Абдулхаликова З.

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей Карабудахкентского района»
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол№
от «30» августа 2012г.

«Утверждаю»
Директор МБУ ДО «ЦДОД
Карабудахкентского района»
Абакаров Б.А.
Приказ №_______
от «31» августа 2021г.

Общеразвивающая
программа дополнительного образования детей

Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 8 -15 лет
Срок реализации: 1год обучения

Педагог дополнительного образования: Абдулхаликова З.А.

Карабудахкент
2021

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Данная программа имеет художественную направленность и предназначена для
учащихся 4-7-х классов. Уровни освоения: базовый.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
фантазий» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

«Мир

1. Конвенция

о правах ребёнка (Генеральная Ассамблея ООН
05.12.1989, ратифицирована Верховным Советом СССР).
2. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
в
государственных
образовательных
организациях Санкт- Петербурга, находящихся введении Комитета по
образованию (Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017г. №617р).
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
6. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
7. Методические рекомендации по разработке и оформлению
общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного
образования детей и рабочих программ по курсов внеурочной деятельности» (
Минобрнауки РД ГБУ ДО РД Малая академия наук РД
от 03.09.2019)
8.Устав МБУ ДО «ЦДОД Карабудахкентского района».
Актуальность программы
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является,
наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением
человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их
обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного
искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях.
Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти
годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и
совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то
ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забывались
навсегда.

В настоящее время, несмотря на большое количество видов рукоделия,
методической литературы, творческих коллективов дополнительного образования детей,
уровень декоративно-прикладного развития детей неуклонно снижается.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию
к возрождению искусства рукоделия в общем, опираясь при этом на старые традиции
проведения досуга с введением новых видов рукоделия.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение
азам рукодельных искусств, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который
позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения
не используются трудоёмкие и материалозатрачиваемые техники.
Педагогическая целесообразность программы заключается в правильно
выбранных формах, методах и средствах образовательной деятельности в соответствии с
целью и задачами программы. Основное содержание образования детей в объединении
«Мир фантазий» — практико-ориентированное: здесь ребенок действует сам в ситуации
поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными
памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из
окружающего мира. Это образование — исключительно творческое, потому что
побуждает ребенка находить свой собственный путь. В процессе занятий
художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются
художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие
окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев
рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая
результат своего художественного творчества.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программыот уже существующих в этой области– подбор методики
обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны
так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному..
Занятия проводятся в игровой форме, используются следующие методы обучения: метод
иллюстрации и демонстрации, практической и самостоятельной деятельности, словесные,
и яркие, понятные детям дидактические пособия (технологические карты, образцы и т.д.).
Затем программа чуть усложняется. Детей данного возраста отличает повышенная
познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чемулибо научится, причем делать все по - настоящему, профессионально как взрослые.
Потребность во всём, что для этого необходимо подросток удовлетворяет сам, путем
самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые
увлечены таким же, как и он, делом.
Преимущество предлагаемой программызаключается в том, что при обучении
основное внимание уделяется выработке умений и навыков в области декоративноприкладного творчества, развитию творческих способностей учащихся, организации
проектной деятельности, где каждый из учащихся занимается своим проектом и в то же
время работает на общий результат группы.
Адресат программы
Программа адресована учащимся от 8 до 15 лет, интересующихся декоративноприкладным творчеством, желающих углубленно изучать различные виды рукоделия.
Дети среднего школьного возраста способны не только осознавать получаемые
знания, но и использовать их в практической деятельности. Учащийся, осваивающий

данную программу, стремится реализовать свою потребность в самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, желает расширить свои знания в области
декоративно-прикладного творчества, демонстрирует умение работать в малых группах и
самостоятельно, обладает самокритичностью, умением работать над ошибками. У детей
этой возрастной категории происходят изменения в мышлении, возрастает способность к
логическому мышлению, они способны к проявлению творческого воображения и
творческой деятельности, обладают энтузиазмом. Поэтому крайне необходимо
поддерживать их творческую активность.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие безо всяких собеседований.
Количество учащихся:
в группе - 12-15 человек;
Объем и срок освоения программы
Срок обучения по программе составляет 1 год. Объем часов по программе – 144
часа.
Формы и режим занятий:
1 год обучения (144 часа) - 2 часа в неделю; по два учебных часа, длительность
учебного часа – 40 минут;10 минут перерыв
Особенности организации образовательного процесса
Программа адаптируема для различных возрастных групп.
Программа подразделяется на модули, спланированные с учетом последовательного
пополнения знаний, развития умений и навыков воспитанников. Программа содержит
следующие модули: «Изонить», «Шитье», «Вязание крючком», «Вышивка»,
«Бисероплетение».
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части,
причем большее количество времени занимаетпрактическая часть. Организационная часть
должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и
включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Обучение в объединении построено на основе совместной творческой деятельности
учащихся и педагога. Роль педагога на занятиях заключается прежде всего в активизации
мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической
деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки
совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы. Исходя из этих
положений, и была разработана методика преподавания некоторых разделов. Учитывая
возрастные особенности (потеря интереса к работе при неудачах, быстрое «забывание»
ребенком не воплощенной в дело мысли и т.д.), представляется, что практическая часть
урока всегда должна заканчиваться выполненным изделием (объектом труда).
Каждый год имеет законченный цикл, но вместе является логическим
продолжением предыдущего, что позволяет решать проблему преемственности обучения
по данной программе.
Формы организации деятельности учащихся:
групповые занятия;

индивидуальные занятия (с наиболее одаренными детьми, а также занятия с целью
ликвидации отставания в освоении программы).
Формы проведения занятий
Данная программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая
часть осуществляется через применение следующих методов обучения:





словесные методы – рассказ, беседа, объяснение;
демонстрационный - просмотр и изучение наглядных материалов;
наглядные методы – личный показ педагога, мастер-класс;
с использованием ИКТ.
Практическая часть включает в себя следующие методы обучения:






практические методы – упражнения, задания;
метод самостоятельной работы;
метод оценивания своих работ с работами других учащихся;
репродуктивные и проблемно-поисковые методы.
Также практическая часть предусматривает разработку эскизов,
конструкций, подбор материалов и изготовление всевозможных сувениров.

моделей,

Цель программы
Цель: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в области
декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы













Образовательные:
Научить изготавливать открытки в технике изонить.
Научить правилам подбора нужного материала и его экономного расходования;
Обучить основным приемам вязания крючком;
Обучить технологии изготовления вязаных игрушек
Обучить приемам бисероплетения;
Научить изготавливать игрушки, браслеты, колье, цветы в технике бисероплетения;
Закрепить навыки и пополнить знания, освоить более сложные приемы по
изготовлению мягкой игрушки.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический и художественный вкус обучающихся;
Формировать потребность создавать прекрасное своими руками.
Раскрыть детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного
декоративно-прикладного творчества;
Воспитывать коммуникативные качества.

 Развивающие:
 Развивать воображение, фантазию и конструктивные способности детей;
 Развивать мелкую моторику пальцев, пространственное мышление

 На основе знаний истории, знакомства с изделиями декоративно-прикладного
искусства способствовать развитию творчества и созданию детьми предметов
декоративно-прикладного искусства;
 Формировать у обучающихся интерес к познанию рукоделия.
№ Раздел, тема
п/п

Количество часов

теория практика

Вводное занятие.
Раздел «Изонить»
Раздел «Шитье»
Раздел «Вязание крючком
Раздел «Вышивка крестом»
Раздел «Вышивка лентами»
Раздел «Бисероплетение»

2

2

Начальная
диагностика

6
2
6
4
4
10

18
6
20
14
12
38
2

24
8
26
18
16
48
2

34

110

144

Итоговое занятие
Итого

всего

Фромы
аттестации
(контроля)

Содержание программы
Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. Содержание программы обучения. Выставка работ –
готовых вышивок, игрушек. Техника безопасности при работе в кабинете. Правила
поведения на занятиях.
Практика: Начальная диагностика знаний, умений, навыков
Раздел 1. «Изонить»
1.1 Тема: «Изонить (ниткография). Исторические сведения об изонити»
Теория: Об истории изонити. Показ лучших работ в технике изонити.
1.2 Тема: «Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника
безопасности на рабочем месте. Последовательность работы»
Теория: Организация рабочего места при выполнении работ в технике «изонить».
Материалы, инструменты, необходимые при работе в технике «изонить». Техника
безопасности при работе с острыми инструментами. Последовательность работы.
1.3 Тема: «Приемы заполнения углов»
Теория: Технология заполнения угла: прямого, острого, тупого. Разметка углов.
Практика: Упражнения по разметке и заполнению углов: прямого, острого, тупого.
1.4 Тема: «Приемы заполнения окружности»
Теория: Технология заполнения окружности. Разметка окружности. Хорда. Особые
способы заполнения : заполнение по диаметру, неравномерное заполнение,
полуокружность и спираль, овал.

Практика: Упражнения по разметке и заполнению окружности.
1.5 Тема: «Приемы заполнения треугольника»
Теория: Технология заполнения треугольника. Разметка треугольника.
Практика: Упражнения по разметке и заполнению треугольника.
1.6 Тема: «Приемы заполнения квадрата и ромба»
Теория: Технология заполнения квадрата и ромба. Разметка квадрата и ромба.
Практика: Упражнения по разметке и заполнению квадрата и ромба.
1.7 Тема: «Технология изготовления открытки. Открытка «Уточка»
Теория: Последовательность изготовления открытки.
Практика: Изготовление открытки «Уточка».
1.8 Тема: «Технология изготовления открытки «Бабочка»
Теория: Технология заполнения рисунка «бабочка».
Практика: Изготовление открытки «Бабочка»
1.9 Тема: «Технология изготовления работы «Зайчик»
Теория: Технология заполнения рисунка «зайчик»
Практика: Изготовление миниатюры «Зайчик»
1.10 Тема: «Технология изготовления открытки «Собачка»
Теория: Технология заполнения рисунка «собачка».
Практика: Изготовление открытки «Собачка»
1.11 Тема: «Осенняя фантазия. Итоговое занятие по технике «Изонить»
Практика: Авторское изготовление миниатюры на тему «Осенняя фантазия» в технике
«изонить». Презентация своей работы.
Раздел 2. «Шитье»
2.1. Тема: «Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с
ручными инструментами»
Теория: Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места.
Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и
отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места
при работе с иголкой.
2.2 Тема: «Технология выполнения ручных швов»
Практика:
 Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.
 Швы «Шов вперед иголку», «Назад иголку», «Петельный»,
«Тамбурный», «Косой обметочный» и др.

«Стебельчатый»,

2.3 Тема: «Технология изготовления игольницы»
Теория: Показ лучших работ. Последовательность изготовления игольницы.

Практика: Изготовление игольницы в форме пирожного, морской ракушки, матрешки,
бабочки-коробочки.
Раздел 3. «Вязание крючком»
3.1 Тема: «Организация рабочего места. Материалы, виды крючков. Техника
безопасности»
Теория: История вязания крючком. Организация рабочего места при вязании крючком.
Материалы для вязания (пряжа, нитки), виды крючков. Выбор крючка в зависимости от
толщины пряжи. Техника безопасности при вязании крючком.
3.2 Тема: «Начало вязания. Вязание цепочки»
Практика: Упражнения в вывязывании первой петли. Воздушная петля. Упражнения в
вязании цепочки.
3.3 Тема: «Основные виды петель. Чтение схем»
Теория: Условное обозначение петель. Принцип чтения схем для вязания крючком.
Практика: Упражнения в вязании основных видов петель - столбик, полустолбик, с
одним, двумя и тремя накидами.
3.4 Тема: «Технология вязания полотна»
Теория: Петля поворота. Принцип получения ровного по ширине полотна. Убавление и
прибавление петель.
Практика: Вязание образца полотна.
3.5 Тема: «Технология вязания по кругу»
Теория: Начало вязания – кольцо. Принцип вязания салфеток.
Практика: Вязание мини-салфетки.
3.6 Тема: «Амигуруми. Технология вязания игрушек»
Теория: Что такое амигуруми? История происхождения амигуруми. Правила вязания
игрушек. Принцип получения объемной фигуры.
Практика: Упражнения в вязании объемной фигуры – шара.
3.7 Тема: «Вязание игрушки. Смешарики»
Теория: Этапы вязания игрушки. Выбор и изучение схемы.
Практика: Вязание любого смешарика по выбору обучающегося.
3.8 Тема: «Вязание игрушки. Мишка Тедди»
Теория: Технология вязания мишки Тедди. Изучение схем.
Практика: Вязание игрушки.
3.9 Тема: «Итоговое занятие по разделу «Вязание крючком»
Практика: Мини-выставка вязаных игрушек.
Раздел 4. «Вышивка крестом»
4.1 Тема: «Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника
безопасности»

Теория: Организация рабочего места при вышивании. Канва, мулине, игла с большим
ушком. Техника безопасности при вышивании.






4.2 Тема: «Технология выполнения шва простой крест»
Теория: Основные приемы выполнения шва простой крест
Практика:
Заправка канвы в пяльца.
Закрепление нити в начале и в конце работы.
Упражнения в выполнении шва простой крест.
Стежок «назад иголку» при вышивании контура вышивки
4.3 Тема: «Чтение схем. Выбор схемы»
Теория: Виды схем для вышивки крестом – цветная, знаковая, смешанная. Правильное
расположение вышивки. Чтение схемы.
Практика: Выбор правильного расположения вышивки, чтение схемы и ключей.
4.4 Тема: «Вышивание небольших мотивов»
Практика: Вышивание миниатюры по выбору обучающегося.
4.5 Тема: «Итоговое занятие по разделу «Вышивка крестом»
Практика: Мини-выставка вышитых сувениров.
Раздел 5. «Вышивка лентами»
5.1 Тема: «Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Техника
безопасности»
Теория: История вышивки лентами. Организация рабочего места при вышивании
лентами. Материалы, инструменты, используемые при вышивке лентами. Техника
безопасности при работе с иглой.
5.2 Тема: «Основные приемы и швы при вышивании лентами»
Теория: Закрепление узелка на ленте. Закрепление шва. Перевод рисунка на ткань. Швы,
используемые при вышивке лентами.
Практика: Упражнения по закреплению узелка на ленте, закреплению шва. Упражнения
в выполнении швов, используемых при вышивке лентами: тамбурный, петля,
стебельчатый, узелки, ленточный и др.
5.3 Тема: «Вышивание миниатюры, картины в технике «Вышивка лентами»
Теория: Знакомство с печатными изданиями по рукоделию. Выбор схемы.
Практика: «Вышивание небольших мотивов на салфетках и миниатюрах».
Раздел 6. «Бисероплетение»
6.1 Тема: «Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Техника
безопасности»
Теория: История бисероплетения. Организация рабочего места при бисероплетении.
Бисер, стеклярус, нити, проволока, леска, фурнитура, иглы, инструменты. Техника
безопасности при работе с бисером.

6.2 Тема: «Приемы работы с бисером. Технология плетения цепочки «змейка»
Теория: Технология плетения цепочки «змейка»
Практика: Плетение цепочки «змейка»
6.3 Тема: «Технология плетения цепочки «крестик»
Теория: Технология плетения цепочки «крестик»
Практика: Плетение цепочки «крестик»
6.4 Тема: «Технология плетения цепочки «цветочки»
Теория: Технология плетения цепочки «цветочки»
Практика: Плетение цепочки «цветочки»
6.5 Тема: «Технология плетения цепочки «восьмерка»
Теория: Технология плетения цепочки «восьмерка»
Практика: Плетение цепочки «восьмерка»
6.6 Тема: «Технология подплетения цепочек»
Теория: Способы подплетения цепочек.
Практика: Упражнения по подплетению цепочек разными способами.
6.7 Тема: «Соединение цепочек в круг. Закрепление и удаление нитей.
Креплениезамков»
Теория: Правила соединения цепочки в круг, закрепления и удаления нитей. Способы
крепления замка.
Практика: Соединение цепочки в круг, закрепление нитей, крепление замка.
6.8 Тема: «Плетение браслета «Зигзаг»
Теория: Изучение и зарисовка схемы плетения браслета.
Практика: Плетение браслета.
6.9 Тема: «Плетение ожерелья «Сиреневый туман»
Теория: Изучение и зарисовка схемы плетения ожерелья.
6.10 Тема: «Технология плетения цветов на проволоке и леске»
Теория: Способы и приемы плетения цветов.
6.11 Тема: «Способы плетения элемента «листик»
Теория: Изучение способов плетения элемента «листик».
Практика: Упражнения по плетению элемента «листик».
6.12 Тема: «Технология плетения элемента «тычинка»
Теория: Изучение технологии плетения элемента «тычинка».
Практика: Упражнения в плетении элемента «тычинка».
6.13 Тема: «Технология плетения элемента «ромашка»
Теория: Изучение технологии плетения элемента «ромашка».
Практика: Упражнения в плетении элемента «ромашка».

6.14 Тема: «Технология плетения элемента «мак»
Теория: Изучение технологии плетения элемента «ромашка».
Практика: Упражнения в плетении элемента «ромашка».
6.15 Тема: «Сшивание лепестков в цветок»
Теория: Способы сшивания лепестков в цветок.
Практика: Упражнения по соединению лепестков в цветок.
6.16 Тема: «Плетение бабочки»
Практика: Изготовление бабочки.
6.17 Тема: «Технология оплетения бисером»
Теория: Способы оплетения бисером объемных вещей.
Практика: Оплетение деревянной заготовки в форме яйца
Тема: «Итоговое занятие.
Выставка работ детей



















Планируемые результаты обучения
По окончании обучения учащиеся должны:
Предметные результаты
знать и уметь :
Технику изонити.
Правила техники безопасности при работе со швейными инструментами и
принадлежностями;
Правила техники безопасности при вязании крючком;
Технику бисероплетения;
Изготавливать цветы, игрушки, браслеты, колье из бисера;
Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения
замысла.
Создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры, игрушки) с
использованием изученных видов рукоделия;
Метапредметные результаты
Разбираться в направлениях и течениях современных видов рукоделия.
Уметь осуществлять информационный поиск.
Анализировать проделанную работу.
Находить пути и средства устранения ошибок.
Личностные результаты
Ответственно относиться к процессу обучения. Помогать товарищам в сложных
жизненных ситуациях.
Соблюдать правила безопасного образа жизни.
Выполнять общепринятые правила поведения в обществе.
Уважительно относиться к культурным традициям своей страны.
Бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

 Осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной программы»
2.1 Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36
Начало занятий групп всех годов обучения – с 1 сентября, окончание занятий –
31 мая, продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.
2.2 Условия реализации программы
Перечень материально-технического обеспечения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Наименование

I ступень

II ступень

1II ступень

Ноутбук
Стол
Стул
Мультимедийный проектор
Колонки
Экран
Видеофильмы
Презентации
Опорные конспекты
Инструкционные
и
технологические
карты
Схемы, выкройки
Подборка журналов

1
8
16
1
1
1
по тематике
по тематике
по тематике
по тематике

1
8
16
1
1
1
по тематике
по тематике
по тематике
по тематике

1
8
16
1
1
1
по тематике
по тематике
по тематике
по тематике

по тематике по тематике по тематике
по тематике по тематике по тематике

Информационное обеспечение
Подключение к сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, имеет среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю детского объединения без
предъявления требований к стажу работы.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем
требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным
нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
2.3 Формы аттестации/контроля
Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения,
разработаны
следующие
формы
отслеживания
результативности
данной
образовательной программы:
начальная диагностика;
использование методов специальной диагностики, тестирования;
викторины;

творческие задания;
игры;
практические работы;
самостоятельные работы;
презентации творческих проектов;
участие в выставках, конкурсах.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (январь);
- итоговый контроль (май).
Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и
направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и
практических ЗУН, сформированности личностных качеств. Это защита проектов.
Кроме того, учебно-тематический план каждого года обучения содержит в себе
вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику
и введение в программу, итоговое занятие — промежуточную или итоговую
диагностику.
Для каждого учащегося важно продемонстрировать свои творческие
достижения, получить одобрение и справедливую оценку своих стараний от педагога,
родителей и сверстников. Критериями освоения программы служат знания, умения и
навыки учащихся, позволяющие им создавать собственные творческие работы,
исследовательские проекты и презентации.
2.4 Оценочные материалы
В конце каждого учебного года проводится промежуточная аттестация
учащихся, а по завершении курса обучения по программе, проходит итоговая
аттестация с использованием диагностических методик:
Развитие познавательных процессов:
Составление алгоритмов.
Личностное развитие учащихся:
«Диагностика личностной креативности» (Е.Е.Туник);
«16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла» (детский вариант,
адаптированный Э.М. Александровской);
«Методика определения самооценки детей» (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
2.5 Методические материалы.
Методическое обеспечение
№
п/п

Название
раздела, темы
Вводное

Дидактикометодический
материал
раздаточный

Формы, методы, приемы
обучения

Формы подведения
итогов

Словесный: рассказ, беседа, Начальная диагностика

1.

2.

3.

4

5

6.

5.

материал
Видеоматериалы,
инструкционные
карты, схемы
видеоматериалы,
Шитье
иллюстрации,
инструкционные
карты
мультимедийные
Вязание
материалы,инструкц
крючком
ионные
карты,
шаблоны, выкройки
Схемы,
Вышивка
инструкционные
крестом
карты,
демонстрационный
материал
Схемы,
Вышивка
инструкционные
лентами
карты,
демонстрационный
материал
Бисероплетение Схемы,
инструкционные
карты,
демонстрационный
материал Журналы,
книги по рукоделию,
компьютерные
программные
средства
Итоговое
занятие
занятие
Изонить

объяснение.
Практический:
упражнения,
практическая
работа. Коллективный: работа
в группах. Наглядный: показ,
анализ видеоматериалов
Частично-поисковый
анализ текста,
Индивидуальный
самостоятельная работа
Проблемнопоисковые:
выполнение
творческих
заданий,
исследование,
творческая
мастерская,
практикум.
Исследовательский: решение
проблемных ситуаций

Мини-выставка
выполненных
работ,
участие в конкурсах
Проверка практической
работы
Мини-выставка
выполненных
работ,
участие в конкурсах
Мини-выставка
выполненных работ,
участие в конкурсах
Мини-выставка
выполненных работ,
участие в конкурсах
Мини-выставка
выполненных
работ,
участие в конкурсах

Выставка работ

2.6 Список литературы











для педагога
Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения
образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.
Андреева И.А. Рукоделие. Популярная энциклопедия.,1998 г.
Андреева И.А. Шитье и рукоделие. Энциклопедия.,2000 г.
Ануфриева М. А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010
Бабанский Ю.К. «Педагогика» М. «Просвещение» 1988 г.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.:
Просвещение, 1984.
Лазарева А.Г. Дополнительное образование детей. Сборник авторских
программ. Выпуск 2
Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки. АСТ, Астрель, Харвест,
2009 г.
Рондели Д.Л. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984

















для учащихся
Андрющенко И. В., Коваленко Т. А. Техника плетения бисером. – М.: АСТ;
Донецк: Сталкер, 2006;
Бисер-Land. Изделия наших читателей. Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА
принт, 1999;
Волчек Н. М. Фенечки из ниток и бисера. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005;
Лихачева Т. Г. Моя подружка – мягкая игрушка/Художники В. Х. Янаев, В. Н.
Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг,
2001;
Миронова Т. В., Ермакова С. О., Доброва Е. В. Вышивка крестом. Большая
коллекция узоров. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010
Интернет-ресурсы
http://www.vilushka.ru/pr_ts3.html
http://www.bicer.ru/
http://www.formula-rukodeliya.ru/
http://amigurumi.com.ua/
http://homyakov.net/
http://salfetka.at.ua/
http://subscribe.ru/group/mir-rukodeliya-ot-a-do-ya/
http://vyazusama.narod.ru
http://uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm

Приложение 1 к программе
Календарный учебный график
№

мес
яц

чис
ло

Время
провед
ения
заняти
й

Форма
занятий

1-

Теория

2

Теория
Практика

3-4

Теория
Практика
Теория
Практика

5-6

Кол
Место
ичес
проведен
тво
Тема занятия
ия
часо
в
2
Вводное занятие
2
Знакомство. Задачи курса. Структура работы.
Техника кабинет
безопасности при работе в кабинете. Правила поведения на
занятиях.
24
Изонить
2
Изонить (ниткография). Исторические сведения об изонити.
кабинет
Организация рабочего места. Материалы,
инструменты.Техника безопасности на рабочем месте.
Последовательность работы.
4
Приемы заполнения углов.
кабинет
4

Приемы заполнения окружности.

кабинет

7

Практика

2

Приемы заполнения треугольника.

кабинет

8

Практика

2

Приемы заполнения квадрата и ромба.

кабинет

9

Практика

2

Технология изготовления открытки. Открытка «Уточка».

кабинет

10

Практика

2

Изготовление открытки «Бабочка».

кабинет

11

Практика

2

Технология изготовления работы «Зайчик».

кабинет

12

Практика

2

Изготовление открытки «Собачка».

кабинет

Форма контроля

Начальная диагностика

Наблюдение

Проверка практической
работы
Проверка практической
работы
Проверка
работы
Проверка
работы
Проверка
работы
Проверка
работы
Проверка
работы
Проверка
работы

практической
практической
практической
практической
практической
практической

13

1415

Практика
Теория
Практика

1617

2

Осенняя фантазия. Итоговое занятие по технике «Изонить».

8
4

Шитье
Организация рабочего места. Техника безопасности при
работе с ручными инструментами. Технология выполнения
ручных швов.
Технология изготовления игольницы.

4

кабинет

Мини-выставка
выполненных работ

кабинет

Викторина
Проверка
практической работы

кабинет

Проверка практической
работы

кабинет

Наблюдение Проверка
практической работы
Проверка практической
работы

18

Теория

26
2

1920

Теория
Практика

4

Вязание крючком
Организация рабочего места. Материалы, виды крючков.
Техника безопасности. Начало вязания. Вязание цепочки.
Основные виды петель. Чтение схем.

21

Теория
Практика

2

Технология вязания полотна.

кабинет

Проверка практической
работы

22

Теория
Практика

2

Технология вязания по кругу

кабинет

Проверка практической
работы

23

Теория
Практика

2

Амигуруми. Технология вязания игрушек.

кабинет

Проверка практической
работы

2426
2729

Практика

6

Вязание игрушки. Смешарики.

кабинет

Выполненная игрушка

Практика

6

Вязание игрушки. Мишка Тедди.

кабинет

Выполненная игрушка

Практика

2

Итоговое занятие по разделу «Вязание крючком».

кабинет

Мини-выставка
вязаных игрушек

18

Вышивка крестом
кабинет

Наблюдение

кабинет

Проверка практической
работы

кабинет

Наблюдение

30

Теория

2

3132

Теория
Практика

4

Организация рабочего места. Материалы, инструменты.
Техника безопасности.
Технология выполнения шва простой крест.

33

Практика

2

Чтение схем. Выбор схемы.

кабинет

3437
38

Практика

8

Вышивание небольших мотивов.

кабинет

Вышитые миниатюры

Практика

2

Итоговое занятие по разделу «Вышивка крестом

кабинет

Мини-выставка
вышитых сувениров

16

Вышивка лентами
Организация рабочего места. Материалы, инструменты.
Техника безопасности.
Технология выполнения швов, применяемых при вышивке
лентами.
Вышивание миниатюры, картины в технике «Вышивка
лентами»
Бисероплетение

кабинет

Наблюдение

кабинет

Проверка практической
работы
Вышитая работа

39

Теория

2

4142
4347

Теория
Практика
Практика

4
10
48

кабинет

48

Теория

2

Организация рабочего места. Материалы и инструменты.
Техника безопасности.

кабинет

49

Теория
Практика

2

Приемы работы с бисером. Технология плетения цепочки
«змейка».

кабинет

Проверка практической
работы

50

Теория
Практика

2

Технология плетения цепочки «крестик».

кабинет

Проверка практической
работы

5152

Теория
Практика

4

Технология плетения цепочки «цветочки

кабинет

Проверка практической
работы

53

Теория
Практика

2

Технология плетения цепочки «восьмерка».

кабинет

Проверка практической
работы

54

Теория
Практика

2

Технология подплетения цепочек.

кабинет

Проверка практической
работы

5556

Теория
Практика

4

Соединение цепочек в круг. Закрепление и удаление нитей.
Крепление замков.

кабинет

Проверка практической
работы

5759
6063

Практика

6

Плетение браслета «Зигзаг».

кабинет

Выполненное изделие

Практика

8

Плетение ожерелья «Сиреневый туман».

кабинет

Выполненное изделие

64

Теория

2

Технология плетения цветов на проволоке и леске.

кабинет

Проверка практической
работы

65

Практика

2

Способы плетения элемента «листик».

кабинет

Проверка практической
работы

66

Практика

2

Технология плетения элемента «тычинка».

кабинет

Проверка практической
работы

67

Практика

2

Технология плетения элемента «ромашка».

кабинет

Проверка практической
работы

68

Практика

2

Технология плетения элемента «мак».

кабинет

Проверка практической
работы

69

Практика

2

Сшивание лепестков в цветок.

кабинет

Проверка практической
работы

70

Практика

2

Плетение бабочки.

кабинет

Выполненное изделие

71

Практика

2

Технология оплетения бисером.

кабинет

Выполненное изделие

72

Практика

2

Итоговое занятие

кабинет

Выставка работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».