Поющие сердца»
Учебный план
Содержание учебный плана
1.4. Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей
программы «Поющие сердца»
II. Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеразвивающей программы «Поющие сердца»
2.1. Условия
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы «Поющие сердца»
2.2. Методические материалы
2.3. Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы «Поющие сердца»
2.4. Оценочные материалы
Список литературы для работы педагога с учащимися
Список литературы для родителей и учащихся
Приложение Содержание инструктажа по технике безопасности 1.
с. 6
с. 6
с. 8
с. 18
с. 19
с. 26
с. 27
с. 29
с. 29
с. 30
с. 30
с. 32
2
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы «Поющие сердца»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности «Поющие сердца» разработана
на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования
детей от 04 сентября 2014г. № 1726-р, Приказа Минпросвещения России от
09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам",
методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и
науки Российской Федерации (информационное письмо Минобороннауки
России от 18.11.2015г. № 09-3242), Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии СанПиН (от
04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»).
Данная программа имеет художественную направленность.
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство
красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек
начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки,
приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию
творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для
творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение,
пение народных и современных песен.
Актуальность. В современном мире всё большее количество молодых
людей приобщаются к современным направлениям в музыке, хотят
реализовывать свой творческий потенциал на сцене, найти свою
идентичность, свою оригинальность. Главное же отличие эстрадного вокала
от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста.
Эстрадный вокал, обычно по своему звучанию, определяют, как нечто
среднее между академическим или классическим вокалом и народным
вокалом. Задача эстрадного певцазаключается в другом - в поиске
своего оригинального звука, своейсобственной, характерной, легко
узнаваемой манеры пения, а также сценического образа. Таким образом,
основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование
I.
3
своего неповторимого, уникального голоса вокалиста, творческой харизмы,
становление зрелой творческой личности.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют
эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное
состояние детей. Программа направлена на индивидуальное обучение
вокалу, формирует личность ребенка, развивает художественный вкус,
память,
образное
мышление,
артистизм,
развивает
творческую
индивидуальность, укрепляет здоровье, воспитывает любовь к музыке всех
жанров и направлений, позволяют полностью раскрыть весь потенциал
ребенка.
Новизна программы состоит в применении здоровьесберегающих
технологий; в возможности сочетания традиционных и инновационных
методов обучения, воспитания и развития детей; в представлении
практических упражнений, как по эстрадному вокалу, так и по мало
изученным (в процессе обучения) приемам пения как: драйв, субтон,
обертоновое пение. Осуществление межпредметной связи в обучении, опора
на знания и навыки, которые учащийся получает на уроках сольфеджио,
сценического движения, расширение музыкального кругозора учащихся на
занятиях в вокальном ансамбле; диагностике образовательного процесса на
основе мониторинга. Эстрадный вокал - это очень широкий спектр
различных жанров.
Так же особое место уделяется концертной деятельности: учащиеся
исполняют произведения в рамках внутриучрежденческих, районных
праздников, посвященных разным памятным датам, и на различных
конкурсах.
Адресат программы
Дети 7-15 лет. Принимаются все желающие.
Объем и срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия по 2 часа 2раза в неделю
Проводятся по 45мин, с10 мин. перерывом, 144 часа в год.
1.2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы
«Поющие сердца»
Цель программы: раскрытие и постепенное развитие индивидуальных
творческих способностей детей через вокально-сценическое искусство.
Задачи программы:
обучающие:
Сформировать вокальные навыки (звукообразование, музыкальный
строй, ансамбль и т.д.);
4
обеспечить усвоение музыкальных знаний (музыкально-теоретические
понятия, основы истории музыки);
обучить навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы
над своим голосом и репертуаром;
научить разбираться в музыкальном содержании и
форме
произведения, в идейной и эмоциональной сущности текста (его
содержания, настроения, кульминации).
воспитывающие:
прививать любовь к сцене и желание заниматься концертной
деятельностью.
воспитывать личность, способную к творчеству, обладающую
художественным вкусом;
формировать социальную активность и грамотность, нравственные
качества, музыкально-эстетические взгляды и творческую активность;
формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
создать условия для развития патриотизма, воспитания уважения к
истории;
содействовать в формировании социально-ориентированной личности
подростка, способной адаптироваться в современных условиях;
развивать потребности в творческом труде, самопознании,
саморазвитии и профессиональном самоопределении;
приобщать к богатству общечеловеческой культуры, духовным
ценностям своего народа, формирование осознанного стремления
ребенка к дальнейшему духовному обогащению;
воспитывать художественное мировоззрение, музыкальный вкус
подлинно культурного певца;
развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.
развивающие:
развивать творческие способности детей и подростков посредством
музыки;
развивать способность эмоционального отклика на музыку и другие
виды искусства;
5
развивать вокальный слух и певческий голос, чувство ритма, четкость
дикции;
развивать музыкальный вкус.
Процесс реализации Программы направлен на формирование
следующих компетенций:
коммуникативные навыки и способности - навыки общения в
коллективе;
ценностно-смысловые – это готовность ребенка видеть и понимать
окружающий мир;
общекультурные – это осведомленность учащихся в особенностях
национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных
основах жизни человека;
сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие
в команде;
саморазвитие - способность организовывать свою деятельность,
самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление
умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять
действия, чтобы получить ожидаемый результат;
1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Поющие сердца»
Учебный план
№
п/п
Тема занятий
6.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ
РАБОТА.
Вводное занятие.
Прослушивание голосов.
Постановка корпуса и
головы в пении.
Освобождение голосового
аппарата.
Распевание.
Гласные и
согласные
звуки.
Певческое
дыхание.
Вдох и выдох.
Вокальная позиция.
7.
Ансамбль. Унисон.
1.
2.
3.
4.
5.
Количество часов
Всего Теория Практика
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
6
2
4
6
2
4
6
2
4
Формы
аттестации и
контроля
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение.
Педагогическое
6
Средства
выразительности.
9. Вокальные упражнения
10. Разучивание песен.
8.
11. Сценический
образ,
сценическое движение.
МУЗЫКАЛЬНОТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
12. Основы
музыкальной
грамоты.
13. Развитие
музыкального
слуха,
музыкальной
памяти.
14. Развитие чувства ритма.
15.
16.
17.
18.
19.
ТЕОРЕТИКОАНАЛИТИЧЕСКАЯ
РАБОТА
Беседа о гигиене
певческого голоса
Народное творчество
Беседа
о
творчестве
композиторов-классиков
Беседа
о
творчестве
современных
композиторов
Просмотр
видеозаписи
выступления детей на
Евровидении.
КОНЦЕРТНОИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Посещение
концертов
различных творческих
коллективов.
6
2
6
44
4
6
44
8
наблюдение.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение.
10
2
4
4
Опрос.
4
4
Педагогическое
наблюдение.
4
2
2
2
Опрос.
2
4
2
4
Кроссворд.
Опрос.
4
4
Опрос.
4
4
Опрос.
2
Педагогическое
наблюдение.
6
6
Педагогическое
наблюдение.
21. Репетиции и концертные
выступления.
10
10
Педагогическое
наблюдение.
22. Итоговое занятие.
2
2
Педагогическое
20.
7
наблюдение.
Итого:
144
44
100
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Прослушивание голосов.
Теория: Повторение. Техника безопасности и санитарно-гигиенические
требования. Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на
занятии. План работы объединения на год. Введение в образовательную
программу на год обучения. Экскурс в историю музыки и вокального
искусства.
Практика: Прослушивание голосов. Игры на знакомство, на сплочение
коллектива.
2. Постановка корпуса и головы в пении
Теория: Начиная заниматься с учеником, следует обратить внимание на
некоторые внешние моменты: на установку корпуса, головы.
Певец сразу должен привыкать к естественной, непринужденной,
красивой позе, исключающей всякие зажимы внутри и тем более судорожно
сведенные руки, сжатые кулаки и т. д., лишние сопутствующие движения,
которые отвлекают внимание и нарушают гармонию. Внимание к позе, к
установке корпуса создает ту мышечную "подобранность", что необходима
для успешного осуществления такой сложной функции, как певческая.
Особенно важно это в период обучения, когда формируются певческие
навыки. Если мышцы распущены, поза вялая, пассивная - трудно
рассчитывать на быстрое развитие нужных навыков. Надо всегда помнить,
что мышечная собранность, в сущности, есть нервно - мышечная
собранность, что мобилизация мышц одновременно мобилизует и нервную
систему.
Следует обращать внимание и на лицевую мускулатуру, ее
спокойствие или, напротив, напряженность в пении. Не должно быть гримас,
все подчинено общей задаче - выражению содержания произведения.
Свободное лицо, свободный рот, мягкий подбородок - необходимые условия
верного голосообразования.
Практика: Упражнения на физическое и эмоциональное расслабление.
3. Освобождение голосового аппарата. Распевание.
Теория: Для того, чтобы освободить голосовой аппарат, необходимо
прежде всего знать – что именно нуждается в освобождении. На занятии
нужно максимально ясно рассказать и показать учащемуся – из чего состоит
наш голосовой аппарат. На распевках прочувствовать все органы голосового
аппарата и расслабить их.
8
Голосовой аппарат – это система взаимосвязанных органов, участвующих в
образовании голоса. Условно их можно разделить на следующие группы:
Органы дыхания и дыхательные мышцы, голосовые связки, гортань
резонаторов.
Органы дыхания включают в себя легкие, межреберные мышцы,
обеспечивающие вдох и выдох, а также диафрагму, отделяющую легкие от
органов брюшной полости. Дыхательные мышцы играют огромную роль в
формировании т.н. опертого звука, легким отводится лишь функция
накопления воздуха.
Гортань – верхняя часть дыхательного горла. В ней находится надгортанный
хрящ, перекрывающий дыхательные пути при глотательном рефлексе, а
также главный орган вокалиста – голосовые складки, обеспечивающие
фонацию. Голосовые связки – это два парных эластичных образования из
соединительно-мышечной ткани, которые смыкаются в процессе пения. Они
выполняют функцию вибратора, генерируя звуковые колебания. Их длинна и
толщина определяют границы диапазона, примарный тон и степень
подвижности голоса.
Практика: Распевание, упражнения на физическое и эмоциональное
расслабление «Цветок», «Утренняя роса», «Шалтай-Болтай», «Кораблик»,
«Ветер».
4. Гласные и согласные звуки.
Теория: Гласные звуки образуются только голосом, в них нет «шума», так
как при их произношении воздух свободно проходит через полость рта.
Каждый звук требует определённого положения рта, губ, языка. Форма рта,
присущая данному гласному звуку, должна быть точной и неизменной до
конца его протяженности. Поэтому в дикции в первую очередь нужно
добиваться правильного произношения гласных звуков. Как известно в
русском языке шесть гласных:(И, Э, А, О, У, Ы).
Остановимся на произношении каждого из них.
И – рот раскрыт слегка, растянутые губы соприкасаются с зубами, кончик
языка касается нижних зубов.
Э – губы растянуты, язык, имеющий несколько выпуклую форму, лежит на
нижних зубах и подается вперед.
А – язык лежит плоско с продольным углублением, касаясь кончиком
нижних зубов, губы образуют большой овал.
О – губы выдвинуты немного вперёд и имеют округлую форму, язык
несколько приподнят у корня.
У – губы вытянуты вперёд, язык несколько оттянут назад, спинка его
приподнята, а корень опущен.
9
Ы – губы слегка растянуты на столько, что можно вставить мизинец, язык
касается только четырех коренных зубов, кончик языка оттянут назад и
приподнят. В упражнениях гласные «И, Э, А, О, У, Ы» - артикулируются
сначала беззвучно несколько раз, затем следует произносить их уже вслух
несколько раз подряд, следя за чёткостью и правильностью артикуляции.
В русской речи очень важно делать правильные ударения в словах. Слог,
на который падает ударение, называется ударным. Соответственно в слове,
каким бы длинным оно не было, может быть только один ударный слог с
выделением какой-либо гласной.
И – всегда звучит одинаково независимо от ударения, но после Ж, Ш, Ц,
произносится как Ы (жизнь).
Э – всегда произносится глубоко (этот, экипаж).
А – под ударением произносится ясно (цапля, красота).
А – без ударения в начале слова или в конце, а также в первом предударном
слоге произносится ясно (арбуз, красиво).
О – произносится как «О» только под ударением, без ударения звучит как
«А», подчиняясь всем правилам произношения «А».
У и Ы – всегда произносится одинаково.
Согласные звуки являются как бы каркасом слова и в донесении слова до
слушателей играют решающую роль. Чёткое и ясное произношение их –
важнейшее условие вокальной дикции. Согласно закона орфоэпии, звонкие
согласные в конце слова звучат в речи, как соответствующие им глухие: лоб
– поп, снег – спек. Если рядом стоят звонкий и глухой звуки, причём
безразлично в каком порядке, то в произношении первый уподобляется
второму, то есть: звонкий + глухой = 2 глухих (подкова – поткова, бабка –
бапка); глухой + звонкий = 2 звонких (отгадать – отгадать).
На стыке двух слов согласные разделяются. Например: «Го-тов, ве-сь
мир; за-тем мы наш; по-ём мы песню». В слиянии двух согласных вторая
согласная выговаривается более активно. (Взды-ма-ет,встре-пе-не-цца).
Слоги «тся», «ться» поютсякак «цца» (встрепенёцца, пробирацца). Слог
«ся» - как «са» (закружилса). Слог «го» в конце как «во» (каво, ево). Для
чёткости дикции согласные подменяют друг друга, например:«с» на «з»
(скромный-зкромный, бессмертный-безсмертный, расскажи-разскажи), «г»
на «к» (друг-друк), «б» на «п» (дуб-дуп), «д» на «т» (парад-парат, сад-сат),
«в» на «ф» (красив-красиф).
Сочетания слогов «чн», «чт» подменяются на «ш» (скучно-скушно),
кроме случаев, когда при подмене теряется смысл слова. Сочетание «сч»
поётся как «щ» (счастье-щастье, счёт-щёт).
Сочетание «тс» поётся как «ц». Иногда одна из согласных вовсе
выпадает: (солнце-сонце, поздний-позний, сердце-серце).
Исходя из этих правил, необходимо тщательно прорабатывать
стихотворный текст. Чёткость согласных звуков не должна прерывать
связного звучания, тем самым не будет прерываться каптилена. Надо всегда
помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, чётко и
10
легко. Они не могут разбивать поток гласных и сцепление гласных между
собой. Тем самым будет правильно организован и поток согласных.
Необходимо следить за осмысленным и эмоционально насыщенным
пропеванием слов.
Практика: Упражнения на гласные звуки.
5. Певческое дыхание. Вдох и выдох.
Теория: Правильное дыхание – один из главных навыков, которым
овладевают при обучении вокалу. Дыхание - путь к энергии. Певческое
дыхание – это фундамент звукообразования, который дает силу и
длительность звука, а также дает тембровую окраску звука Певческое
дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха.
Голосообразованию предшествует вдох, который берётся активно и
бесшумно, достаточно глубоко с ощущением полу зевка. При вдохе не
следует стараться набирать большое количество воздуха, т.к. затрудняется
подача звука.
Чтобы вдох был достаточным глубоким и полным, воздух надо набирать в
нижний отдел грудной клетки, расширяя нижние ребра в стороны. Певческий
вдох и выдох разделяются мгновенной паузой — задержкой дыхания, после
чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед выдохом
является моментом фиксации положения вдоха или иначе, вдыхательной
позицией. Основной задачей певческого выдоха является плавное и
экономное расходование дыхания, взятого на фразу.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается
нижнерёберно - диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания грудная
клетка и диафрагма активно включены в работу. Вдох сопровождается
одновременным движением диафрагмы и нижних рёбер, что позволяет
достигать полного вдоха. Диафрагма сокращаясь, активизирует мышцы
живота и окончания нижних рёбер, раздвигая их в стороны.
Сравнительная характеристика певческого и речевого дыхания.
Общие черты: вдох и выдох.
Обычное дыхание: грудное – поверхностное; темп ритм и объём дыхания
– равномерный.
Вокальное дыхание: тип дыхания – диафрагматическое, т. е. глубокое;
характер дыхания – волевой; ритм – ассиметричный; вдох – короче, выдох –
длиннее; объём дыхания зависит от певческих задач.
Практика: Приемы, которые помогают выработать правильное вокальное
дыхание.
Сидя (стоя, лежа) 8 раз – выдох на согласных «С», «Ж», «З»
короткий вдох через нос, равномерный выдох на звук «С» и «З», губы в
полуулыбке, язык упирается в нижние зубы.
Звук «Ж» - губы вытянуты вперед, звучание низкое, звук
резонирующий в груди (ладони приложить к груди и почувствовать
вибрацию)
11
Взять стакан с водой и коктейльной трубочкой; вдох через нос,
медленно в течение 3-5секунд выдыхать воздух в трубочку, чтобы вода не
разбрызгивалась.
На основе дыхательной гимнастики Н.А. Стрельниковой
используют адаптированное упражнение над вокалом «Насос» и «Обними
плечи» - его можно использовать как в вертикальном положении, так и
слегка нагнувшись вперед. Оно помогает убрать воздух из грудной клетки
и подключить диафрагмальное дыхание.
6. Вокальная позиция.
Теория: Позиция всех составляющих голосового аппарата, начиная с
диафрагмы, брюшной полости и заканчивая низко уложенными,
расслабленными связками в гортани и даже кончиком языка во время пения.
Низкая вокальная позиция, которую также называют опертым речевым
интонированием распространенная в джазовом направлении пения. Также ее
используют некоторые рок-музыканты. При таком пении преобладающими
являются речевые форманты. При пении в высокой позиции расширяется
диапазон, а голос становится подвижным контролируемым и живым.
Достигается это благодаря тому, что в работу включаются головной
механизм голосовых связок. Чтобы создать красивое звучание с правильным
тембром необходимо не только выработать правильное дыхание, но и
научится петь в высокой позиции.
Если звук расположен правильно, то это позволяет создавать такие
условия, при которых исполнителю легко петь и контролировать свой голос.
Звучание в таком случае красивое и объемное.
Для пения в высокой позиции необходимы сочетание парильного
дыхания, головного и грудного резонирования в правильном количестве.
Чтобы выработать высокую позицию звучания нужно соблюдать
определенные приемы. Первое это то, что мышцы надставной трубки (языка,
челюсти, ротовой полости) должны быть свободны, расслаблены и
максимально эффективны.
Также важно научиться использовать прием зевка. При этом зевок
должен быть не полным, а скрытым.
Суть заключается в том, что при не полностью открытой ротовой полости
и расслабленной челюсти, нужно подтягивать небную занавеску. Очень
важно следить за тем, чтобы не опускался корень языка, так как это приведёт
к тому, что головные резонаторы не будут работать.
Исполнитель должен научиться ощущать поднятия твердого неба, при
этом
он
может
делать
небольшой
подъем
головы.
Благодаря этому приему, создается впечатление того, что звук
концентрируется в купол. При этом исполнителю легко управлять и
контролировать голос, вырабатывается дыхание, которого достаточно для
исполнения длительной фразы. Когда звук находиться в так называемом
куполе, исполнитель сам чувствует, что звук легко извлекать, им легко
12
управлять. При этом голосовые связки не устают, а дыхательный аппарат
работает правильно. Также такая фокусировка звука позволяет направлять
его вертикально (использовать головные резонаторы) что максимально
усиливает громкость пения. Не секрет, что в основе пения лежат гласные
звуки. Купол является тем местом, где формируются эти звуки, что позволяет
контролировать голос, придавать ему нужную интонацию, тембр и окраску.
Исполнитель должен ощущать высокий гласный звук, направленный в купол,
другими словами звук в высокой позиции.
Для того
чтобы
выработать
такое
умение
необходимо:
- научиться вырабатывать произвольный (скрытый зевок) без звука.
- выработать скрытый зевок, выговаривая при этом речитатив
- уметь петь на скрытом зевке. Люди не разговаривают на зевке, однако для
усиления головных резонаторов необходимо научится петь на зевке.
- уметь чувствовать купол, для этого помогает так званый “прием улыбки”.
Легкая улыбка позволяет создавать в плавные переходы между звуками за
счет неизменности расположения купола.
- одним из самых важных приемов для создания головного резонирования
это правильное дыхание. Необходимо задействовать брюшную полость, а
также научится выполнять плавный выдох.
Дыхание и звук должны быть связанными, что достигается благодаря
созданию купола. Для того чтобы звук звучал объёмно и красиво (в высокой
позиции) необходимы сочетание умеренного зевка (купола), легкой улыбки,
и брюшного дыхания что обеспечивает полноту и глубину звучания.
Очень важная для создания высокой позиции атака звука. В зависимости от
исполнителя могут примениться все три вида атаки — придыхательная,
твердая и мягкая. Последнюю (начинать звук мягко и сверху) рекомендуют
использовать в самом начале обучения. Исполнитель непременно должен
ощущать узкий, направленный вперед и немного вверх звук. Если же звук
расширяется, то это ведет к тому, что высокая позиция теряется.
7. Ансамбль. Унисон.
Теория: Дать понятие о навыках пения в ансамбле, работа над интонацией,
единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство
звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
Практика: Исполнение песни.
8. Средства выразительности.
Теория: Высокие и низкие звуки-дать понятие о звуковысотности, различать
высокие и низкие звуки. Движение мелодии- учить детей различать
постепенное движение мелодии вверх и вниз. Характер музыки- развивать
эмоциональную отзывчивость на песни различного характера.
Практика: Исполнение песни.
9. Вокальные упражнения.
13
Теория: Упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с
целью улучшить ее выполнение. Упражнения - это основное средство
приобретения навыков, т. е. автоматически протекающих действий в любой
сложной работе. В вокальном искусстве упражнения служат выработке
основных навыков, необходимых для профессионального пения. Правильное
зарождение звука и техника звуковедения в различных условиях, диктуемых
мелодией, - все это осваивается и закрепляется прежде всего на упражнениях
и потом уже совершенствуется и шлифуется на вокализах и художественных
произведениях. Упражнения, построенные на коротких отрезках
музыкальных фраз, как правило, транспонируются по полутонам вверх и
вниз по звуковой шкале. Такое повторение одних и тех же попевок ведет к
установлению прочных навыков. Последовательность одних и тех же
музыкальных движений закрепляется, образуя стереотип. В дальнейшем,
встречаясь с подобной фигурацией в произведении, певец выполняет ее
автоматически верно.
Вокальные упражнения – это подготовка к серьезной работе, поэтому,
чем лучше учащиеся распоются и разогреются, тем удобнее и правильнее
будет звучать его песня.
Практика: Упражнения на дикцию, артикуляцию.
10. Разучивание песен. Работа с текстом.
Теория: Разучивание и исполнение песни не должно быть самоцелью.
Понимая значение вокального воспитания, мы говорим: песню не разучивай,
а вокально озвучивай, формируй при этом прежде всего голос и вокальные
навыки. Песня лишь материал для этой работы. С такой позиции прежде
всего и надо оценивать полезность той или иной песни.
Вокальная работа над песней должна рассматриваться как продолжение
вокальной работы над голосом по алгоритму,
художественному
тактированию и использованию ладо-вокальных жестов. Все эти виды работ
подготавливают учащихся к истинно художественной вокальной, а стало
быть, и музыкальной деятельности, к занятию пением как искусством.
При таком подходе к работе сразу обнаружится, что все трудности
интонирования, которые обычно мы связывали со слухом, его качеством,
преодолеваются с помощью вокала. Мы можем теперь говорить, что нет и не
может быть «музыкального слуха», а есть «музыкальный голосовой аппарат»
в целом, куда входит и слуховой орган как приемник звука и как канал
обратной связи (контроля).
На начальном этапе вокальной работы над песнями особенно важно
учитывать, насколько работа над данной песней полезна для голоса,
насколько полноценно и непринужденно будет при этом функционировать
голосовой аппарат учащегося
Для разучивания мелодии совсем не нужно знать текст. Лучше о нём
вообще на время забыть, а сконцентрировать своё внимание на звучании
мелодии, на используемых вокальных приёмах, высоте нот и т.п. Надо
14
попробовать пропеть песню на удобных гласных звуках «а», «о», «у» или
открытых слогах «на», «ла», «нэй», «най», «лай» и т.п. Добиться правильного
звучания нот по высоте и по длительности. Не забывать и о дыхании.
Использовать паузы в мелодии для того, чтобы взять дыхание. После того,
как мелодия выучена наизусть, можно переходить к следующему этапу.
Следует прочитать текст несколько раз вслух, чётко проговаривая каждую
букву. Выявить сложности в проговаривании каких-либо букв,
звукосочетаний. Выделить трудные для артикуляции участки текста и
потренируйтесь в их чётком и быстром произношении. Добиться
максимальной скорости, как в скороговорках. Выучить текст песни наизусть.
Практика: Исполнение песни.
11. Сценический образ, сценическое движение.
Теория: Необходимо разобрать содержание песни, сделать разбор средств
музыкальной выразительности, приступить к созданию своего, нового
образа.
Практика: В создании образа помогают следующие дисциплины - актерское
мастерство и сценическое движение. Упражнения в игровой форме ,задания
со словами «если бы», проговаривание и обыгрывание скороговорок,
развитие чувства ритма, упражнения на умение владеть своим лицом и
телом ( Мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость»,
«Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность»,
«Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление»), воспитание
мышечной свободы( этюды коллективной пантомимы (два-четыре
человека):«В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке»,
«Уборка в квартире», «Заводная кукла», «Птичий двор», «Факир и змея»,
«Игра на музыкальных инструментах в оркестре» и др.).
Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для
успешного сценического воплощения песни: музыка, слово, пение и
актерское мастерство.
12. Основы музыкальной грамоты.
Теория: Просмотр метод. материала: «Основы музыкальной грамоты».
Практика: Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для
изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых
представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с
простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие
«звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при
помощи музыкально-дидактических игр.
13. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Теория. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие
«настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки.
Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.
15
14. Развитие чувства ритма.
Теория: Метод. литература: «Формы музыкальных произведений».
Практика: Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная,
куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой.
Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса.
Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических
игр.
15. Гигиена голоса в условиях напряженной работы.
Теория: Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь
техникой и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о
гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не
разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в
соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если
хотите,” ювелирный спорт”, требующий точной координации большого
количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости.
Качественное распевание сохраняется несколько часов. Поэтому если
перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте
это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше
времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике
формы к самому выступлению (обычно 30 - 40 минут). Если же вы
разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом, то не
переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10 - 15 минут).
Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно, и
связкам не видно, где вы находитесь.
Наконец, вот и последнее, но не менее важное применение распевок.
Как марафонский бегун продолжает бег, плавно переходя на ходьбу после
финиша, так и профессиональный вокалист после продолжительного
концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо
снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки
вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш
разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), и вы
должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона.
Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся
напряжение ушло. Если в течение концерта с голосом не происходило ничего
непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз
хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из
середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного
помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать
эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также
горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай. Если
же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь,
а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму.
16
Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в
результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата.
16. Народная песня.
Теория: раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста,
разъяснение непонятных (забытых слов).
17. Беседа о творчестве композиторов-классиков.
Теория: Беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор –
классик, анализ произведения.
18. Беседа о творчестве современных композиторов
Теория: Сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания
музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа,
музыкально-выразительных
и
исполнительских
средств,
замысел
произведения.
19. Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении.
20. Посещение концертов различных творческих коллективов.
21. Репетиции и концертные выступления.
Теория: Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей
участников студии и их способностей. Песни с хореографическими
движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в
вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их
исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными
движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с
учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой,
разнообразной по жанрам.
Практика: Участие в школьном праздничном концерте, посвящённому
Международному дню матери. Участие в школьном Новогоднем
праздничном концерте. Участив в праздничном концерте - День Победы!».
Участие в конкурсах, фестивалях и концертах районного и городского
уровня.
22. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы детского объединения за учебный курс.
Награждение и поощрение всех обучающихся детского объединения.
Выставка фотоматериала из выступлений студии.
Практика: Отчетный концерт вокального коллектива «Поющие сердца».
17
1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Поющие сердца»
В конце обучения учащиеся должны:
знать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им
(внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
различные манеры пения;
место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая
плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое
индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова
песни;
петь выразительно, осмысленно.
Реализация Программы предполагает достижение учащимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
К личностным результатам освоения курса можно отнести:
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном
виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и
искусству родного края, нации, этнической общности.
Метапредметные результаты:
18
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно - познавательная, коммуникативная и социально эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Предметными результатами
овладение практическими умениями и навыками вокального
творчества;
овладение основами музыкальной культуры на материале искусства
родного края.
II. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной
общеразвивающей программы
«Поющие сердца»
Приложение
Календарно учебный график
№ Месяц Число Время
Форма
п/п
проведения занятия
занятия
1
теория
Количество
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма
контроля
2
Вводное занятие.
Прослушивание
голосов.
Постановка
корпуса и
головы в пении .
Постановка
корпуса и
головы в пении .
Актовый зал
Ознакомление
Актовый зал
Оценка
качества
Актовый зал
Освобождение
голосового
аппарата.
Распевание.
Освобождение
голосового
аппарата.
Распевание.
Гласные и
согласныезвуки.
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
2
теория
3
практика 2
4
теория
5
практика 2
6
теория
7
практика 2
Гласные и
согласныезвуки.
Актовый зал
8
теория
2
Певческое
дыхание. Вдохи
выдох.
Актовый зал
9
практика 2
Певческое
дыхание. Вдохи
Актовый зал
2
2
2
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
19
выдох.
Певческое
дыхание. Вдох и
выдох.
10
практика 2
Актовый зал
11
теория
2
Вокальная
позиция.
Актовый зал
12
практика 2
Вокальная
позиция.
Актовый зал
13
практика 2
Вокальная
позиция.
Актовый зал
14
теория
2
Ансамбль.Унисон.
Актовый зал
15
практика 2
Ансамбль.Унисон.
Актовый зал
16
практика 2
Ансамбль.Унисон.
Актовый зал
17
теория
2
Средства
выразительности.
Актовый зал
18
практика 2
Средства
выразительности.
Актовый зал
19
практика 2
Средства
выразительности.
Актовый зал
20
практика 2
Средства
выразительности.
Актовый зал
21
теория
2
Вокальные
упражнения.
Актовый зал
22
практика 2
Вокальные
упражнения.
Актовый зал
23
практика 2
Разучиваниепесни.
Песни о маме,
доме, семье.
Актовый зал
24
практика 2
Разучивание песни.
Актовый зал
25
практика 2
Разучивание песни.
Актовый зал
26
практика 2
Разучивание песни.
Актовый зал
27
практика 2
Сценическийобраз,
сценическое
движение.
Актовый зал
28
практика 2
Основы
музыкальной
Актовый зал
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
20
грамоты.
Развитие
музыкального
слуха,
музыкальной
памяти
Развитие
музыкального
слуха,
музыкальной
памяти
Развитие чувства
ритма.
Актовый зал
практика 2
Развитие чувства
ритма.
Актовый зал
33
практика 2
Актовый зал
34
практика 2
Разучивание
песни. Песни о
временах года,о
друзьях,
шуточные
песни.
Разучивание
песни
35
практика 2
Разучивание
песни
Актовый зал
36
практика 2
Разучивание
песни
Актовый зал
37
практика 2
Сценическийобраз,
сценическое
движение.
Актовый зал
38
практика 2
Актовый зал
39
практика 2
Разучивание
песни.
Песни о
России,о мире
Разучиваниепесни
40
практика 2
Разучиваниепесни
Актовый зал
41
практика 2
Сценическийобраз,
сценическое
движение.
Актовый зал
42
практика 2
Разучивание песни
Актовый зал
43
практика 2
Разучивание песни
Актовый зал
44
практика 2
Разучивание
песни
Актовый зал
29
практика 2
30
практика 2
31
практика 2
32
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Актовый зал
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
21
45
практика 2
Разучивание
песни
Актовый зал
46
практика 2
Сценическийобраз,
сценическое
движение.
Актовый зал
47
практика 2
Актовый зал
48
практика 2
Репетиции
и
концертные
выступления.
К
восьмому
марту.
Вокальные
упражнения
49
практика 2
Разучиваниепесни.
Песни ко дню
Победы.
Актовый зал
50
практика 2
Разучиваниепесни
Актовый зал
51
практика 2
Разучиваниепесни
Актовый зал
52
практика 2
Разучиваниепесни
Актовый зал
53
практика 2
Сценическийобраз,
сценическое
движение.
Актовый зал
54
практика 2
Актовый зал
55
практика 2
56
практика 2
Репетиции
и
концертные
выступления. К
Празднику Победы
Репетиции
и
концертные
выступления. К
празднику
Победы
Разучиваниепесни
57
практика 2
Разучиваниепесни
Актовый зал
58
практика 2
Разучиваниепесни
Актовый зал
59
теория
2
60
теория
2
61
теория
2
62
теория
2
Беседа о гигиене
певческогоголоса
Народное
творчество.
Беседа о
творчестве
композиторовклассиков
Беседа о
творчестве
композиторовклассиков
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Актовый зал
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Опрос
Актовый зал
Опрос
Актовый зал
Опрос
Актовый зал
Опрос
22
63
теория
2
64
теория
2
65
теория
2
66
теория
2
67
практика 2
68
практика 2
69
практика 2
70
практика 2
71
практика 2
72
практика 2
Беседа о
творчестве
современных
композиторов
Беседа о
творчестве
современных
композиторов
Просмотр
видеозаписи
выступления детей
на
Евровидении.
Просмотр
видеозаписи
выступления детей
на
Евровидении.
Посещение
концертов
различных
творческих
коллективов.
Посещение
концертов
различных
творческих
коллективов.
Посещение
концертов
различных
творческих
коллективов.
Репетиции
и
концертные
выступления.
Отчетныйконцерт
Репетиции
и
концертные
выступления.
Отчетныйконцерт.
Итоговое
занятие.
Актовый зал
Опрос
Актовый зал
Опрос
Кабинет
информатики
Оценка
возможностей
учащихся
Оценка
возможностей
учащихся
Поездка
Поездка
Поездка
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
Актовый зал
Оценка
возможностей
учащихся
23
2.1. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Поющие сердца»
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам,
индивидуально (в рамках группового занятия).
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети развивают навыки правильного певческого
дыхания, распеваются, разучивают песни современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
–
занятие-концерт.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
Каждое занятие строится по схеме:
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;
- концертная постановка номера;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Помещение: актовый зал МБУ ДО «ЦДОД Карабудахкентского района»
(Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр
дополнительного образования детей Карабудахкентского
района»»),с,Карабудахкент, ул. Ирчи Казака№8
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер, проектор, шкафы для учебных пособий.
2. Звукоусилительная аппаратура с широкополосными микрофонами на
стойке и радиомикрофонами.
3. Репетиционный зал (сцена)
Информационно-методическое обеспечение программы:
Стенды
24
Инструкция по охране труда.
План эвакуации детей.
Охрана голоса.
Методический комплекс:
Конспекты открытых занятий;
Наличие видео- и аудио-курсов по вокальным методикам различных авторов.
Наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и
вокальных групп,
Методические пособия по предметам эстрадный вокал, техника речи,
актёрское мастерство и пр.
2.2. Методические материалы
Программа предполагает решение воспитательных и развивающих задач с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При
необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий,
времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения
детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных
приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания,
которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт
концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические
комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и
дает детям опыт само презентации.
1. Методы организации и осуществления занятий.
Метод демонстрации, наглядный: прослушивание лучших образцов
исполнения, использование наглядных пособий, личный пример, показ
педагога, просмотр видеоматериалов.
Словесный метод: объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, сообщение
задач, объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и
понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;
Метод разучивания: по фразам, по куплетам, в целом виде.
Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно
снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять
ошибки,
подчёркивать
лучшие
моменты
выступления.
Метод практический: участие в конкурсах и смотрах, фестивалях,
выступления на концертах, репетиции, самостоятельная работа,
использование вокальных упражнений и заданий по освоению изучаемого
материала.
Метод репродуктивный: метод показа и подражания.
25
Метод проблемный: нахождение исполнительских средств (вокальных и
пластических) для создания художественного образа исполняемого
эстрадного произведения.
2. Методы стимулирования и мотивации деятельности
2.1. Методы стимулирования мотива интереса к занятиям: познавательные
задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации
новизны, ситуации гарантированного успеха и т. д.
2.2. Методы
стимулирования
мотивов
долга,
сознательности,
ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение,
упражнение, поощрение.
Основными принципами обучения являются:
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,
творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1.СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на
постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого
восприятия вокального произведения. Понимание стиля,
методов
исполнения,
вокальных
характеристик
произведений.
2.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший
художественно- педагогический метод, определяющий качественнорезультативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее
каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех
формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в
сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической
театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена
вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность,
индивидуальность,
инициативность,
индивидуальные
склонности,
особенности мышления и фантазии.
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности
и
единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика,
вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный
подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном
случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей
структуры вокальной программы). Использование системного подхода
допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один
из основной производной программы. Требования времени – умение
держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального
произведения, раскрепощенно чувствовать себя перед зрителями и
слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на
26
сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое
соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода
позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный
уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Формы организации образовательного процесса.
вводное занятие – занятие, которое проводится в начале
образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими
видами и тематикой обучения;
индивидуальные практико-теоретические занятия, на которых
излагаются теоретические сведения и отрабатываются приемы
вокально-сценического мастерства;
коллективные практико-теоретические занятия, на которых дети
осваивают музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар,
овладевают искусством музыкальной пластики.
комбинированные формы занятий, на которых теоретические
объяснения
иллюстрируются
музыкальными
примерами,
видеоматериалами, показом педагога.
занятие-постановка,
репетиция,
на
которых
отрабатываются
концертные номера, приобретается навык свободного и артистичного
выражения себя на сцене;
открытый урок – занятие, которое проводится для родителей,
педагогов, гостей.
2.4. Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Поющие сердца»
Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Текущий
контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения учащимися практических заданий в группах и индивидуально.
На итоговом занятии учащиеся исполняют по 2 разнохарактерных
произведения. Также результат можно оценить и по участию в различных
мероприятиях, концертах и конкурсах.
2.5. Оценочные материалы
Для того чтобы определить уровень обученности учащихся проводится
тестирование.
После проведения теста, провожу прослушивание двух разнохарактерных
песен. По результатам педагог диагностирует каждого учащегося.
27
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2011.
2. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного
пения. Научно- методическая разработка. – М.: 2012.
3. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. –
М.: Музыка, 2013.
4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб.,
Музыка, 2010.
5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,2011.
6. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,
стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки»,
2013.
7. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз,
2013.
8. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 2010.
9. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным
ансамблем
(методические
рекомендации)
//
Модернизация
профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Сборник
научных трудов. – М., МПГУ, 2012.
10. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в
системе дополнительного образования // Материалы 1-й
Международной межвузовской научно- практической конференции
29-31марта 2012. – Екатеринбург, 2012.
11. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокальнохоровыми коллективами. – М.,2014.
12. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. –
М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина,2012.
Список литературы для родителей и учащихся
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2013;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2012;
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2011;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2012;
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2010;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри»2012;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С.
Кленов; под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.,2011
28
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога:
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm.net/songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
http://irina-music.ucoz.ru/load
29
Приложение 1
Инструктаж
по правилам безопасного поведения
на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды
В летнее время
1. Входите в воду быстро и во время купания не стойте движения. Почувствовав
озноб, быстро выходите из воды.
2. Не купайтесь сразу после приема пищи и большой физической нагрузки (игра в
футбол, бег и т. д.). Перерыв между приемами пищи и купанием должен быть не менее
45-50 минут.
3. В холодную погоду, чтобы согреться, проделайте несколько легких физических
упражнений.
4. Не купайтесь больше 30 минут; если вода холодная, достаточно 5-6 минут.
5. При ушных заболеваниях не прыгайте в воду головой вниз.
6. Не оставайтесь при нырянии долго под водой.
7. Выйдя из воды, вытритесь насухо и сразу оденьтесь.
8. Почувствовав усталость, сразу плывите к берегу.
9. При судорогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде, зовите на помощь.
10. При оказании вам помощи не хватайте спасающего, а помогите ему
буксировать вас к берегу.
Запрещается:
1. Входить в воду разгоряченным (потным).
2. Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведенного для
купания).
3. Подплывать близко к моторным лодкам, баржам.
4. Купаться при высокой волне.
5. Прыгать с вышки, если вблизи от нее находятся другие пловцы.
6. Толкать товарища с вышки или с берега.
Безопасность на льду
1. Лед зеленоватого оттенка, толщиной 7 см - безопасный, он выдерживает одного
человека.
2. Непрочный лед - около стока вод (с фабрик, заводов).
3. Тонкий или рыхлый лед - вблизи камыша, кустов, под сугробами.
4. Площадки под снегом следует обойти.
5. Ненадежный тонкий лед - в местах, где бьют ключи, быстрое течение или там,
где впадают в реку ручьи.
6. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.
7. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться
проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем,
как спуститься на лед очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий
маршрут.
8. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга
(5-6 м).
30
9. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж
расстегните, чтобы при необходимости быстро их вбросить; лыжные палки держите в
руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
10. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо.
11. Если вы провалились, необходимо широко раскинуть руки кромкам льда,
удерживаться от погружения с головой.
12. Не паникуйте, старайтесь без резких движений выбираться на лед
13. Выбравшись из пролома, нужно откатиться и ползти в сторону, обратную
направлению движения.
14. Добравшись до берега, идите быстро домой, переодевайте в сухую одежду,
выпейте горячий чай.
Инструктаж
по правилам безопасного поведения
на дорогах и на транспорте
1. При выходе на улицу посмотри сначала налево, потом направо, чтобы не
помешать прохожим.
2. Маршрут в МБДО «ЦДОД» выбирай самый безопасный, тот, где надо реже
переходить улицу или дорогу.
3. Когда идешь по улицам города, будь осторожен. Не торопись. Иди только по
тротуару или обочине.
4. Меньше переходов - меньше опасностей.
5. Иди не спеша по правой стороне тротуара.
6. По обочине иди подальше от края дороги.
7. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
8. Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать
автомобиль.
9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть
дверь и ударить тебя.
10. Переходи улицу только по пешеходным переходам.
11. Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть
свободна, - иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта
началось, подожди на «остановке безопасности». Теперь посмотри направо. Если
проезжая часть свободна, закончи переход.
12. Если на улице большое движение, попроси взрослого или сотрудника милиции
помочь ее перейти.
13. Ожидай транспорт на посадочной площадке или тротуаре у указателя
остановки.
14. При посадке в автобус, троллейбус, трамвай соблюдай порядок. Не мешай
другим пассажирам.
15. В автобус, троллейбус, трамвай входи через задние двери.
16. Выходи только через передние двери. Заранее готовься к
Выходу, пройдя вперед.
17. Входя и выходя из транспорта, не спеши и не толкайся.
18. Трамвай обходи спереди. Автобус и троллейбус - сзади. Выйдя из автобуса,
трамвая, нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему
переходить на другую сторону.
31
19. Когда переходишь улицу, следи за сигналом светофора: Красный - СТОП - все
должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - жди следующего сигнала; зеленый ИДИТЕ -можно переходить улицу.
20. Находясь в транспорте, не ходи по салону, держись за поручень, не выглядывай
из окон, не высовывай руки, не нажимай без надобности на аварийные кнопки.
21. Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не питайся на
велосипедах, роликовых коньках и т. п. на проезжей части дороги.
22. Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим транспортом.
23. Не цепляйся за проходящий мимо транспорт.
Инструктаж
по безопасному поведению детей
на объектах железнодорожного транспорта
Чтобы уменьшить риск стать жертвой железнодорожного транспорта, необходимо
соблюдать следующие правила:
1. При движении вдоль железнодорожного пути не подходи ближе 3-5 м к
крайнему рельсу.
2. На электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не
прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсам, и лежащим на земле
электропроводам.
3. Переходите железнодорожные пути только в установлении местах, пользуйтесь
при этом пешеходными мостами, тоннелями переходами, а там, где их нет, - по настилам
и в местах, где установлены указатели «Переход через пути».
4. Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в
отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или
вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося
подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход.
5. При переходе через пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через
автосцепки.
6. Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следи те за световой и
звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума. Переходите через пути при
открытом шлагбауме, а при его отсутствии - когда нет близко идущего подвижного
состава.
7. При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите
по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе 2 м
от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
8. Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в
вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной
платформы, будьте внимательны: оступитесь и не попадите в зазор между посадочной
площадкой вагона и платформой.
9. На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на
подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов. При
остановке поезда на перегоне не выходите из вагона.
10. В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранить спокойствие,
берите с собой только самое необходимое. Окажите помощь при эвакуации пассажирам с
детьми, престарелым и инвалидам. При выходе через боковые двери и аварийные выходы
будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.
32
Инструктаж
по пожарной безопасности
Для младших школьников
1. Нельзя трогать спички и играть с ними.
2. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных
приборов с открытой спиралью.
3. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы и газовую
плиту.
4. Нельзя разводить костры и играть около них.
5. Если увидел пожар, необходимо сообщить об этом родителям или взрослым.
Для старших школьников
1. Следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети, убирайте их в
недоступные для малышей места.
2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок,
особенно аэрозольные упаковки.
3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте
малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, выключайте
электроприборы из сети.
4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него
или другой легковоспламеняющейся жидкости, и зажженная спичка может привести к
тяжелым ожогам и травмам.
5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей
(бензин, солярка).
6. Не оставляйте незатушенных костров.
7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух или
сухую траву.
8. При обнаружении пожара сообщите взрослым и вызовите пожарных по телефону
01.
На территории МБУ ДО «ЦДОД»
1. На территории МБУ ДО «ЦДОД» запрещается разводить костры, зажигать
факелы, применять фейерверки и петарды, другие горючие составы.
2. Запрещается курить в здании МБУ ДО «ЦДОД» и на ее территории.
3. Запрещается приносить в МБУ ДО «ЦДОД» спички, горючие жидкости (бензин и
растворители), легковоспламеняющиеся вещества и материалы.
4. Запрещается пользоваться в классах и кабинетах осветительными и
нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью.
5. Категорически не допускается бросать горящие спички в контейнерымусоросборники.
В случаях пожарной опасности производится эвакуация МБУ ДО
«ЦДОД Карабудахкентского района»»
2