РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол№ 8
от «30» августа 2021г.
«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.___________
Приказ_________
От «31» августа 2021г.
Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей
«Веселая кисточка»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся:6-12лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)
Педагог дополнительного образования:
Каранаева Заира Камалутдиновна
с.Карабудахкент
2021г.
Пояснительная записка
Программа «Весёлая кисточка» разработана в соответствии с порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (утвержден Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. N 196)
Направленность образовательной программы: художественная.
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что позволяет решить современные задачи
эстетического воспитания учащихся, её освоение способствует формированию художественного вкуса,
позволяет учащимся овладеть методами и приёмами изобразительного языка, развить художественные
способности, приобрести навыки проектной деятельности.
Занятия по программе способствуют формированию высокого интеллекта, духовности через мастерство.
Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для
достижения этого. Обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное
искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с
точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт
творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы,
ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы могут быть использованы как подарки для родных и
друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый ребенок видит результат своего труда, получает
положительные эмоции.
Отличительные особенности образовательной программы в:
- эффективном сочетании теоретических, практических форм обучения с
использованием средств ИКТ;
- содержательном синтезе основных ценностей русской православной культуры и
светского образования;
- построении образовательного процесса в разно уровневой группе.
Адресат образовательной программы: учащиеся 6-12 лет.
Уровень освоения образовательной программы: базовый
Срок и объем реализации образовательной программы: 1 год, 144 учебных часа.
Цель образовательной программы: развитие художественных способностей учащихся
через приобщение детей к изобразительному искусству и мировой художественной культуре.
Задачи:
обучающие
- обучение основам художественной грамотности, различным способам
художественной деятельности;
- формирование изобразительных умений и навыков;
- обучение технологии проектной деятельности;
- раскрытие истоков русского и зарубежного изобразительного искусства, роли
народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни
общества;
- знакомство с различными художественными материалами, традиционными и
нетрадиционными методами работы с ними.
развивающие
- развитие познавательных интересов, фантазии, пространственного воображения,
коммуникативных способностей;
- развитие творческой активности учащихся, индивидуальных способностей;
- развитие абстрактного и творческого мышления;
- развитие потребности к самовыражению через создание художественных образов.
воспитательные
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
ответственности за свои действия;
- воспитание патриотизма, любви к природе, к своей Родине через произведения
искусства;
- воспитание духовности, эстетического вкуса через приобщение к национальной и
общечеловеческой культуре;
- создание условий для социализации учащихся из мало защищённых слоёв
населения, имеющих особенности в развитии.
условия набора учащихся для обучения по программе «Весёлая кисточка»
принимаются учащиеся в возрасте 6-12 лет независимо от уровня подготовленности
на основании заявления родителей (законных представителей) ребёнка;
условия формирования групп: разновозрастные, разно уровневые;
количество детей в группе:15 человек;
особенности организации
образовательного
процесса: занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, 144часа в год, организация учебного
процесса строится по принципу внутренней дифференциации, позволяющей
учитывать особенности учащихся;
формы организации деятельности учащихся на занятии: групповой,
индивидуально-групповой;
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- способность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- способность уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре и
искусству других народов;
- наличие эстетических потребностей и ценностей;
- развитость этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- способность и готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в
образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;
- способность и готовность к бесконфликтному поведению, умению находить
выходы из спорных ситуаций;
-способность и готовность к принятию ценностей безопасного, здорового образа
жизни;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- владение навыками самоорганизации и планирования учебной деятельности с
учётом поставленной задачи и условиям реализации;
- владение навыками целеполагания, самостоятельного планирования путей
достижения цели, выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и корректировки
осуществления учебной, познавательной и творческой деятельности;
- владение умениями самостоятельного создания алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
- владение умениями поиска, выделения необходимой информации, применения
методов информационного поиска; структурирования и визуализация информации;
- проявление самостоятельности и инициативы, творческое участие в процессе
обучения;
- развитость критического и аналитического мышления.
Предметные результаты
- осознание искусства как способа самовыражения, возможности передачи
эмоционального состояния;
- умение ориентироваться в художественных материалах, видах и жанрах
изобразительного искусства, узнают картины известных художников;
- владение правилами светотени и законами цвето-тональной моделировки;
- знание основных и составных цветов, порядка расположения ихв цветовом круге;
- знание видов и жанров изобразительного искусства, их отличительных
особенностей;
-знание названий и особенностей разнообразных художественных материалов
(акварель, гуашь, пастель, карандаши, уголь, восковые мелки, пластилин и т.д.);
- знание назначение художественных инструментов и приспособлений;
- понимание схем простых и многофункциональных композиций, их выразительных
возможностей;
- умение выполнять живописные и графические работы, осознанно применяя
изученные композиционные правила;
- умение подчинять колористическое решение передаче художественного замысла,
используя выразительность цвета;
- умение передавать объем предметов тоном, с учётом их конструктивных
особенностей;
- умение использовать возможности декоративной графики;
- умение формулировать и выражать свое отношение к произведению искусства,
анализировать
совокупность
выразительных
средств
композиции,
определять
принадлежность к виду, жанру, эпохе;
- умение анализировать свои работы и работы других учащихся, находить
пути устранения недостатков.
№
п/п
Название раздела, темы
Содержание программы
Учебный план
«Весёлая кисточка»
Количество часов
Формы
Всего Теория Практика промежуточной
аттестации и контроля
Тестовое задание
2
1
1
Вводное занятие.
ТБ по охране труда при
создании художественных
работ
«Знакомство с королевой
кисточкой». Просмотр, видео
Раздел 1. Золотая осень
Раздел 2. Здравствуй, зимушка
зима!
12. Нарисовать открытку ко Дню
матери
13. Прогулка по зимнему лесу
14. Зимние забавы
15. Мастерская Деда Мороза
16. Что за чудо эти сказки!
17. «Портрет снегурочки»
18. Весёлый зоопарк
19. «Поздравляем пап»
Тематическое рисование.
Гуашь
20. «Мамин праздник!»
Раздел 3.Встречаем весну!
21. Графика. Декоративный цветок.
22. Живопись. Гуашь.
1.
П
44
44
13
12
31
30
2
1
1
Просмотр
4
4
8
6
4
6
6
2
1
2
2
1
1
1
2
3
6
4
3
5
5
Выставка
Выставка
Просмотр, зачёт
Выставка
Просмотр
Выставка
Выставка
4
54
4
4
1
14
1
2
3
38
3
2
Выставка
Просмотр
Просмотр
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31
32
33.
Анималистический жанр.
Собака
Монотипия «Бабочка»
Зверушка из пятна.
«Земляничка, красная
клубничка» Гуашь.
Космические приключения
«Зайчик-попрыгайчик» Гуашь
Элементы городецкой росписи
Роспись деревянной лопаточки
Графика. Составление узора
растительных форм
Динамика в изобразительном
искусстве. Композиция «Ветер»
Декоративный букет
Итоговое занятие
ИТОГО
4
4
4
1
1
1
3
3
3
Выставка
Выставка
Просмотр
6
4
4
4
6
2
1
1
1
2
4
3
3
3
4
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Итоговая выставка,
4
1
3
Просмотр
4
2
1
-
3
2
Выставка
Выставка работ.
Награждение.
144
41
103
Содержание программы
Вводное занятие. Охрана труда при создании художественных работ.
Теория: правила поведения и техники безопасности, пожарной и электро - безопасности,
учебной санитарии и личной гигиены. Задачи на год. Необходимые художественные
принадлежности и материалы.
Практика: Тестовое задание. Выполнение основных приёмов работы с различными
художественными материалами (технологические упражнения).
Раздел 1. Золотая осень
Тема 1. Рисунок с натуры осенних листьев
Теория: Основные, дополнительные цвета и влияние их друг на друга.
Практика: Рисование листьев разных пород деревьев с натуры. Авторская композиция
всмешанной технике
Тема 2. Парк осенью. Тематическое рисование. Масляная пастель
Теория: Пейзаж с осенними деревьями в парке. Техника работы масляной пастелью.
Практика: Изображение осеннего парка масляной пастелью.
Тема 3. Рисунок с натуры предметов различной формы и цвета
Теория: Технические возможности гуаши.
Практика: Создание композиции по теме.
Тема 4. Акварель. Рисунок по сырому. «Ночной пейзаж»
Теория: Знакомство с воздушной и линейной перспективой в пейзаже. Учимся рисовать
закатное небо, осенние деревья,
Практика: Создание авторской композиции по теме.
Тема 5. Учимся писать отражение в воде
Теория: Отрабатывает технические возможности акварели и гуаши и способы изображения
отражения в воде.
Практика: Изображаем пейзаж с элементами отражения в воде.
Тема 6. Выразительные свойства гуаши. Натюрморт
Теория: Компановка предметов с натуры. Понятия: набросок, зарисовки, длительный
рисунок.
Практика: Совершенствование навыков работы с гуашью. Создаем собственную композицию
Тема 7. «Силуэт» Акварель. Изображение Заката
Теория: Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Правила линейной перспективы.
Пейзаж в различных техниках.
Практика: Изображение пейзажа.
Тема 8. Такая разная осень. Пейзаж - настроение
Теория: Влияние цвета, света, мазка на настроение картины
Практика: Передача настроения в пейзаже
Тема 9. «Плывёт кораблик» Образ воды. Акварель
Теория, Понятие о золотом сечении. Заливка фона.
Практика: Создание индивидуальных и коллективных работ.
Тема 10. «Веточка рябины»
Теория: Заснеженные ягоды, веточки, передача настроения
Практика: Нарисовать заснеженную рябину с ягодами.
Раздел 2. Зима бела
Тема 11. Открытка ко Дню матери
Теория: История открытки. Виды открыток
Практика: Создаём авторскую открытку
Тема 12. Прогулка по зимнему лесу
Теория: Особенности рисования зимних деревьев, лесных жителей
Практика: Создание авторской композиции в смешанной технике
Тема 13. Зимние забавы
Теория: Учимся рисовать фигуру человека в движении
Практика: Авторские работы на заданную тему. Совершенствование навыков работы с
гуашью
Тема 14. Мастерская Деда Мороза
Теория: Дед Мороз в различных странах, родина Деда Мороза
Практика: Изготовление подарков к Новому году и Рождеству. (изготовление снежинок, новогодней
гирлянды)
Тема 15. Что за чудо эти сказки!
Теория: Тема сказок в изобразительном искусстве
Практика: Композиция на заданную тему
Тема 16. Портрет снегурочки.
Теория: Вспомнить сказку. Законы рисование фигуры человека. Подбор
сказочных узоров
Практика: Рисование красивой сказочной девушки-красы снегурочки.
Тема 17. Весёлый зоопарк
Теория: Особенности рисования животных
Практика: Композиция на заданную тему
Тема 18. Тематический рисунок «Поздравляем пап»
Теория: Замысел, Создание эскиза.
Практика: Выполнение композиции на заданную тему
Тема 19. «Мамин праздник!
Теория: Замысел, Создание эскиза.
Практика: Композиция на заданную тему
Раздел 3. Встречай весну!
Тема 21. Графика. Декоративный цветок.
Теория: Беседа о законах графики, её виды.
Практика: Создание композиции на тему
Тема 22. Живопись, гуашь. Анималистический жанр. Рисуем собаку, котёнка
Теория: Основы анималистического жанра.
Практика: Авторский проект.
Тема 23. Монотипия «Бабочка»
Теория: Приёмы монотипии.
Практика: Авторская композиция на заданную тему.
Тема 24. Зверушки из пятна.
Теория: Особенности рисования фигурок из пятна гуашевой краски.
Практика: Авторская композиция на заданную тему
Тема 25. «Земляника, красная клубника»
Теория: Особенности рисования ягод гуашью, акварелью.
Практика: Авторская композиция на заданную тему.
Тема 26. Космические приключения
Теория: Космос далёкий и близкий. Изучение техник и приёмов изображения космоса
Практика: Композиция на заданную тему
Тема 27. «Зайчик-попрыгайчик»
Теория: Знакомство с творчеством художников-анималистов
Практика: Творческая задумка.
Тема 28. Элементы городецкой росписи.
Теория: Декоративно-прикладное творчество. Зарождение промысла.
Практика: Учимся рисовать элементы городецкой росписи.
Тема 29. Роспись деревянной лопаточки
Теория: Обработка древесины, грунтовка. Свойства лака
Практика: Составление авторского эскиза, нанесение рисунка, заливка
цветом
Тема 30. Графика. Составление узора растительной формы.
Практика: Разработка авторских проектов. Техника исполнения и тема – по выбору
обучающегося. Форма исполнения – индивидуальная или коллективная.
Итоговое занятие
Практика: выполнение конкурсного задания с элементами соревнования. Подведение
итогов. Чаепитие в конце учебного года.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
материально-техническое оснащение:
оборудование:
- персональный компьютер; доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления таблиц ирепродукций; мольберты; столы рисовальные; стулья; стеллажи для книг
и оборудования; стенды для выставочных работ; мебель для хранения таблиц и плакатов,
детских работ, художественных материалов, методического фонда; подставка для натуры;
фотоаппарат.
инструмены:
- ручки с перьями; кисти беличьи от №1 – 10; стеки (набор);фломастеры; ножницы;
-материалы:
- краски акварельные, гуашевые, пастель; тушь; бумага формата А3, А4, листы ватмана,
цветная бумага; восковые мелки; сангина, уголь; пластилин; клей;
дополнительное оснащение образовательного процесса:
- муляжи фруктов (комплект), овощей (комплект); гербарии; драпировки, предметы для
натюрмортов; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- рамы для оформления работ;
- методические журналы по искусству: «Искусство», «Русское искусство», «Веденская
сторона», «Юный художник», «Эскиз», «Весёлый художник», «Полный курс рисунка и
живописи», «Искусство рисования и живописи»;
- учебно-методические пособия;
- хрестоматии литературных произведений к занятиям;
- энциклопедии и альбомы по искусству;
- книги о художниках и художественных музеях;
- книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры;
- словарь искусствоведческих терминов;
- портреты русских и зарубежных художников;
- репродукции картин;
- таблицы по цвет ведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству;
- дидактический материал;
- карточки по художественной грамоте;
- настольные игры по изобразительному искусству: «Шедевры Русского музея»,
«Времена года в изобразительном искусстве», «Русское лото. Шедевры в числах. Живопись,
архитектура, скульптура»;
электронные образовательные ресурсы:
- аудиозаписи музыкальных, литературных произведений;
- DVD-фильмы по искусству;
- мультфильмы, документальные фильмы по темам программы;
- презентации по искусству;
- презентации к занятиям;
- мультимедийные обучающие художественные программы;
- электронная библиотека по искусству;
- игровые художественные компьютерные программы, викторины, тесты.
кадровое обеспечение образовательной программы: программу реализует
педагог дополнительного образования, имеющий специализированное профильное
образование.
Оценочные и методические материалы
Перечень образовательных технологий, применяемых в обучении:
Интерактивные, тестовые, технология проблемного обучения, игровая технология,
технология мастерских, исследовательская технология, технология коллективных
творческих дел. Данные педагогические технологии применяются с целью эффективности
реализации программы.
Образовательная программа предполагает применение следующих принципов
обучения и воспитания:
1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к
освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и
прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до
заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной
темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех
или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и
к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной
темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
5. Принцип культуросообразности – саморазвитие и самоопределение в мире
культурныхценностей
6. Принцип единства обучения и воспитания определяется в неразрывности этих понятий.
7. Принцип сотрудничества и сотворчества педагога и обучающихся
8. Принцип общедоступности изучаемого материала.
9. Принцип успешности – создание ситуации успеха через участие в выставках различного
уровня (от внутристудийных - до международных).
Формы и методы обучения:
Формы организации деятельности учащихся на занятии- в ходе реализации программы
сочетается групповая (выполнение коллективных работ) и индивидуальная работа
(выполнение авторских работ).
Формы проведения занятий 1. Теоретические занятия:
обобщающие теоретические занятия по темам, дающим представления об
основных видах и жанрах изобразительного искусства, цветоведении, правилах композиции,
воздушной и линейной перспективы; знакомство с творчеством великих мастеров, с
художественными музеями мира.
теоретические сведения о различных художественных материалах и техниках, их
характерных особенностях и областях применения.
теоретические знания по оформительскому искусству и
выставочнойдеятельности.
2. Практические занятия:
Занятия проводятся по следующим направлениям:
живопись;
графика;
скульптура;
декоративно-прикладное искусство;
дизайн.
3. Выставочно-оформительские работы (подготовка и публичное представление
произведений детского творчества):
отдельных работ;
тематических праздничных школьных выставок;
подготовка работ к конкурсам и фестивалям разного уровня.
Это способствует закреплению изученного материала, даёт обучающимся возможность
поделиться своими знаниями и творческими успехами с окружающими. Публичное
экспонирование собственных произведений играет большую роль в психологическом
становлении личности.
4. Игровые занятия:
игры – конкурсы на лучшее исполнение того или иного художественного приёма,
техники, изображения;
квесты;
интерактивные игры.
5. Экскурсионные занятия:
посещение выставок в музеях, выставочных площадках;
посещение мастерских художников;
Методы обучения: для освоения учащимися полного курса программы «Весёлая
кисточка» используются следующие методы:
- словесные: объяснение технических приёмов в изобразительном искусстве, новых терминов
и понятий, рассказ о творчестве выдающихся художников, о произведениях искусства и т.д.;
- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения художественных работ,
использование иллюстраций, плакатов, видео примеров, мастер-классов;
-практические: использование традиционных и нетрадиционных художественных техник и
материалов в изобразительной деятельности;
- репродуктивный метод: метод показа и подражания, выполнение копий с картин известных
мастеров или с образцов учителя;
- проблемный метод: самостоятельно нахождение и выбор художественных техник и
материалов для создания художественного образа выполняемого задания;
- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического
воплощения программы. Благодаря этому методу проявляется
индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ребёнка.
- метод импровизации в изобразительном искусстве: это один из основных методов
программы (умение создавать авторские композиции, изобретать новые художественные
техники и приёмы, импровизировать с художественными материалами); его использование
позволяет поднять художественное мастерство на новый профессиональный уровень.
Перечень форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов
обучения, а также их периодичности:
На каждом занятии: беседа, наблюдение, взаимное обучение детей, анализ художественных
работ.
Раз в две недели: художественные просмотры, выставки различного уровня, фотоотчёты.
Три раза в год: тестовые задания, диагностика (в начале, середине и конце учебного года).
Два раза в год: анкетирование, открытые и итоговые занятия.
Раз в год: итоговая выставка.
В течение года: анализ результатов участия детей в художественных конкурсах, фестивалях
разного уровня, в мероприятиях, в социально-значимой деятельности, наличие портфолио с
работами, грамотами, дипломами у каждого ребёнка, оформление интерьера школы
детскими рисунками, по профилю, публикации в СМИ.
Диагностика
Диагностика результатов обучения проходит три раза в год: в начале, середине и конце
учебного года. Задачей диагностики является определение уровня подготовленности
обучающихся в области изобразительного искусства.
Основными методами диагностики является наблюдение за детьми в процессе
работы над заданиями, а также просмотр и анализ выполненных работ.
Параметры диагностики при реализации
1. Знание названий и художественных возможностей графических, скульптурных и
живописных материалов.
2. Знание основных и составных цветов, порядок их расположения в цветовом круге. Умение
пользоваться палитрой.
3. Знание правил светотени, законов цвето-тональной моделировки, воздушной и линейной
перспективы.
4. Знание видов и жанров изобразительного искусства, имён великих художников и их
произведений.
5. Творческое выполнение живописных и графических работ с применением изученных
композиционных правил.
6. Результативность участия в конкурсах, выставках разного уровня.
Результаты в диагностической карте оцениваются в баллах:
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Критерии оценок параметров, определяющих уровень подготовленности по программе:
№
Параметры
1 балл
2 балла
3 балла
1.
Знание названий и
художественных
возможностей
графических,
скульптурных и
живописных материалов
Знание основных и
составных цветов,
порядок их
расположения в цветовом
круге. Умение
пользоваться палитрой
Знание правил светотени,
законов цвето-тональной
моделировки, воздушной
и линейной перспективы
Знание видов и жанров
изобразительного
искусства, имён великих
художников
и
их
произведений
Плохое знание
названий и
возможностей
художественных
материалов
Некоторые
ошибки в знании
названий и
возможностей
художественных
материалов
Некоторые
ошибки в знании
основных и
составных цветов
и получении их на
палитре
Некоторые
ошибки в знании
данного
материала
Некоторые
ошибки в знании
видов и жанров
изобразительного
искусства, имён
великих
художников и их
произведений
Отличное знание
названий и
возможностей
художественных
материалов
Средний уровень
выполнения
художественных
работ с
некоторыми
ошибками
Наличие
призовых мест
районного
уровня, участие в
выставках
Высокий уровень
выполнения
художественных
работ
2.
3.
4
5
6
Плохое знание
основных и
составных цветов,
неумение
пользоваться
палитрой
Плохое знание
данного
материала
Плохое знание
видов и
жанров
изобразительн
огоискусства,
имён великих
художников и
их
произведений
Творческое выполнение Низкий уровень
живописных
и выполнения
графических работ с художественных
применением изученных работ с
композиционных правил многочисленными
ошибками
Результативность
Нет призовых
участия в конкурсах, мест на
выставках
разного уровне школы,
уровня
района.
Только
выставочная
деятельность
Отличное знание
основных и
составных
цветов. Умение
смешивать цвета
на палитре
Отличное знание
данного
материала
Отличное знание
видов и жанров
изобразительног
оискусства, имён
великих
художников и их
произведений
Наличие
призовых мест
районного,
всероссийского и
международного
уровней
Перечень дидактических и методических материалов:
Авторские электронные образовательные ресурсы:
Презентации: «Инструкции по ОТ и ТБ», «Как и чем работает художник?», «Теория света и
цвета», «Как рисовать цветы?», «Как рисовать различные породы деревьев?», «Золотая осень
в произведениях великих художников», «Художники-пейзажисты», «Виды и жанры
изобразительного искусства», «Стили в мировой архитектуре», «Удивительный подводный
мир», «Как рисовать птиц?», «Художники-анималисты», «Как рисовать животных?»,
«Фигура человека в тематической картине», «Волшебный пластилин», «Дизайн новогодних
открыток и сувениров», «Творчество И.И. Шишкина», «Основы композиции», «Законы
перспективы», «Декоративно-прикладное
искусство», «Русские народные промыслы», «Виды орнаментов», «Секреты композиции»,
«Его величество силуэт», «Бумажная пластика», «Основы стилизации», «Натюрморт в
истории искусства», «Портрет в истории искусства», «Виды пейзажа», «Художникииллюстраторы», «Иван Билибин», «Исаак Ильич Левитан», «Художественные музеи мира»,
«Государственная Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Русский музей», «Санкт-Петербургмузей под открытым небом», «Картины о Великой Отечественной войне в произведениях
русских художников», «900 дней мужества», «Тестовые задания». Интерактивные игры:
«Виды и жанры изобразительного искусства», «Как и чем работает художник?», «Вопросы
художника», «Художники о войне», «В мире архитектуры и дизайна», «Волшебный мир
мультипликации», «Волшебный карандаш»
Учебные пособия: муляжи фруктов, овощей, драпировки, гипсовые модели
геометрических тел, образцы народного декоративно-прикладного творчества, таблицы,
плакаты, индивидуальный раздаточный материал этапов рисования и росписи.
Памятки по работе с художественными материалами и инструментами.
Информационные источники
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (п.1,2,3,9 ст. 13; п.1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст.ЗЗ, ст.34, ст.75);
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования»(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 г. № 41)
Список литературы для педагога:
1.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному
искусству. – М.:Гуманитар,2004,-2004.Всё о живописи. Самые знаменитые художники / сост.
И.И. Мосин. – Вильнюс, USB «Bestiary», 2012.
2.
Алексеева В.В. Что такое искусство?- М. Просвещение, 1991.Всё о музеях мира. –
СПб: «СЗКЭО «Кристалл»», 2007.
3.
Всё о стилях в мировой архитектуре.- Вильнюс, USB «Bestiary», 2012
4.
Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. «Творчество и преодоление стереотипов». СПб,
1994.
5. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников/ авт.-сост.
С.А. Казначеева, С.А.Бондарева.- Волгоград: Учитель, 2009.
6. Изобразительное искусство: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты,
викторины/авт.-сост. О.В.Павлова.-Волгоград: Учитель, 2011.
7.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания
школьников, 3-е дополненное издание. М., 2005 .
8.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительной деятельности детей. – М.:
Художник, 1980.
9.
Котова И.Н., Комарова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.:
«Паритет», 2010.
10.
Клод Моне / С. Патен. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
11.
Моисеева Г.А., Семенова М.Н. Занятия изобразительным искусством в школе
продленного дня. – М.: Просвещение, 1982.
12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
13.
Неменский Б.М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд (1-9
кл.)». – М.: Министерство образования РФ, 2012.
14.
Передвижники/ Конечна Р.Д., Топурия Н.А., Лазарев М.П.- М.:ООО «Издательство
Астрель», 2003.
15. Программы «Рисунок и живопись», «Мягкая игрушка», «Техническое конструирование»,
«Дизайн и художественное конструирование» / Под ред. В. А. Горского, И.В. Коротова. – М.:
Просвещение, 1988.
16. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время.
– М.: Просвещение, 2007.
17. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеев. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.
18. Рисунок: натюрморт, голова: технологические приёмы выполнения/ авт.-сост. А.А.
Лагутин. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с
19. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной
среде. М., 1998.-
Календарный учебный график
на 2021-2022 учебный год
педагог: Каранаева Заира.Камалутдиновна,
№
п/п
Ме Чис
сяц ло
Врем
я
прове
д
Форма
занятия
1
Теория
практика
2
Теория
Практика
Практика
3
4
5
Теория
Практика
Практика
Ко Тема занятия
лво
час
ов
2
Вводноезанятие.
Техника безопасности
по охране труда при
создании художественных работ. Знакомство
с королевой кисточкой.
Видео.
2
Рисунок с натуры осенних
листьев
2
Рисунок с натуры осенних
листьев
2
Парк осенью. Тематическое
рисование
2
Парк осенью. Тематическое
рисование
2
Рисунок с натуры
предметов различной
формы и цвета
2
Рисунок с натуры
предметов различной
формы и цвета
2
Акварель. Рисунок по
сырому». «Ночной
пейзаж»
Место
проведен
ия
Форма
контроля
Учебный
кабинет
Беседа
Просмотр
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Просмотр
Учебный
кабинет
Просмотр
Учебный
кабинет
Просмотр
Выставка
Просмотр
Просмотр
6
Теория
Практика
7
Практика
8
Теория
Практика
9
Практика
2
Акварель. Рисунок по
сырому». «Ночной пейзаж»
Учебный
кабинет
Выставка
10
2
11
Теория
Практика
Практика
Тестовые
задания
Просмотр
12
Теория
2
13
Практика
2
14
Практика
2
15
2
16
Теория
Практика
Практика
17
Теория
2
Учимся писать отражение в Учебный
воде
кабинет
Учимся писать отражение в Учебный
воде
кабинет
Выразительные свойства
Учебный
гуаши. Натюрморт
кабинет
Выразительные свойства
Учебный
гуаши. Натюрморт
кабинет
Выразительные свойства
Учебный
гуаши. Натюрморт
кабинет
«Силуэт» Акварель.
Учебный
Изображение Заката
кабинет
«Силуэт» Акварель.
Учебный
Изображение Заката
кабинет
Такая разная осень.
Учебный
2
2
Просмотр
Выставка.
Выставка.
Выставка.
Выставка.
Просмотр
Выставка.
18
Практика
Практика
2
19
Теория
2
20
Практика
2
21
Практика
2
22
Теория
Практика
Практика
2
Пейзаж настроение
Такая разная осень.
Пейзаж настроение
«Плывёт кораблик»
Образ воды. Акварель
Плывёт кораблик»
Образ воды. Акварель
Плывёт кораблик»
Образ воды. Акварель
«Веточка рябины» Гуашь
2
«Веточка рябины» Гуашь
Теория
Практика
Теория
Практика
Практика
2
Открытка ко Дню матери
2
Прогулка по зимнему лесу
2
Прогулка по зимнему лесу
2
Зимние забавы
28
Теория
Практика
Практика
2
Зимние забавы
29
Теория
2
Мастерская Деда Мороза
Письмо открытка
30
Практика
2
«Вальс снежинок».
31
Практика
2
Новогодняя гирлянда
32
Практика
2
Наряды для ёлочки(объемные
игрушки
33
Теория
2
Что за чудо эти сказки!
34
Практика
2
Что за чудо эти сказки!
Самостоятельная работа.
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
35
Практика
2
Что за чудо эти сказки!
Инструктаж по ТБ
Учебный
кабинет
Выставка.
36
Теория
Практика
2
Портрет снегурочки
Учебный
кабинет
Выставка.
37
Практика
2
Портрет снегурочки
Выставка.
38
2
39
Теория
Практика
Практика
2
Весёлый зоопарк
40
Практика
2
Весёлый зоопарк
41
Теория
Практика
Практика
2
Поздравляем пап
Открытка
Самолетики. Танки
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
23
24
25
26
27
42
2
Весёлый зоопарк
Выставка.
Просмотр
Выставка.
Выставка.
Просмотр
Выставка.
Просмотр
Просмотр
Выставка
Демонстраци
я.
Высатвка
Просмотр
Выставка.
Выставка.
Выставка.
Зачет
Выставка.
Выставка.
Выставка.
Выставка.
Выставка.
Просмотр
Просмотр
кабинет
Защитники Отечества
Учебный
кабинет
Мамин праздник
Учебный
кабинет
Мамин праздник
Учебный
кабинет
Графика.
Декоративный Учебный
цветок
кабинет
Графика.
Декоративный Учебный
цветок
кабинет
Живопись, гуашь.
Учебный
Анималистический жанр.
кабинет
43
Практика
2
44
Теория
Практика
Практика
2
2
47
Теория
Практика
Практика
48
Теория
2
49
Практика
2
50
Теория
Практика
Практика
2
Теория
Практика
Практика
2
2
55
Теория
Практика
Практика
56
Теория
2
57
Практика
2
Космические приключения
58
Практика
2
Космические приключения
59
Теория
Практика
Практика
2
Зайчик-попрыгайчик» Гуашь
2
Зайчик-попрыгайчик» Гуашь
Теория
Практика
Практика
2
2
64
Теория
Практика
Практика
65
Теория
2
66
Практика
2
Элементы городецкой
росписи
Элементы городецкой
росписи
Роспись
деревянной
лопаточки
Роспись
деревянной
лопаточки
Графика. Составление узора
растительных форм
Графика. Составление узора
растительных форм
67
Практика
2
45
46
51
52
53
54
60
61
62
63
2
2
2
2
2
2
2
Рисуем собаку
Живопись,
гуашь. Учебный
Анималистический
жанр. кабинет
Рисуем котенка
Монотипия «Бабочка»
Учебный
«Рыбка»
кабинет
Монотипия
«Бабочка» Учебный
«Рыбка»
кабинет
Рисуем зверушек из пятна
Учебный
кабинет
Рисуем зверушек из пятна
Учебный
кабинет
«Земляника, красная клубника» Учебный
Гуашь
кабинет
«Земляника, красная
Учебный
клубника» Гуашь
кабинет
Космические приключения
Учебный
кабинет
Экскурсия в музей
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Выставка.
Просмотр
Выставка
Просмотр
Просмотр
Выставка.
Просмотр
Просмотр
Тестовое
задание
Выставка.
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Просмотр.
Просмотр
Просмотр
Просмотр
Итоговая
выставка.
Экскурсия.
68
Теория
Практика
2
69
Практика
2
70
2
71
Теория
Практика
Практика
Динамика в изобразительном
искусстве.
Композиция
«Ветер»
Динамика в изобразительном
искусстве.
Композиция
«Ветер»
Декоративный букет
2
Декоративный букет
72
Практика
2
Итоговое занятие
кабинет
Учебный
кабинет
Просмотр
Учебный
кабинет
Просмотр
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Выставка.
Выставка.
Выставка
Награждение