Айгумова Н.С.

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 8
От «30» августа 2021г.

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа 2021г.

Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей

«Кройка и шитье»
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 8-14лет.
Срок реализации: 1 год(144ч)

Педагог дополнительного образования: Айгумова Н.С.

с.Карабудахкент
2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Пояснительная записка
В наше время умение рукодельничать и шить для себя одежду имеет
большое практическое значение. Это и возможность всегда носить модные и
красивые вещи из доступных материалов, и верный способ сэкономить
деньги и выглядеть презентабельно, ведь «домашний пошив» намного
дешевле готового платья.
Дополнительная общеобразовательная программа «Кройка и шитье»
имеет художественную направленность.
Актуальность Программы Данная программа предполагает дать основы
знаний и навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления
швейных изделий, которые, дадут возможность детям попробовать быть
художником, дизайнером для самого себя, создавая свой индивидуальный
стиль в процессе конструирования и моделирования швейных изделий,
а некоторым из них определиться с будущей профессией. Это имеет большое
практическое значение в дальнейшей жизни ребенка.
Программа востребована со стороны родителей и детей, заинтересованных в
овладении
практическими навыками моделирования и конструирования
одежды.
Программа разработана в соответствии с действующими нормативными
документами:

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года;

2.Рекомендации Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.4.12-51-03;

3.Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности
гражданина России. (2009г.) – М., Просвещение, 2010.

4.Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа», утвержденная Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 4
февраля 2010г. Пр -271 1.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. М., Просвещение,2010.

6.Модель алгоритма деятельности общеобразовательных учреждений в
условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов
локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень), РАО.

7.Примерная программа внеурочной деятельности.
Основное
образование. М., Просвещение, 2010.

6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241

«О
внесении
изменений
в
Федеральный
государственный
образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. №373.

9.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей.

10. Устав МБУ ДО «ЦДОД Карабудахкентского района"».
Педагогическая целесообразность. Программа направлена на
формирование у обучающихся практических трудовых навыков,
эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора.
Обучающимся предоставляется возможность для освоения навыков ручного
и машинного шитья, конструирования, приобретения навыков работы с
необходимыми инструментами.
Рукоделие благотворно влияет на развитие ребенка, способствуют развитию
мелкой пальцевой моторики, координации движений рук и глаз.
Программа формирует начальный опыт обучения основам конструирования
и моделирования одежды, способствует созданию условий для
формирования творческой личности, развития наглядно-образного
мышления. Оно может стать предпосылкой творческой деятельности
взрослого человека – рабочего, ученого, инженера, художника,
представителя творческой профессии.
Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и
способ экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей
профессии.
Создание одежды это занятие, способное воспитать эстетические чувства,
подготовить обучающихся к будущей семейной жизни, это мастерство, не
знающее границ в творчестве
Цель Программы: Создание условий для развития творческих способностей
ребенка через вовлечение в процесс конструирования, моделирования и
изготовления швейных изделий.
Задачи:
личностные
- развитие самостоятельности и аккуратности, трудовых навыков;
- формирование общественной активности, гражданской позиции,
- формирование навыков здорового образа жизни;
- формирование эстетического вкуса.
метапредметные:
- развитие исследовательских учебных действий;
- мотивация к проектной деятельности:
- актуализация школьных знаний по математике, черчению, рисованию;

- формирование навыков работы с Интернет-ресурсами и информационными
материалами.
образовательные (предметные):
- формирование знаний по основам проектирования, конструирования и
моделирования швейных изделий с использованием ИКТ и технологической
последовательности изготовления изделия, освоение техники шитья.
- ознакомление с историей возникновения и развития различных видов одежды;
- овладение технологическими навыками и приемами работы со
швейным
оборудованием и материалами для изготовления швейных изделий и их
реставрации.
Отличительной особенностью Программы, от уже существующих, является
то, что учебный материал учитывает новые способы и методы моделирования
и конструирования швейных изделий, Большая часть занятий по программе
отводится на выполнение проекта, когда шитье своими руками превращается в
творческий процесс и учащиеся могут самостоятельно выполнить свои идеи и
замыслы в реальные, конкретные изделия, а педагог выступает в роли
консультанта.
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы
В группу принимаются все желающие дети в возрасте с 8 до 14 лет.
Количество учащихся в группе 15 человек.
Сроки реализации Программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 учебных недель. 144 учебных
часа.
Формы занятий. Форма обучения очная. Основная форма организации
учебное занятие (групповое). Также предусмотрены мелкогрупповые занятия.
Также применяются такие формы как:
- игра;
- экскурсия;
- выставка;
- мастер-класс;
- обсуждение;
- проект.
- беседа
- рассказ;
Режим работы:
2 раза в неделю по 45 мин с одним 10 минутным перерывом.
Ожидаемые результаты
В ходе освоения Программы учащиеся должны
знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами;
- правила дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов
материальной культуры;

- название и назначение материалов, инструментов, приспособлений
используемых при работе на занятиях по кройке и шитью и правила безопасной
работы с ними;
- правила моделирования, конструирования и презентации выполненных
изделий;
- основные этапы проектной деятельности ;
- специальные термины, применяемые при работе.
уметь:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;
- анализировать предложенное учебное задание;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания
в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять практические задания различных уровней сложности, с опорой на
чертёж (эскиз), схему
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на
всех её этапах;
- применять приобретенные навыки для осуществления творческой
деятельности;
- работать с Интернет-ресурсами и информационными материалами;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом,
подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
формулировать
проблему,
проводить
коллективное
обсуждение
предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- доказывать своё мнение.
Способы определения результативности: итоговая аттестация,
творческая работа.
Формой подведения итогов реализации программы является отчетная
выставка работ обучающихся.
Учебно-тематический план
(1 год обучения).
№ Наименование раздела,
п/п темы
1
Вводное занятие
2 Материаловедение

3.

.Ручные работы

Количество часов
Всего
теория
практ.
2
2
10
4
6

8

3

5

Форма занятий.
Рассказ. беседа
Беседа.
Практическое занятие.
Обсуждение
Беседа.
Практическое занятие.
Обсуждение

4

Основы
машиноведения

10

4

6

5.

Конструирование и
моделирование и
изготовление швейных
изделий

60

14

46

6.

Новая жизни старых
вещей

42

12

30

7

Праздники,
тематические вечера,
экскурсии
Итоговое занятие
Итого

10

2

8

2
144

2
43

101

-

8
9

Лекция, рассказ
Практическое занятие
Мастер-класс.
Лекция ,рассказ,
Работа с Интернет-ресурсами.
Практическое
занятие.
Проект
Рассказ,
Работа с Интернет-ресурсами.
Практическое
занятие
экскурсия, игра
Выставка детских работ.

Содержание Программы
1. Вводное занятие ( 2 часа).
Теоретические сведения. Цель и задачи освоения Программы. Режим работы.
Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
2. Материаловедение (10 часов).
Вводное занятие: Теоретические сведения: Знакомство с историей развития
одежды. Одежда как индивидуальная формой материальной культуры народа
Понятие "сезонная одежда": Краткая характеристика основных групп
швейных материалов
Основные занятия: Теоретические сведения: Ткани, их структура и цвет.
Искусственные и натуральные ткани . Свойства тканей. Ассортимент
нетканых, прокладочных и утепляющих материалов, их свойств. Материалы
для соединения деталей одежды. Одежная фурнитура и отделочные
материалы. Коррекция фигуры с помощью тканей различной структуры и
цветовой гаммы.
Практические занятия: Определение виды тканей по внешнему виду и на
ощупь .
Составление альбома с образцами тканей.
Итоговое занятие по теме: коллективное обсуждение выполненных работ.
3. Ручные работы (8 часов).
Вводное занятие: Теоретические сведения:
Теоретические сведения: Организация рабочего места для ручных работ.
Применяемые инструменты и приспособления. Виды ручных стежков и их
назначение. Приемы выполнения ручных стежков. Подбор игл и ниток.

Приемы пользования иглой и наперстком. Изготовление закрепок,
обмётывание петель, пришивание пуговиц, крючков, кнопок.
Практические занятия: Выполнение образцов ручных швов (сметочный.
копировальный, наметочный, обметочный, стачной, потайной).
Составление альбомы с видами ручных стежков.
Итоговое занятие по теме: коллективное обсуждение выполненных работ.
4. Основы машиноведения (10 часов).
Теоретические сведения: Виды швейных машин. Освоение навыков
правильной посадки за машиной. Пуск и остановка машины. Подбор номеров
игл и ниток, намотка ниток на шпульку. Установка изделия под иглой.
Регулирование частоты стежков для различных тканей и натяжения нитей.
Уход за машиною. Виды машинных швов и строчек. Их назначение.
Терминология машинных работ и машинных строчек.
Практические занятия: Выполнение образцов строчек и швов на швейной
машине (соединительные и краевые). Закрепление концов строчек.
Стачивание двух срезов деталей. Соединение срезов деталей стачным
швом, накладным швом с открытым и закрытым срезами. Выполнение
шва запошивочного, двойного , различного вида краевых и отделочных
швов.
Составление альбома с видами машинных строчек.
Итоговое занятие по теме: коллективное обсуждение выполненных работ.
5. Технология изготовления швейных изделий. Конструирование,
моделирование и изготовление одежды (60 часов).
Вводное занятие: Теоретические сведения Оборудование, материалы,
инструменты для занятия и их назначение. Приемы безопасной работы.
Правила техники безопасности при работе на швейных машинах. Безопасные
приемы работы с ножницами, иглами.
Правила работы с тканью,
выкройками, лекалами.
Основные занятия: Теоретические сведения:. Определение размера фигуры
по таблице размеров. Условные обозначения. Правила снятия мерок
Корректировка выкроек на индивидуальную фигуру. Перевод выкроек на
бумагу и раскрой деталей изделия. Сметывание и примерка изделия.
Исправление дефектов посадки.. Работа с инструкцией по пошиву швейных
изделий: рекомендуемые ткани и определение их расхода; припуски на швы;
план экономичной раскладки выкройки на ткани; последовательность
технологической обработки изделия. Виды отделок одежды.. Декоративное и
практическое применение отделки в одежде .
Практические занятия: Снятие мерок .Проектирование и изготовление
изделий с примерками (снятие мерок, изготовление выкройки,
корректировка выкройки по фигуре. Раскрой деталей изделия, экономная
раскладка выкройки на ткани. Расчет ткани на выбранный фасон изделия.
Выполнение нескольких вариантов раскладки выкройки на ткани различной
ширины.
Сшивание деталей, сборка изделия, оформление готового изделия).
Изготовление отрезного фартука с оборками по индивидуальному проекту.

Изготовление юбки на сборке.
Изготовление юбки на поясе.
Изготовление цельнокроеного сарафана.
Изготовление летней блузы с рукавом реглан (татьянка)
Изготовление комплекта постельного белья
Работа с Интернет-ресурсами и с журналами мод (зарисовки и выполнение
эскиза модели)
Итоговое занятие по теме : коллективное обсуждение выполненных работ.
6. Новая жизнь срых вещей (42 часов)
Вводное занятие: Теоретические сведения: Что такое декоративный ремонт
одежды. Виды декоративного ремонта (отделка окантовкой, декоративные
соединительные швы, заплатки, укорачивание, изменение размера швейного
изделия). Использование старых вещей для создания новых швейных
изделий.
Основные занятия: Теоретические сведения: Реставрация одежды.
Виды заплаток (внутренняя, внешняя, фигурная, контрастная, декоративная,
художественная). Принцип подбора тканей для разных видов заплатки.
Декоративный ремонт одежды. Укорачивание низа юбки, брюк, платья,
блузки. Использование старых вещей для изготовления нового швейного
изделия (декоративная подушка, сумка, одежда для кукол, кухонные
полотенца и т.д.)
Практические занятия: Подбор ткани для заплатки. Наложение заплаток на
швейные изделия, требующие ремонта. Укорачивание швейных изделий.
Изготовление сумки из старых джинсов.
Работа с Интернет-ресурсам и с журналами мод (зарисовки и выполнение
эскиза модели), работа по подбору тканей.
7. Итоговое занятие. Итоговая выставка детских работ.
Организационно-педагогическое и методическое обеспечение
реализации программы
Календарный учебный график
№

Месяц

Число

Форма
занятий

Кол-во
часов

1

Теория

2 ч.

2

Теория
Практика

2 ч.

3

Теория
Практика

2ч

п/п

Время
провед
ения
занятий

Тема занятий

Место
проведения

Цель и задачи объединения. Учебный
Режим
работы.
План кабинет
занятий..Инструменты
и
материалы, необходимые для
работы. Организация рабочего
места.
Правила техники
безопасности,
Учебный
Материаловедение.
кабинет
Вводное занятие .

Ткани, их структура и цвет. Учебный
Искусственные
и кабинет
натуральные
ткани
.

Форма
контроля

Опрос

Опрос.
Опрос,
Выполненное

4

Теория
Практика

2ч

5

Практика

2ч

6

Теория

2 ч.

7

Теория
Практика

2 ч.

8

Практика
Теория

2 ч.

9

Теория
Практика

2 ч.

10

Теория
Практика

1ч.
1ч

Свойства
тканей.
Ассортимент
нетканых,
прокладочных и утепляющих
материалов, их свойств.
Ткани, их структура и цвет.
Искусственные
и
натуральные ткани. Свойства
тканей.
Ассортимент
нетканых, прокладочных и
утепляющих материалов, их
свойств. Определение виды
тканей по внешнему виду и
наощупь .
Одежная
фурнитура
и
отделочные
материалы.
Коррекция
фигуры
с
помощью тканей различной
структуры
и
цветовой
гаммы.
Подбор
фурнитуры
к
образцам ткани
Коллективное обсуждение
выполненной работы.

задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание

Организация рабочего места
для
ручных
работ.
Применяемые инструменты
и приспособления. Виды
ручных стежков и их
назначение.
Приемы
выполнения ручных стежков.
Выполнение
образцов
ручных швов (сметочный.
копировальный,
Виды ручных стежков и их
назначение.
Приемы
выполнения ручных стежков.
Выполнение
образцов
ручных швов (наметочный,
обметочный,
стачной,
потайной)

Учебный
кабинет

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Приемы пользования иглой и
наперстком.
Изготовление
закрепок,
обмётывание
петель,
пришивание
пуговиц, крючков, кнопок.
Составление
альбомы
с
видами ручных стежков
Коллективное
обсуждение
выполненных работ

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное

11

Теория
Практика

2 ч.

12

Практика

2 ч.

Теория
Практика

13

Теория
Практика

2 ч.

14

Теория
Практика

2 ч.

15

Теория
Практика

2 ч.

16

Теория
Практика

2 ч.

Виды
швейных
машин.
Освоение
навыков
правильной
посадки
за
машиной. Пуск и остановка
машины. Уход за машиною
Подбор номеров игл и ниток,
намотка ниток на шпульку.
Установка изделия под
иглой. Регулирование
частоты стежков для
различных тканей и
натяжения нитей. Виды
машинных швов и строчек.
Их назначение.
Терминология машинных
работ и машинных строчек.
Выполнение образцов
строчек и швов на швейной
машине (соединительные и
краевые).
. Виды машинных швов и
строчек. Их назначение.
Терминология машинных
работ и машинных строчек.:
Выполнение образцов
строчек и швов на швейной
машине (запошивочного,
двойного , различного вида
краевых и отделочных швов.
различного вида краевых и
отделочных швов.
Виды машинных швов и
строчек. Соединение срезов
деталей
стачным швом,
накладным
швом
с
открытым
и
закрытым
срезами.
Составление
альбома с видами машинных
строчек
Коллективное
обсуждение
выполненных работ.

Учебный
кабинет

задание
Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание

Оборудование, материалы, Учебный
инструменты для занятия и кабинет
их
назначение.
Приемы
безопасной работы. Правила
техники безопасности при
работе на швейных машинах.
Безопасные приемы работы с
ножницами,
иглами.

Правила работы с тканью,
выкройками, лекалами.
Определение
размера
фигуры по таблице размеров.
Условные
обозначения.
Правила
снятия
мерок.
Снятие мерок.
Корректировка выкроек на
индивидуальную
фигуру.
Перевод выкроек на бумагу и
раскрой деталей изделия.
Рекомендуемые
ткани,
определение их расхода;
припуски
на
швы,
экономичная
раскладка
выкройки
на
ткани;
последовательность
технологической обработки
изделия.
Виды
отделок
одежды.. Декоративное и
практическое
применение
отделки в одежде.
Изготовление
отрезного
фартука с оборками по
индивидуальному проекту.
Работа с Интернет-ресурсами
по выбору образца изделия.
Снятие мерок, изготовление
выкройки.
Изготовление фартука .
Выкраивание и сшивание
деталей.

17

Теория
Практика

2 ч.

18

Практика

2 ч.

19

Теория
Практика

2 ч.

20

Теория

2 ч.

21

Практика

2 ч.

22

Практика

2 ч.

Изготовление фартука.
Выкраивание и сшивание
деталей.

Учебный
кабинет

23

Практика

2 ч.

Изготовление фартука.
Оформление изделия

Учебный
кабинет

24

Теория

2 ч.

Учебный
кабинет

25

Практика

2 ч.

26

Практика

2 ч.

Изготовление юбки на
сборке.
Работа с Интернет-ресурсами
по выбору образца изделия.
Снятие мерок, изготовление
выкройки.
Изготовление
юбки
на
сборке
Выкраивание и сшивание
деталей.
Изготовление
юбки
на

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный

Опрос,

27

Практика

2ч

28

Теория

2ч

29

Практика

2ч

30

Практика

31

кабинет
сборке
Выкраивание и сшивание
деталей.
Изготовление
юбки
на Учебный
кабинет
сборке
Оформление изделия.

Изготовление юбки на поясе.
Работа с Интернет-ресурсами
по выбору образца изделия.
Снятие мерок, изготовление
выкройки.
Изготовление юбки на поясе.
Выкраивание и сшивание
деталей.

Учебный
кабинет

2ч

Изготовление юбки на поясе.
Выкраивание и сшивание
деталей.

Учебный
кабинет

Практика

2ч

Изготовление юбки на поясе.
Оформление изделия.

Учебный
кабинет

32

Теория

2ч

Учебный
кабинет

33

Теория
Практика

2ч

34

Практика

2ч

Изготовление
цельнокроеного сарафана.
Работа с Интернет-ресурсами
по выбору образца изделия.
Снятие мерок, изготовление
выкройки
Изготовление
цельнокроеного сарафана.
Работа с Интернет-ресурсами
по выбору образца изделия.
Снятие мерок, изготовление
выкройки
Изготовление
цельнокроеного сарафана.
Выкраивание и сшивание
деталей.

35

Практика

2ч

36

Практика

37

Теория

Учебный
кабинет

Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Изготовление
цельнокроеного сарафана.
Выкраивание и сшивание
деталей.

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

2ч

Изготовление
цельнокроеного сарафана.
Оформление изделия.

Учебный
кабинет

2ч

Изготовление летней блузы с Учебный
кабинет
рукавом реглан (татьянка).
Работа с Интернет-ресурсами

Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание

по выбору образца изделия.
Снятие мерок, изготовление
выкройки
Изготовление летней блузы с
рукавом реглан (татьянка).
Выкраивание и сшивание
деталей
Изготовление летней блузы с
рукавом реглан (татьянка).
Выкраивание и сшивание
деталей
Изготовление летней блузы с
рукавом реглан (татьянка).
Оформление изделия

38

Практика

2ч

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

39

Практика

2ч

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

40

Практика

2ч

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание

41

Теория

2ч

Изготовление комплекта
постельного белья. Расчет
ткани. Работа с Интернетресурсами по выбору
модели.

Учебный
кабинет

42

Теория
Практика

2ч

Изготовление комплекта
постельного белья.
Экономный расклад ткани
для выкраивания.
Изготовление наволочек.

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

43

Практика

2ч

Изготовление комплекта
постельного белья.
Изготовление простыни и
пододеяльника.

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

44

Практика

2ч

Изготовление комплекта
постельного белья.
Изготовление
пододеяльника.

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

45

Практика

2ч

Изготовление комплекта
постельного белья.
Изготовление пододеяльника

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

46

Теория

2ч

Коллективное
обсуждение Учебный
выполненных работ.
кабинет

Опрос.

47

Теория

2ч

Декоративный
ремонт Учебный
одежды.
Виды кабинет
декоративного
ремонта
(отделка
окантовкой,
декоративные
соединительные
швы,
заплатки,
укорачивание,
изменение размера швейного
изделия).
Использование

Опрос,
Выполненное
задание

старых вещей для создания
новых швейных изделий.
Показ слайд - шоу. "Идеи для
дома"
Реставрация одежды
Виды заплаток (внутренняя,
внешняя, фигурная,
контрастная, декоративная,
художественная). Принцип
подбора тканей для разных
видов заплатки.
Изготовление образцов
заплаток.
Подбор ткани для заплатки.
Наложение заплаток на
швейные изделия требующие
ремонта.
Подбор ткани для заплатки.
Наложение заплаток на
швейные изделия требующие
ремонта.
Декоративный ремонт
одежды. Укорачивание низа
юбки, брюк, платья, блузки.
Выполнение пробных
образцов
Практическая работа по
декоративному ремонту
одежды. (по выбору уч-ся)

48

Теория
Практика

2ч

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

49

Теория
Практика

2ч

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

50

Практика

2ч

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

51

Практика

2ч

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

52

Практика

2ч

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание

53

Практика

2ч

Практическая работа по
декоративному ремонту
одежды. (по выбору уч-ся)

Учебный
кабинет

54

Практика

2ч

Практическая работа по
декоративному ремонту
одежды. (по выбору уч-ся)

Учебный
кабинет

55

Практика

2ч

Практическая работа по
декоративному ремонту
одежды. (по выбору уч-ся)

Учебный
кабинет

56

Практика

2ч

Учебный
кабинет

57

Теория
Практика

2ч

Использование старых вещей
для изготовления нового
швейного изделия
(декоративная подушка,
сумка, одежда для кукол,
кухонные полотенца и т.д.).
Демонстрация изделий,
показ слайд-шоу "Стильные
штучки
Изготовление сумки из
старых джинсов. Работа с

Учебный
кабинет

Опрос,
Выпол-

Интернет-ресурсами по
выбору образца изделия.
Изготовление выкройки.
Подбор ткани.
Изготовление сумки из
старых джинсов. Сшивание
деталей. для создание целого
полотна..
Изготовление сумки из
старых джинсов. Сшивание
деталей. для создание целого
полотна
Работа с выкройкой
Изготовление наружной
части сумки по
заготовленной выкройке.

ненное
задание

58

Теория
Практика

2ч

59

Теория
Практика

2ч

60

Теория
Практика

2ч

61

Практика

2ч

62

Практика

2ч

63

Практика

2ч

64

Практика

2ч

Оформление готовой сумки Учебный
(ручки, карманы, люверсы, кабинет
украшения)

65

Практика

2ч

Оформление готовой сумки Учебный
(ручки, карманы, люверсы, кабинет
украшения

66

Теория

2ч

Коллективное
обсуждение Учебный
кабинет
выполненных работ

67

Теория

2ч

68

Практика

2ч

Тематическая беседа "Никто Учебный
кабинет
не забыт, ничто не забыто"
Учебный
Кулинарный поединок

69
70
71
72

Практика
Практика
Практика
Теория

2ч
2ч
2ч
2ч

Изготовление подкладки для
сумки.
Технологические
этапы вшивания подкладки.
Вшивание подкладки.
Изготовление подкладки для
сумки.
Технологические
этапы вшивания подкладки.
Вшивание подкладки.
Вшивание
подкладки
в
сумку.

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание

Учебный
кабинет

Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Опрос,
Выполненное
задание
Беседа
Беседа

кабинет

Структура занятия.

Экскурсия в музей
Парк
Экскурсия в парк
ЦДОД
Игра Эрудит
Итоговое занятие. Выставка ЦДОД
детских работ.

Беседа
Беседа
Беседа.
Выставка

1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изложение новой темы (теоретические сведения).
4. Практическая работа.
5. Подведение итогов занятия.
На занятиях используются:
- проектные разработки и работы;
- схемы, графики, эскизы, выкройки;
- раздаточный дидактический материал;
- тематические папки (образцы. ручных швов, образцы машинных швов,
соединение деталей и т.д.)
- подборка наглядных и информационных материалов;
- образцы изделий ;
- научная, методическая и правовая литература (может находиться на
современных магнитных и лазерных диски, видеопленки и т.д.) и на
традиционных (печатные материалы) носителях информации.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические
циклы:
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике, формирование практических умений;
- контроль знаний.
Схема занятий построена таким образом. чтобы теоретические вопросы по
каждой теме предшествовали практическим работам.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
- помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям,
мебель(столы, стулья);
- швейные машинки (механические, с электрическим приводом (4 шт.)),
оверлок, утюг, гладильная доска, раскроечный стол,
- учебно-наглядные пособия (проектные работы учащихся, образцы готовых
изделий и работ, фотографии работ, технологические карты, выкройки
- информационные материалы : журналы, книги, компьютерные презентации.
Формы учебного занятия
- словесный (устное изложение (лекция беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, фото,
образцов изделий, демонстрационный показ педагогом технологических
этапов выполнения работы, практический (выполнение работ по
инструкционным картам, схемам и др.);
- метод комплексного обучения, когда более
опытные ученики объединяются с менее опытными при
выполнении индивидуальных и коллективных творческих работ.
- экскурсии;
- мастер-класс;
- выставка.
- игра
- работа с Интернет-ресурсами и информационными материалами.

Одним из наиболее применяемых в реализации программы методов
является беседа. Беседа часто сочетается с рассказом, объяснением. Рассказ
применяется для того, чтобы подкрепить учебную информацию примерами
из истории, жизни. Используется рассказ для изложения нового материала и
закрепления пройденного материала. Объяснение имеет место при
ознакомлении учащихся с новым материалом, технологическими,
психологическими понятиями: технологический процесс, склонности,
способности, профессия и т.п. Этот метод применяется и для изложения
последовательности раскроя и пошива одежды, он сопровождается
демонстрацией таблиц, технологического оборудования, инструментов и т.п .
При последовательном изучении разделов программы, учащиеся.
накапливают практический опыт в изготовлении образцов пошива изделий,
изучают терминологию ручных и швейных швов, знакомятся с различными
видами тканей, их гигиеническими и технологическими свойствами.
Изучают различные виды швейных машин, знакомятся с их классификацией.
Определяют неполадки в работе машин и учатся их устранять. К концу
учебного года учащиеся могут выполнять основные виды работ по
изготовлению швейных изделий, пользоваться лекалами, выкройками.
В разделах Основы машиноведения" и "Ручные работы", включено только
то, что необходимо при пошиве швейных изделий. Очень важно, что весь
раздел предварительно прорабатывается на образцах из тканей и
оформляется в альбом. Тем самым достигается лучшее усвоение материала,
накопление информации и самостоятельности в работе при составлении
плана технологической обработки швейных изделий.
Программа предполагает применение следующих технологий:
Личностно-ориентированная технология. Личностно-ориентированное
обучение рассматривает учащегося как полноправного субъекта
педагогического процесса и обеспечивает развитие и саморазвитие личности
учащегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как
субъекта познавательной и профессиональной деятельности.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровая
форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной
деятельности. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся
и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом.
Здоровьесберегающие технологии: Сохранение здоровья учащихся через
просвещение в области здоровьесбережения, привитие навыков здорового
образа жизни, правил дорожного движения, навыков личной гигиены,
гимнастики для глаз, рук, соблюдения режима освещенности, времени
занятий и отдыха.
Информационно-компьютерные технологии. (Демонстрация наглядных
пособий : презентации, видеофильмы, слайд-шоу, рисунки, плакаты делает

занятие интересным, увлекательным, запоминающим. На высоком
эмоциональном уровне, дети лучше усваивают учебный материал, проявляют
интерес, старательность, усидчивость .
Проблемно-поисковая технология – организация учебного процесса, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а
также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по
разрешению проблем. Основу теории составляет идея использования
творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно
сформулированных заданий. Достоинства проблемного обучения:
- высокая самостоятельность учащихся;
- формирование познавательного интереса или личностной мотивации
учащегося.
Для создания устойчивого интереса детей к самостоятельному
индивидуальному пошиву и изготовлению чертежа выкройки изделия,
необходимо постепенное обучение детей основам кройки и шитья.
Необходимо знакомство с модными тенденциями, с изделиями
отечественных и мировых модельеров, чтобы пробудить интерес к данному
виду творчества и развивать стремление сначала копировать, а затем
создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и
мелкогруппового
обучения дает возможность дифференцированного
подхода к обучению каждого ученика с учетом его индивидуальных
способностей.
В процессе обучения учащимся дается возможность изготовить изделия
разного вида сложности и по окончании обучения научиться оценивать свои
способности и возможности и качественно выполнять выбранное изделие.
Все это позволяет к концу обучения получить следующие
Содержание воспитания.
1.Патриотическое воспитание:
- экскурсия в музей – усадьбу Лазаревых;
- участие в социально-значимых акциях (День матери, День села, празднование
Уразы
2.Трудовое воспитание осуществляется постоянно на каждом занятии. В ходе
освоения Программы формируется положительное отношение к труду;
развивается познавательный интерес к знаниям; происходит вооружение
учащихся разнообразными трудовыми навыками; воспитываются такие качества,
как: трудолюбие, ответственность, предприимчивость.
3.Физическое воспитание:
- физкультминутки;
- «минутки здоровья»;
- беседа о вредных привычках;
- беседа «Твоё здоровье».
4.Нравственное воспитание и формирование активной гражданской позиции:
- изготовление подарков воспитанникам учреждения для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

- беседы о толерантности;
- беседы о семейных ценностях;
5.Эстетическое воспитание:
- декоративное оформление изделий;
- показы и выставки;
6.Правовое воспитание:
– беседа « Конвенция о правах ребёнка»;
- беседа «Твои права» (Конституция РФ);
7.Экономическое воспитание:
- экономный расход материала при изготовлении изделий;
8.Экологическое воспитание:
- подкормка птиц в парке п. Фряново;
- беседа «наш дом-Земля»;
- беседа о правилах поведения в природе.

Список литературы.
Для педагога.
1. Белова И.А,, Екшкурская Т.Н., Юдина Е.Н. «Модное платье», Лениздат,
1992 г.
2. Евтушенко М.А., Иерусалимская О.А., Юдина Е.Н. «Для тех, кто шьет»,
Лениздат, 1982 г.
3. Колгина Л.И., Ульянова О.И. «Детская одежда», Ташкент, 1994 г.
4. Фефелова Л.И. «Если вы любите шить», Москва, Ленпромбытиздат, 1993 г.
5. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани», Москва, 1998 г.
6. «Современная энциклопедия домашнего хозяйства», «Как шить красиво»
изд. «Внешсигма», 2000 г.
7. Энциклопедия «Шитье и рукоделие», Москва, 2000 г.
Для детей.
1. Егорова Р.И., Монастырная В.П. «Учись шить», Москва, «Просвещение»,
1989 г.
2. «Азбука шитья», составитель Иванова (по материалам популярной
литературы), Спб, 1994 г.
3. Журналы мод.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».